Вот такая интересная фотография отыскалась. Военный аэродром Ацуги, 28 августа 1945 года. Как бы момент самой первой встречи командира передовой группы будущей американской оккупацинной администрации полковника Чарльза Тенча и главы принимающей стороны в лице генерал-лейтенанта Арисуэ Сэйдзо.
Ацуги далековато от Токио находится, но это был самый удобный аэродром из уцелевших поблизости от японской столицы, и чуть ли не единственный с неповрежденным бетонным покрытием взлетно-посадочных полос, длинны которых хватало для безопасной посадки американских военно-транспортных самолетов. В этом смысле солдатам и офицерам передовой группы, которым предстояло за два дня приготовить Японию к прилету главнокомандующего оккупационными войсками, опасаться было нечего.
Однако безопасность посадки была не единственным поводом для нервозности. Солдаты и офицеры передовой группы были первыми американскими военными на территории капитулировавшей японской метрополии. Даже с учетом всех предварительных договоренностей и заверений, вероятность разного рода неприятных неожиданностей, вроде нападения каких-нибудь не примирившихся с поражением группировок, исключать было нельзя. У передовой группы не было даже уверенности в том, что при подлете к Ацуги по ним не начнуть палить аэродромные зенитки.
С другой стороны, неизвестно кого все эти факторы неопределенности беспокоили больше - американцев, или японцев, для которых любой инцидент с прибывающими мог закончиться прекращением перемирия и возобновлением военных действий. Генерал Арисуэ был настолько озабочен приданию аэродрому демилитаризованного вида, что за несколько дней до прибытия первых американцев всем стоявшим на поле и выглядевшим боеспособными самолетам был придан нерабочий вид, а затворы зенитных орудий были аккуратно извлечены, распилены и сложены так, чтобы было видно, что зенитки для ведения огня не пригодны.
Несчастный японский генерал должен был испытать массу самых ужасных чувств, когда в назначенный день американский самолет появился... с противоположной от ожидаемой стороны. На самом деле, ничего страшного не произошло - это была ошибка штурмана, неверно рассчитавшего координаты для захода на посадку, но встречающая сторона выстроила почетный караул и провела все прочие приготовления, исходя из расчета, что американский самолет остановится где-то на их стороне взлетно-посадочной полосы. Пришлось генералу с другими делегатами запрыгивать в штабные машины и, едва самолет с американцами прогудел над их головами, на всех парах нестись за ним. Представляете чувства генерала, если он думал что-нибудь наподобие: "А что если американцам пришлось сменить курс из-за присутствия в воздухе каких-нибудь подозрительных самолетов?"
На самом деле протокольный кадр для газет и кинохроники (уж простите мне повтор фотографии), с которого начался этот пост, был сделан несколько позднее момента собственно высадки прибывших - дело было уже после того, как американскую делегацию привезли на место, где японцы собирались встречать их изначально. На этом кадре справа от полковника Тенча будет долговязый американский офицер с щегольскими усиками. Знаков различия не видно, но этот человек носил звание капитана Армии США и на тот момент являлся старшим переводчиком передовой группы 8-й армии США. Неизвестно, был ли он самым первым американским военным вообще, ступившим на землю капитулировавшей Японии, но совершенно точно, что именно он был первым американским офицером, сделавшим это. Первый неформальный вопрос, который задал этот человек встречающим японцам после обмена приветствиями, был: "Скажите, жив ли еще
Удзаэмон?"