Нужно ли бояться полицейского государства?
Глава 4 (ранее:
глава 1,
глава 2,
глава 3)
Эволюция полицейской деятельности местного управления в Англии. Римская Британия.
Говоренкова Татьяна Михайловна - директор Центра «Муниципалитет»
Жуков Алексей Иванович - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, член Клуба муниципальных деятелей.
Савин Дмитрий Анатольевич - соучредитель Фонда муниципальных исследований им. Т.М. Говоренковой и А.М. Якшина, Председатель Московской организации общероссийской общественной организации «Российская Христианско-Демократическая перспектива», м.н.с НИИЯФ МГУ
Часть 2 (ранее:
часть 1)
5. Полицейская деятельность Римской Империи.
Каковы были инструменты для осуществления этого грандиозного замысла?
Во-первых, римская армия, главный механизм как ограждения Империи от угрозы извне, так и подавления волнений внутри Империи (специальных внутренних сил для подавления внутренних беспорядков и восстаний в Римской Империи не существовало). Римская армия времен Принципата была также инструментом романизации Империи: военнослужащими легионов, бывших главной силой армии Римской Империи, могли быть только римские граждане [30].
Во-вторых, монополия Римской Империи на чеканку монеты. С установлением Римской империи города и области, сохранившие право на собственные эмиссии, чеканят только медную монету местного обращения. Над этими многообразными, местными и потому в массовом сознании не совсем полноценными деньгами стоят единственные подлинные, всеобщие деньги: римский серебряный сестерций, серебряный денарий (4 сестерция), золотой аурес (100 сестерциев). Право на их чеканку - монополия императора, и его изображение всегда и всюду украшает их лицевую сторону [31].
В третьих, единая налоговая система, призванная обеспечить Римскую Империю источником средств для осуществления ее деятельности.
В четвертых, выражением единства империи и постоянной взаимосвязи всех ее частей были знаменитые римские дороги. Общая протяженность их составляет 150 тысяч километров (при расстоянии между крайними точками империи 5 тысяч километров), и все они как бы расходятся от единого центра - позолоченного дорожного столба, расположенного в северо-западном углу римского форума, отсюда и знаменитая пословица «все дороги ведут в Рим». Размещенные вдоль дорог станции по стандартно оформленным подорожным предоставляют государственным чиновникам и курьерам лошадей и носилки (частные лица не имели права пользоваться государственной почтовой службой). Такие дороги вызваны практической необходимостью, но есть в них и некоторое символическое значение: проложенные раз и навсегда, неподвластные времени, идущие через горы, реки, болота, пустыни, они завершают и скрепляют завоевание, накладывают на пеструю аморфность этнографии и природы каркас и контур империи [32].
Однако все эти инструменты обеспечения единства государства были доступны (по крайней мере в принципе) и Персидской Империи: в ней существовала и армия, и государственная почта, могла бы существовать и монополия на чеканку монеты (если бы было желание), но все эти инструменты являются только внешними скрепами государства, но не механизмами установления его реального единообразия.
Для установления единообразия нужен был инструмент повсеместного и ежедневного влияния Римской Империи на завоеванные территории, и им стал самоуправляющийся город, устроенный по римскому образцу. Число городов в Римской Империи составляло несколько десятков тысяч, в одной Италии при Флавиях их было 1200. Непрерывно возраставшее городское население достигало размеров по античным масштабам огромных: в Риме жило не менее миллиона человек, в Карфагене к концу II в. по Р.Х. - 700 тыс., в Александрии - 300 тыс. уже на рубеже нашей эры, в Антиохии эта последняя цифра должна была быть превзойдена к концу I в., население Эфеса составляло 225 тыс. человек, Пергама - 200 тыс., в Галлии существовало не менее 15 городов с населением от 40 тыс. до 200 тыс. человек. Именно города, устроенные по единообразному образцу, были инструментом внесения в жизнь покоренных народов общих форм, которые принимали градостроительство, быт и повседневная жизнь [33].
