На полях мемуаров - 24. Цветная революция. Шевалье де Сен-Жорж, Дюма-дед и другие.

May 23, 2020 23:58


Расскажу про одну не самую обычную воинскую часть, которую маркиза де Ла Тур дю Пен встретила в начале декабря 1792 года вблизи города Монса (это в нынешней Бельгии).

Поскольку может оказаться, что мои тексты читают не только те, кто меня знает лично, давно и хорошо, но иногда и кто-то еще («неопределенный круг лиц»), то вот вам, говоря нынешним языком, дисклеймер:

Маркиза де Ла Тур дю Пен, чьи мемуары я перевела с французского, родилась в 1770 году, и ее представления о должном, приличном, допустимом и т.д. в основном соответствовали ее времени. Если она пишет в мемуарах «негр герцога Орлеанского» или «мой негр Замор», то я не вижу смысла заменять слово «негр» на что-нибудь политкорректное. Тем, чьи чувства это оскорбляет, предлагаю воздержаться от чтения этого текста.



Портрет негритенка в военной форме (портрет тамбур-мажора?). Автор неизвестен. Около 1804.

А тем, кого слово «негр» не смущает, сообщаю заранее, что историй про негров будет несколько, поскольку много обнаружилось интересного и неожиданного. Материал уже собран; по мере того, как будут появляться готовые тексты, я буду добавлять на них ссылки в этот пост. Планирую отдельно написать про «негров герцога Орлеанского» (их было несколько, и по крайней мере о троих есть что рассказать), про Заморов (их тоже было довольно много, и литературных персонажей, и, так сказать, «физических лиц») и про чернокожих улан Морица Саксонского (это довольно далеко от мемуаров маркизы де Ла Тур дю Пен, но уж больно интересно).

Отправная точка, как обычно, цитата из мемуаров. Дело происходит в начале декабря 1792:



«Выезжая оттуда [из Монса], мы встретили эскадрон, состоящий из одних негров, которые все были на прекрасных лошадях и превосходно экипированы. Командовал ими красавец негр герцога Орлеанского-Эгалите. Он звался Эдуард и был хорошо знаком с моим негром Замором, который попросил разрешения провести день со своими сородичами. Я опасалась, что его завербуют и больше я его не увижу, но я ошибалась. Этот славный малый весь день принимал угощение от своих товарищей, но вечером вернулся ко мне и не преминул мне рассказать, своими наивными словами, обо всем, что делалось, чтобы его прельстить. Верность мне возобладала в нем, за что я ему была очень благодарна.»



Маршрут: Гаага - Горкум (он на карте не обозначен, место указано примерно) - Бреда - Антверпен - Мехелен - Брюссель - Монс и дальше уже по французской территории в окрестности Амьена. 6 ноября 1792 в сражении при Жемаппе (на карте совсем рядом с Монсом) революционная Северная армия под командованием генерала Дюмурье разбила австрийцев; 14 ноября был взят Брюссель, 27 ноября - Антверпен.

Люси с маленьким сыном, верной Маргаритой и негром Замором, которые оставались с ней в Гааге после отзыва мужа с должности посла, предстояло ехать через линию фронта и боевые порядки революционной армии, поэтому муж отправил за ней доверенного камердинера, а от границы Австрийских Нидерландов их сопровождал знакомый офицер. Из Гааги Люси выехала 1 декабря, и по описанию путешествия выходит, что до Монса они добрались на четвертый или пятый день пути; будем считать, что встреча с негритянским эскадроном произошла 6 декабря. Эта дата - 6 декабря 1792 года, 16 фримера I года Республики - примечательна для истории той воинской части, о которой идет речь.

По имени своего первого командира эта часть стала известна как «Легион Сен-Жоржа», хотя официальное ее название было Légion franche des Américains et du Midi - «Вольный легион американцев и южан».

«Вольный легион» означает, что туда набирали добровольцев.

20 апреля 1792 революционная Франция объявила войну Австрии (как раз тогда Руже де Лиль написал для Рейнской армии воинственную песню, которая потом станет известна как Марсельеза). На первом этапе французская армия, дезорганизованная из-за эмиграции части офицеров-дворян, терпит поражение за поражением. 31 мая 1792 Законодательное собрание, рассмотрев вопрос о нехватке войск, постановило для службы «исключительно во время нынешней войны» сформировать пятьдесят четыре «вольных роты» численностью каждая до двухсот человек, а также три «вольных легиона», каждый в составе восемнадцати пехотных рот и восьми рот конницы. В легионе, формируемом генералом Келлерманом, костяк конницы должны были составить саксонские гусары и конный полк Руаяль-Альман прежней королевской армии (в обоих полках служили в основном немцы). Еще два легиона формировали маршал Люкнер и генерал Лафайет.

