Заключительная часть перевода вся про море: корабли, капитаны, корабельные сухари, корсары, далекие острова… Изобилие материала для Rapport d’étonnement, и первый, конечно, повод для удивления - насколько же много известно об английских и французских парусных судах! Добрые люди оцифровали и выложили в сеть массу разных подробностей чуть ли не о каждом военном и торговом паруснике (про военные особенно богатая информация вот здесь
https://threedecks.org/), так что и про корсарский барк «Принц Уэльский», и про фрегат королевского флота «Лизард» нашлось много интересного. О корсаре Джеймсе Томсоне, к сожалению, информации мало, зато капитан «Лизарда» Томас Уильямс оказался человеком очень даже известным, будущим адмиралом и командором Ордена Бани, а также одним из основателей Королевской морской школы для девочек из семей моряков.
Джон П. Дженкинсон (1790-1821). Фрегат и шлюп на реке Мерси.
https://artuk.org/discover/artworks/frigate-and-a-sloop-in-the-mersey-103631 ***
«Принц Уэльский»
«Принцев Уэльских», разумеется, было множество и в торговом флоте, и в военном (на одном из них служил в юности капитан Уильямс), но корсарством в начале 1794 года промышлял только один из них.
«Наш» «Принц Уэльский» был барк длиной 31,4 м и шириной 9,4 м, спущенный на воду то ли в 1779 году в Сидмуте, то ли в 1786 году на Темзе (возможно, в 1786 случился капремонт). По данным судового регистра Ллойда, у владельца судна купца Джона Матера раньше было другое судно под названием «Принц Уэльский», которое он к 1787 году успел переименовать в «Ганнибал».
В 1787 году начался самый известный эпизод в биографии нашего «Принца Уэльского» - его зафрахтовали для государственных нужд в качестве транспортного корабля для похода так называемого «Первого флота», направлявшегося в Ботани Бэй (это в Австралии, куда за 10 лет до того плавал капитан Кук).
«Первый флот» в составе двух военных кораблей, трех грузовых и шести транспортов с приговоренными к ссылке преступниками был отправлен в Австралию, чтобы основать там первое поселение на месте теперешнего Сиднея. «Принц Уэльский» был одним из шести транспортных судов и вез, помимо собственной команды численностью около 25 человек, 49 ссыльных женщин, 2 ссыльных мужчин (возмутителей спокойствия, переведенных с другого транспортного судна) и охранявшую их морскую пехоту: двух лейтенантов, трех сержантов, двух капралов, одного барабанщика и 24 рядовых; с шестнадцатью морскими пехотинцами в путь отправились и их жены, а также 6 детей. Отплыв из Портсмута 17 мая 1787 года, корабли достигли Австралии 7 января 1788 года и 20 января вошли в Ботани Бэй; правда, за время путешествия они подолгу стояли на Канарских островах, в Рио-де-Жанейро и в Кейптауне, запасаясь всем необходимым для долгого пути - последний отрезок между Кейптауном и Австралией занял 68 дней. За это время несколько ссыльных умерли от разных причин, а несколько женщин (и ссыльных, и вольных) произвели на свет детей. В целом по экспедиции убыль ссыльных составила около 3%; как пишут, это немного меньше, чем если бы эти люди остались в переполненных тюрьмах в Англии, где обстановка была, мягко выражаясь, нездоровая.
Корабли «Первого флота» входят в Ботани Бэй.
https://dictionaryofsydney.org/entry/first_fleet В Ботани Бэй место оказалось неподходящее для поселения, основную часть ссыльных там даже не стали выгружать, а сразу перебрались в расположенную поблизости бухту Сидней, где и занялись обустройством. При выходе из Ботани Бэй "Принц Уэльский" получил повреждения, столкнувшись с другим транспортным судном при сильном ветре, но порванные паруса удалось быстро починить. Чтобы очистить корпус от наросших ракушек, судно потом вытаскивали на сушу.