6. Провинциальное управление Римской Империи
Империя была организована вокруг единого центра - Рима, и разделялась на провинции: сенатские, в которых был установлен прочный мир, и которые формально управлялись Сенатом, и императорские, требовавшие размещения постоянных гарнизонов, и находящиеся под управлением Императора. Сенаторскими провинциями управляли назначенные лица из состава Сената с должностями консулов или преторов [34]. Императорским провинциями, как и расположенными там войсками, по закону управлял лично Император, и бывали случаи, когда Император действительно прибывал для того, чтобы взять на себя управление. Однако на практике императорскими провинциями управляли назначенные Императором лица.
Первоначально вся римская Британия составляла одну императорскую провинцию Britanica [35]. Вероятно, первой столицей римской Британии был Кольчестер, но скоро его место занял Лондон (Лондиниум). Задачи назначенного Императором правителя Британии, legatus Augusti pro praetope [36], были прежде всего военными, но в его обязанности входило также поддержание дипломатических отношений с местными зависимыми правителями, строительство дорог, обеспечение функционирования публичной почтовой службы, наблюдение за муниципиями (civitates), исполнение судебных функций в особо важных делах. Статус управляющего провинцией как заместителя Императора с самого начала исключал возможность проведения провинциальными властями Римской Империи самостоятельной политики, отличной от политики центра, и учитывающей особые, региональные потребности. В его обязанности входит проведение в провинции тех мер центральной власти, о которых шел рассказ в предыдущем разделе. При правителе существовал concilium provinciae (провинциальный совет), представляющий муниципии Британии [37], но с чисто совещательными функциями, который нельзя рассматривать как орган, представляющий «земскую» Британию: идея федерации или широкой автономии провинций Римской Империи была чужда, напротив, ставилась задача максимально нивелировать эти особенности.
Легат не был единовластным управителем в Британии. Общий надзор за всеми финансовыми поступлениями из Британии лежал на специальном чиновнике, прокураторе (procurator Augusti), отечественном напрямую перед Императором. В компетенцию прокуратора входило установление различных сборов и налогов, он же был представителем Императора в управлении императорским имуществом в Британии [38].
Римляне многое сделали в Британии, однако не следует забывать и то, что главной особенностью полицейской деятельности Древнего мира было подчинение всех интересов интересам политическим, государственным. Деньги, дороги, градостроительство - все это было направлено к единой цели: созданию механизма, стирающего местную самостоятельность и подчиняющего жизнь господству Рима.
Зато мы не видим среди обязанностей правителя мер по содействию торговле и промышленности, организации образования, медицинской помощи, вообще призрения. Может быть, эти функции возлагались на уровень муниципий (местных самоуправлений)?
7. Полицейская деятельность муниципий
Римская Империя прилагала большие усилия для унификации городских самоуправлений и обустройства их по единому образцу. На Востоке Римской Империи эта политика столкнулась с уже существующими традициями организации местных общин, однако почти везде стремление Империи к единообразию принесло свои плоды. Даже в Египте, где в эллинистическое время полисов было мало, в III в. по Р.Х. целый ряд местных египетских поселений получил стандартную полисную организацию.
В новых западных провинциях стояла скорее проблема полного отсутствия городов. Первоначально все городские поселения в Британии делились на две категории: колонии (colonia) и муниципии (municipium): колониями были поселения, основанные римскими гражданами, муниципиями - остальные поселения городского типа, бывшие изначально центрами племенной жизни покоренных народов. Однако в эпоху Империи различие между римскими гражданами и негражданами все больше сглаживалось: возможность римских граждан участвовать в управлении Римским государством стала номинальной, а организация местного самоуправления колоний и муниципий практически не различалась отсюда и еще один общий термин, применяемый римлянами к самоуправляющимся городам - civitas (община) [39]. Муниципии являлись также налоговыми округами в целях государственного налогообложения.
Территория муниципий охватывала не только сам город, но и расположенную вокруг него сельскую местность. Земли эти назывались муниципальными не потому, что принадлежали муниципалитету (хотя существовали и такие коллективные земельные участки), а потому, что собственники этих земель были гражданами муниципии, имели право участвовать в управлении ею и несли по отношению к ней обязанности, а население этих земель подчинялось городским магистратам. Таким образом, муниципии напоминали скорее уезды, чем города. В Италии и Греции все земли были приписаны к муниципиям, в новых провинциях, в том числе и в Британии, существовали и свободные, «экзимированные» земли.
