Выше были определены два класса траекторий системы: консервативный путь утверждения (самоутверждения) отделён от многообразия путей, вдоль которых правящие стремятся уклониться от самих себя.
Говорилось также, что российское общество - общество неопределившихся. Наш фантазийный общественно-политический недострой ими и порожден. Дело не в том, что россияне - например, «национально неопределившиеся». Они неопределившиеся и неопределённые - вообще. Националистический проект представляет собой один из способов исправить недоделку, уговорить принять форму содержание, которое избегает форм и отторгает форму как насилие. (Убедим один раз, дальше пойдет легко, думают идеологи этого направления.) Формы - это и нация, и гражданство, и институты, и законы, и форма форм, имперско-государственный принцип. (В более распространенном «нашем» понимании, наоборот, под империей подразумевается мировая бесформенность.)
Неопределенность возрастает снизу вверх, но начинается сверху. Вверху вообще полная свобода в смысле воля: никаких законов, все позволено и возможно. Правящие стремятся увильнуть от самих себя и все их политтехнологические усилия направлены на это. Воевать, но не подавать виду, контролировать всё, но при том как бы ничего не контролировать и ни за что не отвечать, властвовать, но на каждом шагу подчеркивать свою покорность большинству «простых людей», быть хозяевами огромной страны, но вести себя в ней иммигрантами и т. д.
Выбирая между культурой самоутверждения и техникой избегания себя, носители власти в России совершенствуются в последнем. Они настолько же акультурны, насколько техничны. Формировать ничего не значащие сигналы, мнимые цели, ложные мишени, картонных двойников, подставы и подмены - это их искусство. Ни в коей мере не искусство быть собой. Ничего всерьез, кроме того, к чему нельзя относиться серьезно - как лживый жизненный стиль.
Еще раз повторю, что это неконсервативно.
Быть консерватором сегодня - находить в людях признаки другого отношения к себе и приветствовать, культивировать их. Признаки такого углубления в себя, когда глубина соединяется с высотой («сердце земли - из золота», известно глубочайшим; «мерцает в неукрощенных глубинах, во внемлющей бездне свет»).
Знаки «возвышения в себя» знаменуют новое небо и новую землю.
Правое возвышающее
самосознание_силы создаёт знать. А знать - это уже совсем другая история. Это, наконец, история. Вместо конца истории, в котором будто бы живем.
Продолжение.