В декрете, среди прочего, было указано, что как минимум половина офицерских и сержантских должностей в этих новых частях должна быть занята лицами, которые «помимо удостоверенных качеств гражданственности и патриотизма, также отлично проходили военную службу и имеют вследствие этого должным образом оформленные патенты, комиссии или отпускные свидетельства, в которых указано, что они со времени революции служили либо в национальной гвардии, либо в линейных частях, либо в легковооруженных войсках во Франции». Оставшиеся должности разрешалось занимать иностранцам, чьи военные таланты известны названным генералам.

После вступления в войну Пруссии Законодательное собрание 11 июля 1792 провозгласило «Отечество в опасности». На призыв вступать в армию откликнулось довольно много добровольцев. Возникла идея сформировать дополнительные легионы по национальному признаку из революционно настроенных иностранцев, проживавших во Франции на положении эмигрантов, а также дезертиров из австрийской и прусской армий. Появились три бельгийских легиона с разными названиями (там служили как раз выходцы из Австрийских Нидерландов), Германский легион Анахарсиса Клотца (его сначала хотели назвать Прусским, а потом Легионом Вандалов - как-то они там, видимо, по-другому воспринимали вандалов; ну, впрочем, более близкий к нам во времени и в пространстве Блок тоже ведь писал про скифов), савойский Легион Аллоброгов. Впрочем, вскоре первоначальные жесткие ограничения отменили и коренных французов тоже стали принимать в эти легионы.



Гийом Гийон-Летьер (1760-1832) «Отечество в опасности». Картина, изображающая запись добровольцев, написана в 1799. Автор, уроженец Гваделупы, был сыном королевского прокурора и освобожденной рабыни; отец привез его во Францию в 1774, отдал в учение к художнику, но официально признал только в 1799.



Фрагмент с хорошим разрешением.

На общей волне патриотического подъема в сентябре 1792 года по инициативе мулата Жюльена Раймона, депутата от свободных цветных Сан-Доминго, был учрежден и тот самый Вольный легион американцев и южан - судя по названию, в то время тоже были озабочены политкорректностью. Под «американцами и южанами» понимали добровольцев из числа находящихся во Франции свободных чернокожих и цветных. В петиции, поданной в Законодательное собрание, Раймон писал: «Если природа, неисчерпаемая в своих сочетаниях, сделала нас отличными от французов по внешним признакам, она, с другой стороны, сделала нас совершенно подобными, дав нам, как и им, пылающее сердце, чтобы сражаться с врагами Государства…». 14 сентября был принят закон о создании легиона в составе 800 пеших и 200 конных егерей - фактически успели набрать только кавалеристов. С 16 сентября по 20 декабря добровольцев записалось около сотни, в основном из Парижа; кое-кто служил в королевской армии и обладал некоторым боевым опытом, хотя большинство военных были военными музыкантами. Командовать легионом поставили тоже музыканта и, говоря нынешним языком, медийную фигуру - Жозефа Болонь де Сен-Жоржа (1745 - 1799).

Сен-Жорж был выдающимся фехтовальщиком, скрипачом-виртуозом, дирижером симфонического оркестра и неплохим композитором, но военного опыта не имел и организаторскими талантами тоже не блистал. Зато фигура была несомненно яркая, ну и связи тоже не помешали (в том числе близкое знакомство с герцогом Орлеанским-Эгалите).



Жозеф де Сен-Жорж в 1768 году (рисунок Эжена де Бомона, опубликованный в «Меркюр де Франс»). Три розочки - масонский символ.

Во Францию будущего Сен-Жоржа привез отец в 1753 году и на первое время отдал в пансион; еще через два года он привез в Париж чернокожую мать Жозефа и поселил ее и сына в своем парижском доме. В 13 лет Жозефа отдали в Королевскую академию фехтования и верховой езды Тесье де ла Боэсьера, и к 17 годам он стал блестящим фехтовальщиком. Когда учитель фехтования из Руана в насмешку обозвал его «мулатом Боэсьера», Жозеф вызвал его на поединок и победил, что сделало его знаменитым. По окончании академии Жозеф Болонь получил официальный статус королевского телохранителя (он числился в полку телохранителей, но в действительности никогда не служил) и дворянство - свое собственное, поскольку отцовское он по закону наследовать так и не мог. Он пользовался большой популярностью и успехом у дам, был хорошим танцором и продолжал заниматься фехтованием.