Сиднейская бухта.
https://dictionaryofsydney.org/entry/first_fleet Слева, возможно, как раз очищают от ракушек «Принца Уэльского».
Спустя пять месяцев, 14 июля, командующий экспедицией (он же свеженазначенный губернатор Нового Южного Уэльса) Артур Филлип освободил четыре транспортных судна от государственной службы и отправил домой. «Принц Уэльский» вместе с еще тремя судами должен был следовать вдоль Большого Барьерного Рифа по Тихому океану в Батавию (это теперь Джакарта) и дальше через Индийский океан и вокруг Африки. Однако в конце июля при сильном шторме отряд оказался разделен, и «Принц Уэльский» и «Борроудейл» решили повернуть на юго-восток и идти к мысу Горн, чтобы потом зайти в Рио-де-Жанейро и дальше следовать в Европу через Атлантический океан. С «Борроудейлом» их потом тоже разлучила непогода, так что мыс Горн «Принц Уэльский» огибал уже в одиночку. Команда питалась по дороге практически одной солониной, и к сентябрю цинга уже вывела из строя большую часть моряков. В Рио-де-Жанейро судно пришло 13 октября практически неуправляемым: от цинги умер капитан Мейсон, а еще 13 человек не вставали с коек. «Принц Уэльский» дрейфовал на подходе к гавани, пока комендант порта не прислал людей на гребной лодке, чтобы помочь команде.
В английский Фалмут «Принц Уэльский» пришел 25 марта 1789 года, причем, несмотря на незнакомый маршрут и задержки из-за цинги, оказался первым из кораблей «Первого Флота», кто вернулся домой - «Александр», добиравшийся через Батавию и тоже сильно пострадавший от цинги, пришел только 28 мая. Там вообще пришлось затопить второй корабль и забрать к себе остатки команды и груз, потому что на два корабля рук уже не хватало; в Батавии оставили больных долечиваться в госпитале и набрали новую команду, а из прежней домой вернулись только 4 человека.
Корабли «Первого Флота».
https://dictionaryofsydney.org/entry/first_fleet. Слева в профиль изображен барк; возможно, это и есть наш «Принц Уэльский».
Дальше владелец переоборудовал «Принца Уэльского» для китобойного промысла в южных морях, и до начала 1793 года он успел сделать несколько успешных рейсов, после чего его продали некоему Тарлтону. Тарлтон поставил на «Принца Уэльского» двадцать шестифунтовых пушек, нанял капитана, и тот 1 марта 1793 года получил корсарское свидетельство (letter of marque), в котором была указана численность команды 100 человек - нужно же было предусмотреть не только вооруженную силу, но и дополнительную команду для управления захваченным судном в случае успеха.
Уже 7 апреля «Принц Уэльский» захватил французское торговое судно Federatis, шедшее из Кап-Франсе в Бордо с грузом стоимостью 40 тысяч фунтов. Дальше планы владельца изменились, и он нанял нового капитана Джеймса Томсона (или Томпсона - фамилия пишется по-разному), чтобы совершать рейсы из Ливерпуля в Африку и обратно через Вест-Индию, по пути перевозя рабов. Тем не менее, корсарство не исключалось - Джеймс Томсон 4 сентября 1793 года тоже получил корсарское свидетельство, на этот раз на команду в 40 человек.
8 октября по пути из португальского порта Виана в Дартмут «Принц Уэльский» захватил судно «Мэриленд», шедшее из Балтимора в Бордо с грузом кофе, сахара и бочарной клепки. Захваченное судно было отправлено на Монтсеррат (куда так боялась попасть маркиза де Лаж де Волюд). В декабре он отбил у французов ранее захваченное ими английское судно «Бест», направлявшееся из Ланкастера в Вест-Индию, и привел его в Ливерпуль.
Джон П. Дженкинсон (1790-1821). 28-пушечный корабль на реке Мерси.
https://artuk.org/discover/artists/jenkinson-john-p-17901821 Вдали виден Ливерпуль.
