Фундаментальная ошибка атрибуции: знать или думать?

Nov 07, 2022 23:05

Перечитывала старый тект про людей с комплексом эксперта. Он кончается тем, что я часто теперь спрашиваю: «ты это думаешь или знаешь?»

Последнее время очень часто это замечаю - люди уверенно говорят то, что не знают и знать не могут; то, что они подумали и тут же  стали выдавать за факт. Особенно это перекликается с наблюдением фундаментальной ошибки атрибуции.

Фундаментальная ошибка атрибуции - явление, которое  выделили психологи в поведении человека. «Фундаментальная» означает, что это ошибка  лежит в основе, в фундаменте  суждения. Ошибка атрибуции - это ошибка приписывания чему-то, отнесения в категорию.

Заключается она в том, что если человек наблюдает что-то (особенно не очень положительное) у других людей - он приписывает это их низким моральным качествам. То же самое у себя - даже если ему теоретически предложить - будет объяснено объективными причинами, уважительными обстоятельствами. Если его подрезали на дороге - ясно, что это гнусный человек,  с наплевательством на безопасность, эгоист и тупица. Если он подрезал - это потому что у него неимоверно срочная и тревожная причина куда-то торопиться (близкий попал в больницу) или его очень расстроили на работе, он пропустил свой съезд на поворот, а ребенка срочно нужно забирать из садика, потому что и так уже поздно.

Примеров можно привести множество. Общее в них одно - вы ничего не знаете о подрезавшем вас человеке, о его обстоятельствах, о его состоянии. Но автоматически выбираете приписать поведение низким моральным качествам, дурному характеру, личным недостаткам.

В интернете это хорошо видно. Какая бы история ни  расстилалась перед глазами читающего, многие тетки (мужчины, наверное, тоже, просто у меня больше наблюдений за  женщинами) начинают уверенно - даже не предполагать! - утверждать, что виной этому такие-то и такие-то дурные качества персонажа, его дурные намерения (любимые - зависть и меркантильность),умышленное отсутствие старательности и прочее. И все это на фоне того, что уверенно говорящие не знают ни обстоятельств произошедшего, ни реальных мыслей, побуждений или целей того, кого обсуждают.

Я не говорю, что дурных целей или дурных моральных качеств не встречается, я говорю про случаи, когда уверенно утверждающий не знает и не может знать, что там на самом деле.

И тут  у меня сразу возникает вопрос - ты это знаешь или думаешь? И видно невооруженным глазом, что человек это думает. То есть сам придумал в ловушке фундаментальной ошибки атрибуции - но  тут же обращается со своей фантазией как с существующим фактом. Конечно,  реально я с таким вопросом ни к кому не пристаю. Но постоянно сейчас им задаюсь, молча. Проверяю и чужие суждения и свои именно на это. Знаем ли мы обстоятельства вокруг ситуации, реально ли мы можем залезть в голову неизвестному нам человеку и точно знать его намерения? Кроме совсем ничтожных случаев, когда мы хорошо  и долго знаем человека и наблюдаем повторяющееся поведение, или когда сам человек лично нам  сказал отчетливо о своих целях и намерениях для вот этого конкретного поведения - кроме этих случаев, у нас нет достаточных оснований делать  твердые выводы о том, что это личность такая дрянная у человека.

То, что вы знаете другие такие случаи или других таких людей - ничего не значит. Это сходит с рук только милой старушке мисс Марпл, которая ловко предсказывает нехорошее поведение незнакомцу оттого, что он внешне похож на кого-то из ее деревни.

Хороший пример отсутствия домыслов - это мой любимый Беспристрастный Свидетель у Хайнлайна. Но противоположных примеров, увы, уйма. Что я сразу думаю про их авторов, я вам рассказывать не буду:)

divan_psychology

Previous post Next post
Up