Играть на скрипке он, видимо, начал учиться еще в детстве, но достоверных сведений об этом нет. В 1764 специально для него написал два скрипичных концерта Антонио Лолли, а в 1766 композитор Франсуа Госсек посвятил ему сюиту струнных трио. В 1769 фехтовальщик Сен-Жорж играл на скрипке в оркестре Госсека, а еще через четыре года стал его дирижером. С 1772 он с большим успехом выступал с сольными скрипичными концертами. В 1770-е годы он писал и собственную музыку: концерты для струнных, духовых, фортепиано, арфы, комические оперы, песни, сонаты, две симфонии. Его покровителем стал герцог Шартрский (будущий герцог Орлеанский-Эгалите), глава масонской ложи «Великий Восток Франции». Но в 1776, когда он попытался занять вакантную должность директора Парижской оперы, три ведущие оперные певицы написали королеве Марии-Антуанетте, что «их честь и деликатность никогда не позволят им подчиняться приказаниям мулата». Чтобы не ставить в неудобное положение королеву, Сен-Жорж снял свою кандидатуру. На свои музыкальные вечера для узкого круга королева по-прежнему приглашала его выступать. Про него еще много всего интересного, пересказывать долго, лучше всего рассказано в английской википедии и на франкоязычных сайтах (в конце есть ссылки на них).

Музыку, написанную Сен-Жоржем, можно послушать - вот, например:

image Click to view





Шевалье де Сен-Жорж. Портрет работы Александра-Огюста Робино, 1787

В 1780-х Сен-Жорж оказался вовлечен в политические затеи герцога Орлеанского и его окружения - с герцогом он был знаком и по музыкальной линии, и по масонской. В 1790 он вступает в Национальную гвардию; в 1791 командует отрядом волонтеров в районе Лилля, ну а в сентябре 1792 его произвели в полковники и назначили командиром Легиона американцев и южан.



Улица шевалье де Сен-Жоржа (бывшая улица Ришпанс). 1745-1799. Композитор и дирижер. Капитан Национальной гвардии Лилля. Полковник Легиона американцев и южан.

Командиром он оказался не очень способным и не очень удачливым, политическая обстановка тоже складывалась для него неблагоприятно, в сентябре 1793 его арестовали, он больше года просидел в тюрьме и вышел уже после термидорианского переворота без предъявления каких-либо обвинений. Какое-то время он пытался вернуть себе пост командира полка, но его время ушло, и в 1795 его окончательно отправили в отставку. Есть предположения, что он еще успел поучаствовать в революционных событиях у себя на родине в Сан-Доминго, но последние годы он посвятил музыке. Умер он от болезни в возрасте 53 лет. Его именем названа улица в Париже.



Портрет генерала Дюма (1797-1803) работы того же Гийома Гийон-Летьера, который написал картину «Отечество в опасности».

Одним из немногих настоящих военных в легионе был будущий генерал Александр Дюма, Тома-Александр Дюма Дави де ла Пайетри (1762-1806), которого Сен-Жорж знал еще по фехтовальной академии (Дюма тоже там учился, хотя и гораздо позже, но Сен-Жорж академию продолжал навещать) и лично пригласил стать своим заместителем. 10 октября 1792 Дюма получил чин подполковника и должность в легионе. В ноябре новоиспеченный подполковник успел съездить в отпуск в Вилле-Котре и жениться на Марии-Луизе Лабурэ, с которой был обручен еще раньше. Младший из их детей, Александр, станет знаменитым писателем.

Легион тем временем стоял в Амьене, добровольцев набралось уже больше двух сотен. Полковник Сен-Жорж откладывал выступление на фронт; он писал военному министру, что личный состав надо сначала хотя бы научить «отличать правое от левого» - нам, конечно, сразу вспоминается «сено-солома» при Петре I.



Портрет генерала Дюма, неизвестного происхождения, но очень похожий на предыдущий. Здесь генерал показан отчетливо темнокожим.

А 6 декабря, когда мемуаристка повстречала в Монсе чернокожих кавалеристов, был принят декрет, согласно которому легион стал чисто кавалерийской частью - 13 конно-егерским полком. С начала 1793 года полк участвует в боевых действиях в Бельгии, в Северной армии под командованием генерала Дюмурье. Александр Дюма, отличавшийся необыкновенной физической силой и храбростью, 30 июля 1793 был произведен в бригадные генералы, и его пути с бывшими сослуживцами по легиону разошлись. 3 сентября того же года он стал дивизионным генералом и был направлен сначала в Байонну (наверное, проезжал через Бордо, где тогда находилась наша мемуаристка…), а потом в Альпийскую армию (наверное, пересекался там с будущим генералом Шамбарлаком). Про него рассказывать не буду - есть на русском языке старая книжка Андре Моруа «Три Дюма» и отличная новая книжка «Черный граф» лауреата Пулитцеровской премии Тома Рейсса.

