Пост изготовлен на основе компилляции фрагментов из
книги про то, как Ф.Б. Кабуки спасал, с дополнениями, которых в исходном книжном тексте нет.
Тот самый знаменитый на весь мир Ginza crossing, или по-простому перекресток на токийской улице Гиндза в том виде, в котором он пребывал весной 1946 года. В правом нижнем углу видно не до конца разобранные завалы, оставшиеся от разрушенного Союзными бомбардировками здания. Если вдруг кому-то захочется увидеть больше, то
вот здесь обнаружилась весьма приличная подборка "лайфовских" фотографий на заданную тему. Там правда сильно доверять подписям не стоит, ибо подписывавший фотографии корреспондент не всегда угадывал происходящее.
Бауэрс получал около 250 долларов в месяц, плюс дополнительные выплаты на проживание за рубежом. В контексте тягот, выпадавших на долю среднестатистического японца, это был очень солидный доход. У Бауэрса также был штат прислуги в составе трех человек, который сначала оплачивало американское правительство, а потом (как и все прочие расходы Оккупационной администрации) возмещали японцы. В штате числились: японский и европейский повара, а также японская горничная.
9 сентября 1945 года, на следующий день после поселения Макартура в здании американского посольства, в газете «Асахи» появилась публикация, из которой следовало, что курс доллара будет равняться пятнадцати иенам.
Хасэгава Тадаси, довоенный друг Бауэрса, устроился после войны на работу в технический отдел радиостанции Вооруженных Сил. Он вспоминает, что получал 60 долларов в месяц, или же 900 иен, если пересчитывать по курсу один доллар к пятнадцати иенам. Ёнэяма Итио (1903 года рождения) работал цензором в отделе оккупационной администрации под начальством Бауэрса. Его жалование составляло 1300 иен в месяц (около 68 долларов) и он рассказывал, что «средняя зарплата работника на японском предприятии составляла примерно 500-600 иен (33-40 долларов)». Начальная зарплата банковского служащего в 1945 году составляла 80 иен в месяц, однако из-за огромной инфляции к 1947 году выросла до 220 иен, а к 1948 году - до 500. Член кабинета министров получал 1500 иен в месяц в 1946 году, годом позднее его жалование выросло до 5500 иен, т.е. увеличилось на 350 процентов. Месячное жалование премьер-министра в 1946 году составляло 3000 иен, а в 1948 - уже 25000. Курс «1 доллар к 15 йенам» продержался около года. 13 марта 1947 года заголовок в «Асахи» гласил: «Курс обмена пересмотрен и равен 1 доллару к 50 иенам».
В свои двадцать восемь лет Бауэрс мог гордиться тем, что зарабатывает больше японского премьер-министра и близок к Верховному командующему [т.е. к самому Дугласу Макартуру], рядом с которым он находился почти все время на протяжении 1946 года, и с которым работал ежедневно.
«В те дни у меня было много власти, чем я и пользовался», - вспоминал Бауэрс.
Одной из вещей, для которых Бауэрс использовал свою власть, была добыча еды и других труднодоступных товаров для своих японских друзей. Довольно иронично, что одним из этих друзей был генерал-лейтенант Арисуэ Сэйдзо: - офицер,
принимавший передовую группу на аэродроме Ацуги.
Катаока Нидзаэмон XII в роли Осомэ в постановке пьесы "Скандальная любовь Осомэ и Хисамацу" 1939 года.
Нехватка еды была такой, что привела к одному из самых ужасных инцидентов в периоде, последовавшем сразу же за Второй мировой. В его центре оказался ведущий актёр амплуа оннагата Катаока Нидзаэмон XII (1888-1946 г.г.). 6 марта 1946 года Нидзаэмон, его жена и еще двое домочадцев были зарублены топором в доме актера в районе Сэндагая*. Убийцей был двадцатидвухлетний член труппы Нидзаэмона. После того, как 20 марта полиция арестовала скрывавшегося в пригородном онсэне беглеца, тот заявил, что ему не давали столько же еды, сколько получали другие домочадцы и участники труппы. Газеты также связывали эту трагедию с ассоциирующейся с феодализмом старомодной моделью взаимоотношений «учитель - ученик», которой придерживаются в Кабуки.
А вот Оноуэ Кикугоро: VI и Накамура Китиэмон I, большие звезды, известные как тандем Кику-Кити, были весьма влиятельными театральными богами, и ни в чем не нуждались.
Шестой носитель великого актерского имени Кикугоро: из дома Оноуэ был блистательным актером Кабуки и великим сибаритом, благо талант и связи позволяли ему роскошествовать даже в тяжелые для Японии времена.
Ацуми Сэйтаро: написал про славившегося своей избалованностью Кикугоро: так:
«Это было время, когда еды не хватало, но Кикугоро: говорил «принесите мне угря», и ему приносили угря. Сакэ не было, но ему не надо было говорить «мне хотелось бы немножко сакэ», так как у него было сакэ в достатке… В то время некоторые вещи достать было невозможно, но престиж Кикугоро: был таков, что ему приносили всё по одному телефонному звонку. Так что у актера всегда было вдоволь лапши-соба, тэмпуры, суси и всего такого прочего».
Накамура Китиэмон I был не менее блистательным актером, нежели Кикугоро: VI и столь же большим любителем ни в чем себе не отказывать. Согласно книге
"К Востоку от дома" Сантхи Рамы Рау, в 1947 году Китиэмон I жил в более благополучных условиях, нежели даже многие из родственников жен принцев из императорской семьи.
В свою очередь, Китиэмон I покупал роскошные машины в то время, когда люди страдали от послевоенного дефицита. В своей автобиографии актер откровенничал: «Моей первой машиной был «хадсон», но после переезда в Усигомэ я пересел на «студебекер».
--------------------------------------------------------------------------------------------------
*Примечание:
В обычной жизни Нидзаэмон XII выглядел вот так
В книге про спасение Кабуки несколько туманно приводятся трагические обстоятельства, приведшие к смерти актёра и по сему я попробую немного дополнить то, о чем там идет речь. Иида Тосиаки был рядовым "драматургом" в труппе Нидзаэмона. В данном случае японское слово 作者 - сакуся, в контексте Кабуки обычно обозначающее человека, в чьи обязанности в старые времена входило составление подстрочников для актеров, следует понимать скорее в смысле "подсобный рабочий сцены".
В наше время в Кабуки подобный персонал является субъектом дирекции театров (и у них даже есть свой профсоюз), но до середины 1960-х годов положение вещей для технического персонала Кабуки было таково, что они находились на обеспечении звездного актера. Иида Тосиаки как раз и был таким ничем не примечательным подсобным рабочим, находившемся в прямой зависимости от милостей своего работодателя, которым был Нидзаэмон XII. В роковой день 6 марта 1946 года Иида пришел к актеру, чтобы добиться от того повышения своего жалования, которое у него по каким-то причинам было даже ниже, нежели у его сослуживцев, занимавших одинаковое с ним положение в труппе. Нидзаэмон XII ответил отказом, после чего вспыхнула ссора, завершившаяся убийствами. В книге про Ф.Б. сказано, что Иида убил четверых, но
в иных источниках сообщается, что жертв было пять: сам Нидзаэмон XII, его жена, третий сын актера и две служанки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------