В январе 1794 года «Принц Уэльский» отбил и отправил в Опорто британский бриг, ранее захваченный французским военным кораблем.
Ну и в завершение своей корсарской карьеры «Принц Уэльский» под командованием Томсона захватил в марте 1794 года шведский Flugen (что по-шведски означает «Муха») из Мальмё, шедший из Бордо на Сан-Доминго с грузом вина, бренди и текстиля - и, как мы уже знаем, с пассажирами.
После этого владельцы судна опять заменили капитана - видимо, Томсон был более склонен все-таки к корсарству, а не к работорговле. 7 июля 1794 года «Принц Уэльский» под командованием капитана Шиммина отплыл из Ливерпуля в Западную Африку, оттуда с грузом 359 рабов направился в Вест-Индию и по пути повстречался с французским корсаром, на котором было 28 пушек и команда в 300 человек. Французы его захватили и отвели на Сент-Томас, который был тогда датской колонией и, соответственно, нейтральной территорией в конфликте Англии и Франции. Обратим внимание на условия перевозки рабов и ссыльных - по сравнению с рабами ссыльные плыли чуть ли не с комфортом; потери рабов в этом не слишком долгом рейсе составили около 9%.
В 1796 году про «Принца Уэльского» в регистре Ллойда ничего нет, но высказываются предположения, что за это время английский флот успел его где-то в Вест-Индии отбить обратно.
Джон П. Дженкинсон (1790-1821). Вид Ливерпуля.
https://artuk.org/discover/artworks/view-of-liverpool-103632 С 1797 года «Принц Уэльский», уже принадлежащий новым английским владельцам, ходил в качестве торгового судна сначала на Мартинику, потом на Гренаду, потом в Средиземноморье, а под конец в балтийский Мемель (нынешняя Клайпеда); последние записи в регистре датированы 1810 годом. Дальше следы его теряются.
«Лизард»
С названием корабля Lizard мемуаристка (или публикатор воспоминаний) немного ошиблась, назвав его Lésard - ящерица. Эту ошибку совершали многие и после нее, что неудивительно, поскольку английское слово «ящерица», совпадает по написанию с названием полуострова Лизард в Корнуолле, оконечность которого, Лизард Пойнт, является самой южной точкой острова Британия. В честь чего был назван корабль, известно точно, потому что в этой серии из 18 так называемых фрегатов класса Ковентри 10 кораблей получили имена в честь географических объектов, следуя традиции, существовавшей в британском Адмиралтействе еще с 1644 года. Для остальных имена были взяты главным образом из античной мифологии - эта новая традиция была заведена в 1748 году тогдашним Первым лордом Адмиралтейства.
Название полуострова Лизард никакого отношения к ящерицам не имеет; считается, что оно происходит от названия расположенного там поселения на древнем корнуолльском языке; Lys Ardh означало место, где заседал суд.
В 1756 году начавшаяся Семилетняя война полностью загрузила судостроительные мощности Адмиралтейства, и заказы на новые фрегаты разместили на частных верфях. Фрегат «Лизард», второй в своей серии, был заложен на верфи 5 мая 1756 года; его надлежало построить за 12 месяцев. Подрядчик со своими обязательствами справился успешно, и в апреле 1757 года корабль был готов к спуску на воду. Судостроительная фирма честно заработала и получила свои 5540 фунтов 14 шиллингов за корабль с корпусом из дуба, водоизмещением 594 87/94 т. при длине 36,2 м и ширине 10,34 м.