Организация управления муниципиями повторяла систему, существовавшую в Риме. В муниципии существовал «сенат», члены которого назывались декурионами (куриалами). Исполнительная власть принадлежала ежегодно избранным магистратам. Два дуумвира по аналогии с двумя римскими консулами отвечали за юридические вопросы, круг деятельности двух эдилов состоял главным образом в наблюдении за общественным благоустройством и благочинием [40]. В частности, на эдилах лежали следующие обязанности:
а) наблюдение за городскими зданиями и постройками, улицами и площадями, за чистотой и безопасностью и вообще за порядком в городе («полиция здравия и благополучия»);
б) надзор по проблемам народного продовольствия, особенно (для устранения возможных волнений) закупка хлеба за казенный счет и продажи его по пониженным ценам бедным гражданам, а также и контроль над качеством товаров на рынках и правильностью мер и весов («рыночная полиция»);
в) устройство общественных игр. На расходы, связанные с устройством игр, эдилы получали от муниципии определенную сумму, но чтобы удовлетворить любящую зрелища публику, они должны были прибавлять и свои средства. Впрочем, и другие статьи деятельности обычно требовали от эдилов дополнительных расходов. Из-за этого должность эдила была сопряжена с материальными издержками, и ее могли занимать только богатые люди [41]. Должность эдила была важным шагом для занятия других постов, и не только в местном самоуправлении, но и в аппарате управления Империей.
Сравнение перечня обязанностей эдилов с современными представлениями о компетенции городских самоуправлений [42] позволяет выявить как то общее, что сближает города Римской Британии с современными городами, так и то, что их отличает. Планировке городов, чистоте и санитарии римляне придавали большое значение, так как без этого никакой город невозможен. Английские историки Квеннеллы ставят римские города Британии по уровню основного городского благоустройства выше не только средневековых городов, но и городов нового времени [43]. Даже сделав поправку на то, что Квеннеллы в качестве примера берут небольшой город, а в Риме, Карфагене или даже в Лондоне ситуация могла быть менее благополучной, основания для такого утверждения имеются.
В Римских городах, даже небольших, существовали водопроводы, некоторые из которых [44] действуют и в наши дни. Ливневая канализация вполне удовлетворительная, лучшая появилась только в конце XIX века по Р.Х. [45] Планировка городов Римской Британии отличается продуманностью и последовательностью, хотя и напоминает исходный прообраз - римский военный лагерь: прямые улицы, никаких закоулков и тупиков, на перекрестке центральных магистралей расположена центральная площадь - форум. Бросается в глаза множество общественных зданий - базилика, курия, храмы, площадь окружена портиком, существуют сады для прогулок и отдыха, украшенные статуями. Неподалеку от форума возведены сооружения, предназначенные для зрелищ - амфитеатр для гладиаторских боев и травли диких зверей, цирк, где происходят ристания, театр. Близ форума находятся и бани (термы), без которых римляне, а вслед за ними и провинциалы не мыслили себе жизни, при термах существовали залы для занятия спортивными упражнениями. И все это существует не только в Риме, но и в самом маленьком городе [46], все это входит в понятие «римский образ жизни». На фоне римского города и средневековый город с его скученностью и антисанитарией, и даже город Нового времени с его дымящими промышленными зонами, с деловыми центрами, переполненными днем и пустеющими ночью, действительно выглядят не лучшим образом.
Однако, признавая достоинства римского города, не следует забывать и о его недостатках. Римский город предоставлял большие возможности для того, чтобы участвовать в политической жизни, посещая форум или общественные здания, или обсуждать общественные вопросы, сидя целыми днями в банях (римские термы были в первую очередь публичными клубами), чтобы заниматься гимнастикой, наслаждаться гладиаторскими боями и театральными зрелищами, наконец, жить в относительном комфорте. А какие возможности он предоставлял для труда?
Возвращаясь к обязанностям эдилов, мы находим в них зачатки «рыночной полиции», потому что город не может обходиться без товарообмена, но никакого содействия промыслам, поддержки уже существующих предприятий или привлечения в город новых, зато находим обязанности по организации развлечений. Конечно, ремесленное производство в эпоху Принципата в большинстве городов существовало, но было отодвинуто на задворки в прямом и переносном смысле слова, являясь уделом рабов, вольноотпущенников и чужеземцев.
