В
кинорулетке от
altereos мы смотрим классические нуары, про которые хозяин рулетки напоминает следующее:
"Классические нуары - американские фильмы 40-50-х годов, разновидность криминальных драм с элементами мелодрамы и специфической мрачной атмосферой. Особенности жанра: события разворачиваются вокруг убийств, важную роль играют "роковые женщины" (femme fatale), многие сцены происходят ночью + особое освещение, экзистенциальные переживания героев"
Мне, похоже, достался самый первый классический нуар, вышедший в 1940 году. Вот это удача!
Итак, Незнакомец на третьем этаже / Stranger on the Third Floor.
Репортер Майк неожиданно для себя становится главным свидетелем по делу об убийстве - он случайно увидел Бриггса рядом с трупом в кафе, Бриггс пытался после этого скрыться, его быстро нашли, и вот суд. Но девушка Майка Джейн очень болезненно воспринимает всю эту ситуацию, а на суде Бриггс истошно вопит, что он невиновен.
Я была уверена, что Майк, в душу которого должны были закрасться сомнения по поводу виновности Бриггса, займется самостоятельным расследованием убийства. А вот и нет! Волею судеб, а вернее сценаристов, Майк попадает в схожие обстоятельства, причем подано это настолько прямолинейно, что в современном фильме это вызвало бы у зрителя фейспалм, однако, эта прямолинейность, да и последующие причуды совершенно неправдоподобной истории искупаются великолепным сюрреалистическим кафкианским сном главного героя. Фильм черно-белый, что усиливает воздействие страшного видения, посетившего Майка, теперь уже он - подсудимый, и те же судья, кровожадный прокурор и незадачливый адвокат выполняют свою будничную работу, только гротескно. Гротеск касается и присяжных, если в реальности один присяжный задремал, то во сне Майка спят - все!
Кроме того, великолепна игра света и теней, и сама атмосфера, особенно, в заключительной части фильма, в которой действие происходит ночью, что усиливает ощущение страха и злого рока. Работа камеры Николая Мусураки изумительна. Диагональные черные линии разрезают экран, чернильные тени тяжелы, стилизованный экспрессионизм сновидения впечатляет.
Актеры на своих местах, красавчик Джон МакГуайр в роли честного и прямодушного Майка, Маргарет Толличет чудесна в роли его невесты, ее героиня не просто красива, она искренняя, трогательная, чистая душа. Хорош и Петер Лорре, которому досталась роль зловещего Незнакомца.
Любопытны царившие строгие нравы того времени, Джейн, конечно, не ходила в гости к Майку, это же неприлично, но однажды была вынуждена зайти из-за дождя, и, о Боже, какой разгорелся скандал, хозяйка дома и бдящий за порядком сосед ворвались в квартиру и устроили обструкцию молодым людям: сюда нельзя ВОДИТЬ ЖЕНЩИН!
Немало доставляет, как всегда, американский суд, засудивший Бриггса на основании косвенных улик. Майк высказывает свои опасения другу, что, мол, ни одной прямой улики не было. На что тот цинично отвечает, что если бы судили только на основании прямых улик, не было бы осужденных! В другом разговоре друг замечает, что беспокоиться не о чем, казнят Бриггса и, даже если он невиновен, останется еще много людей на белом свете.
Сегодня фильм выглядит довольно наивным, ну и сюжет фейспалмный уж больно надуманный в угоду морализаторству, но любопытно было ознакомиться с одним из первых образчиков жанра, а некоторые моменты даже доставили удовольствие.