Захват «Кастора» 29 мая 1794 г. Гравюра Томаса Сазерленда, раскрашенная вручную Томасом Дженкинсом Уиткомбом мл. Справа английский военный корабль «Кэрисфорт» из той же серии, что и наш «Лизард». «Кастор», на котором еще развевается французский флаг - тоже английский корабль, который незадолго до того захватили французы, а теперь англичане отбивают его обратно.
https://www.rmg.co.uk/collections/objects/rmgc-object-109627 По штатному расписанию команда должна была составлять 200 человек: капитан, лейтенант, 40 младших офицеров, 91 матрос, 38 морских пехотинцев и 29 человек корабельной прислуги. В числе корабельной прислуги было предусмотрено четыре так называемых «вдовьих» должности - людей на эти должности не назначали, а плата за них шла семьям военных моряков, погибших в море.
На пушечной палубе размещалось 24 девятифунтовых пушки и двенадцать полуфунтовых вертлюжных пушек - их при необходимости можно было снять и установить на шлюпку; на кватердеке было еще четыре трехфунтовых пушки. При последующих ремонтах вооружение обновляли и увеличивали, так что к 1794 году там было еще и пять 24-фунтовых карронад.
1 июня 1757 года «Лизард», уже полностью экипированный, заступил на свою первую службу в составе эскадры, которая сопровождала торговые суда и охотилась за французскими корсарами в окружавших Англию водах. Уже 12 июля того же года «Лизард» захватил небольшой французский корсарский корабль «Зима», а заодно отбил и захваченное «Зимой» английское торговое судно с грузом рома и сахара. Впоследствии «Лизард» еще не раз захватывал французские суда во время военных кампаний; это было дело не только почетное, но и прибыльное, поскольку за судно и груз военным морякам выплачивались призовые деньги.
В 1759 году «Лизард» отправили на североамериканский театр военных действий, где готовилась высадка во французский Квебек; командовал кораблем капитан Джеймс Доэйк (Doake) - интересно, не родственник ли он того одноглазого ветерана Доэка, который возглавлял призовую команду на «Принце Уэльском» в 1794 году? Джеймс Доэйк умер в 1761 г., но его сын или племянник вполне мог бы оказаться в 1794 в команде корсара.
Капитан Томас Уильямс командовал «Лизардом» с 3.12.1792 по 12.5.1794. В это время основной задачей, как и в начале службы корабля, была борьба с французскими корсарами. «Лизарду» поначалу сопутствовал успех; в марте 1793 он успел захватить целых три французских судна: бригантину «Санкюлот» и корсарские корабли «Отважный Кюстин» и «Три друга». Но это были последние подвиги «Лизарда»; спустя год, в мае 1795 года, с командой рассчитались, офицеров определили на другие корабли, а корабль списали. Пять лет он простоял без дела, а потом его переоборудовали под плавучий госпиталь. Оставшиеся три десятка лет старый «Лизард» провел в доках Чатэма, где его использовали как лазарет для больных, выявленных в ходе карантина на прибывающих в Англию судах. В сентябре 1828 года его продали на слом за 810 фунтов.
Портрета Томаса Уильямса нигде нет, поэтому пусть будет другой капитан, Чарльз Инглис (1731-1791), который командовал «Лизардом» в 1770-1773. С этим портретом тоже забавная история - он написан в 1783 году, когда Инглис был капитаном, и изображен он был опирающимся правой рукой на пушку. Но спустя двенадцать лет, когда Инглиса, дослужившегося до контр-адмирала, уже не было в живых, кто-то (предположительно родственники) заказал художнику переделать портрет, и Инглиса одели в контр-адмиральскую форму, включая золотые эполеты, введенные только в 1795 году. Ну и книгу добавили заодно, для пущей красоты.
Генри Рэйберн (1756-1823). Портрет контр-адмирала Чарльза Инглиса.