В составе полка было восемь рот, и в одну из них, первую, собрали всех чернокожих и цветных добровольцев. Среди тех, кто делал революцию, было немало представителей буржуазии из портовых городов Атлантического побережья - Бордо, Ларошели, Нанта, чье благосостояние держалось на колониальной торговле. Они были кровно заинтересованы в сохранении рабовладельческих порядков на принадлежавших Франции островах Вест-Индии и не желали допускать, чтобы цветные набирались познаний в военном деле в сочетании с идеями свободы, равенства и братства. Командовал «черной» ротой Жак Исаак Базонга Сангилу, уроженец Конго, в 1782 году поступивший музыкантом в пехотный полк королевской армии, а в 1789 перешедший в армию революционную. Записавшись в легион в первых рядах 16 сентября 1792, он с учетом армейского опыта получил чин капитана.

Сначала «черную» роту, которую по привычке так и называли «американскими гусарами», хотели отправить на Сан-Доминго, но солдаты снарядили депутацию в Париж с заявлением, что они отказываются служить в колониях и воевать против своих братьев, сражающихся за свободу. Военное министерство в конце концов согласилось в колонии их не посылать. Вместо этого их отправили подавлять роялистское восстание в Вандее. Там была настоящая гражданская война с ужасными зверствами с обеих сторон, и «американские гусары» показали себя не хуже и не лучше всех прочих. Хотя, как пишут, не следует смешивать этих вояк с другими чернокожими, навербованными комиссаром Конвента Каррье в трущобах Нанта - тех тоже по аналогии называли «американскими гусарами», и они-то вместе с головорезами из «легиона Марата» проводили в Нанте массовые казни, топя в Луаре суда с приговоренными контрреволюционерами. После Вандеи из 76 человек личного состава в роте осталось 40.

В 1795 «американских гусар» расформировали, уволив чернокожих офицеров, признанных несоответствующими занимаемым должностям. Было ли это политическим решением, или они действительно оказались не слишком способными командирами, сейчас уже не выяснить. Рядовые и сержанты продолжали служить в разных частях, кое-кто дослужился в итоге до офицерских чинов, но при Наполеоне с карьерой стало совсем плохо - император не желал, чтобы цветные командовали белыми, а в 1804 году восстановил во французских колониях рабство, отмененное было при Республике.

Напоследок еще несколько портретов.



Портрет генерала Дюма в костюме охотника. Работа Луи Гоффье (1762-1801). Портрет написан, видимо, во время итальянской кампании. Художник явно старался не акцентировать негритянские черты в облике генерала.



Портрет генерала Дюма работы Оливье Пиша (1823-1912). Художник, конечно, с генералом знаком не был и ориентировался на предыдущий портрет и на облик того Александра Дюма, которого мы называем Дюма-отцом.



Генерал Дюма. Журнальная иллюстрация 1913 г. Брутальная картинка. Впереди первая мировая...



А здесь еще не война, а благородное искусство. Поединок шевалье де Сен-Жоржа с шевалье д’Эоном 9 апреля 1787 г. в Лондоне. Гравюра В.М. Пико вроде бы по рисунку того же Александра-Огюста Робино. Про шевалье д’Эона (который в женском платье) много всего написано, он тоже был знаменитый фехтовальщик. Никакой ссоры там не было, это показательные выступления.


Collection générale des lois, décrets, arrêtés, sénatus-consultes ...

books.google.ru


Les officiers de couleur dans les armées de la République et de l'Empire (1792-1815)

L'histoire militaire tient une grande place dans la Révolution française et la période du Directoire, du Consulat et du 1er Empire. Les besoins en hommes conduisirent à une intégration plus importante des effectifs noirs et mulâtres des Antilles. Le choix de la condition militaire offrait alors un

books.google.ru


The Negro in France

This historical study examines the black experience in Metropolitan France from the 1600s to 1960. Shelby T. McCloy explores the literary and cultural contributions of people of color to French society -- from Alexandre Dumas to Rene Maran -- and charts their political ascension

books.google.ru


Les esclaves noirs en France et la Révolution (1700-1794) - Persée

www.persee.fr


L'esclavage sur la scène révolutionnaire - Persée

www.persee.fr


Saint-George par l'Or des Îles - Le Chevalier de Saint-George

L’association l’Or des Îles publie une biographie de Saint-George : Le Chevalier de Saint-George naît en Guadeloupe, le 25 décembre 1739. Il est le fils illégitime deGuillaume-Pierre Tavernier de Boullongne et de sa servante Nanon. Joseph a tout juste dix ans lorsque son père rentre à Paris

chevaliersaintgeorge.fr


Saint-George, le musicien que Mozart enviait | Africultures

Une rue inaugurée en 2002 dans le centre de Paris par Bertrand Delanoë, deux concerts en moyenne chaque semaine en France, des centaines d’articles de presse et d’émissions de radio et de télévision depuis 1999, un public aux États-Unis, au Japon, en Russie et en Chine : le  » chevalier  » de

africultures.com



www.ghcaraibe.org

генерал Дюма, Французская революция, Мемуары маркизы де Ла Тур дю Пен, шевалье де Сен-Жорж, XVIII век, легион Сен-Жоржа

Previous post Next post
Up