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Rear-Admiral_Charles_Inglis.jpg Капитан Уильямс
Сэр Томас Уильямс (1762-1841) сэром сделался гораздо позже, а моряком стал еще с детства. Он был старшим сыном капитана военно-морского флота, и отец с семи лет записал его на службу на свой бриг «Пегги», чтобы шел стаж. Возможно, мальчик и в море выходил, но в настоящий боевой поход впервые пошел с отцом на фрегате Active в четырнадцатилетнем возрасте. Еще через два года он уже самостоятельно служил на 74-пушечном «Принце Уэльском» и участвовал в сражениях за острова Сент-Люсия и Гренада (это была война за американскую независимость, в которой союзницей американцев выступила Франция). По возвращении в Англию в декабре 1779 года Уильямса произвели в лейтенанты. В апреле 1783 года он получил под командование плавучую батарею «Носорог» и в составе эскадры обеспечивал эвакуацию английских войск и гражданских лоялистов из Нью-Йорка. После заключения мира, как тогда было принято, на флоте провели сокращение штатов, и Уильямс пять лет оставался безработным, но в июне 1789 года командование, видимо, всерьез задумалось о происходящем во Франции (английское командование оказалось явно предусмотрительнее и решительнее французского) и начало вновь развертывать флот. Уильямс получил назначение на 14-пушечный шлюп «Выдра» и уже в августе начал захватывать суда контрабандистов. Потом был 32-пушечный фрегат 5 класса «Церера», а в 1792 году Уильямс стал капитаном «Лизарда».
Дальше была вполне достойная карьера: ставшее знаменитым сражение с французским фрегатом «Трибюн» 8 июня 1796 года, рыцарское звание в награду и пенсия за ранения в размере 5 шиллингов в день, командование все более значительными кораблями, вплоть до линейного корабля первого класса, командование эскадрами, звание командора Ордена Бани и адмиральский чин…
Сражение «Единорога» с «Трибюн». Гравюра Фрэнсиса Чешэма, акварель Николаса Покока. 1797.
https://www.rmg.co.uk/collections/objects/rmgc-object-155654 32-пушечным фрегатом 5 класса «Единорог» в том сражении командовал Томас Уильямс.
За свою долгую жизнь Томас Уильямс успел трижды жениться и дважды овдоветь, но детей, кажется, не имел. Первый раз он женился в 1792 году на Джейн Купер, кузине романистки Джейн Остен. Братья Джейн Остен, будущие адмиралы, служили потом под его командованием, и он очень способствовал их карьере.
Помимо военно-морских заслуг, Томас Уильямс прославил свое имя еще и вкладом в женское образование: вместе с еще одним адмиралом и одним капитаном они на свои средства (Уильямс внес приличную сумму в 500 гиней) учредили в 1840 году Королевскую Морскую Школу для дочерей офицеров флота и морской пехоты.
В мирное время флотские офицеры, списанные на берег с половинным или даже вчетверо уменьшенным жалованьем, не могли вести подобающий офицеру «благородный» образ жизни, и, в частности, не могли обеспечивать дочерям приличное приданое. С мальчиками было несколько проще - их можно было с девяти лет отдать в юнги, а дальше они уже учились всему на корабле и, если повезет (и если отцовские связи помогут), могли сами сделать карьеру на флоте. Девочкам же без приданого было трудно найти приличного жениха, а зарабатывать на жизнь в качестве прислуги или белошвейки для дочери капитана было зазорно.
Королевская Морская Школа стала одной из первых школ в Англии, где девочкам давали систематическое образование (а не только воспитание по части социальных навыков, религиозных и семейных обязанностей и т.д.), чтобы они могли потом работать учительницами или гувернантками и обеспечивать себя. В школу-интернат первоначально принимали осиротевших дочерей и сестер флотских офицеров. Королева Виктория была в числе первых жертвователей и взяла школу под свой патронаж; королевский патронаж, кстати, сохраняется до настоящего времени.
С 1930 года школа стала принимать приходящих учениц в дополнение к тем, кто жил в интернате, а также девочек из семей, не связанных с флотом. Со временем она объединилась с еще одной женской школой, а с 2011 года стала принимать и девочек, и мальчиков, по-прежнему ставя себе задачу готовить своих учеников к жизни после школы.