Не находим мы в римском городе и зданий школ и высших учебных заведений. В Древнем Риме образование считалось частным делом, богатые люди нанимали учителей, обучавших их детей дома, для бедноты существовали частные школы, в которых дети могли обучаться за небольшую плату. Располагались эти школы обычно под крытыми навесами на форуме, а то и просто на пересечении нескольких улиц, поэтому начальные школы и получили название «тривиальные» - от тривиум (перекресток, трехпутье). Учителями часто были бывшие рабы, обычно греки. Даже после того, как император Веспасиан издал специальный указ о назначении преподавателям учебных заведений жалованья из государственных фондов, специальные школьные здания так и не возникли. Средние, грамматические школы, а также немногочисленные высшие, риторические школы, были организованы на тех же началах. Римская школа, от начальной до высшей, имела цель дать общее образование, достойное свободного человека, а не подготовить профессионала-ремесленника: ведь ремесло было низким занятием. В Афинах действовали философские школы, в которых желающие могли изучать философию и высокие науки, и в их числе основанная еще Платоном Академия. Однако не существовало не только Сиракузского высшего технического училища имени Архимеда или Пергамского медицинского института имени Галена, но и Римской военной академии имени Сципиона Африканского. Единственным способом получить профессиональные знания было обращение на выучку к ремесленнику: столяру, кузнецу, строителю, врачу и.т.д. Отсутствие системы профессионального образования тем более удивительно, что в это время были написаны книги по медицине, строительному делу и.т.д., по которым потом учились тысячу лет.
Не находим мы и зданий больниц, госпиталей и вообще медицинских учреждений, хотя в современной полицейской деятельности организация общедоступной медицинской помощи занимает важнейшее место. Богатые люди могли обратиться за помощью к частнопрактикующим врачам, нередко рабам или вольноотпущенникам, беднякам приходилось довольствоваться услугами знахарей. Не находим мы вообще каких-либо благотворительных учреждений, целью которых было бы призрение нуждающихся, практически единственной социальной мерой муниципий была продажа по низкой цене или раздача гражданам хлеба, да и эта мера была продиктована скорее опасениями перед беспорядками, чем состраданием к людским нуждам.
Даже краткий обзор деятельности муниципий еще раз демонстрирует, что римский город был центром в первую очередь административным и общественно-политическим, и только потом торговым и промышленным. Отличие города от сельских поселений заключалось в первую очередь не в роде занятий их жителей (земледелие оставалось источником средств к существованию для многих жителей городов), а в особом образе жизни, в котором публичные мероприятия: исполнение гражданских обязанностей, отправление религиозного культа, посещение массовых зрелищ занимали ведущее место. Этому и должны были служить общественные здания и сооружения, этому должны была служить деятельность избранных городских магистратов.
Организованная таким образом городская жизнь служила быстрой романизации: живущие в городах нуждались в общем языке общения, в общем праве для разрешения конфликтов, наконец, постоянное проживание в городе меняло привычки людей. Так возникла романизированная Британия, к немногочисленным римским колонистам [47] стали присоединяться бритты, усвоившие римскую культуру, носившие римскую одежду, живущие в городских домах или сельских виллах, построенных по римским образцам, и пользующиеся латинским языком.
Города Римской Британии напоминают города СССР, они не возникают из потребностей местной жизни как результат определенного этапа ее развития, а создаются для государственных целей, по некоторому выработанному в центре плану, и даже внешний облик этих городов несет на себе печать единообразия. Оборотной стороной этой искусственности становится внутренняя слабость городов Римской Британии: когда исчезает их поддержка со стороны государства, они гибнут вместе с породившей их Римской Империей. Этим города Римской Британии отличаются от городов Средневековья, которые благодаря заложенному в них потенциалу порождали развитие, и благодаря этому смогли развиться в мощные социальные организмы, завоевавшие в длительной борьбе свою самостоятельность и право на самоуправление.
8. Полицейская деятельность общественных союзов. Сельские общины
Согласно определению И.Е.Андреевского, полицейская деятельность в широком смысле слова - это деятельность граждан, их объединений, местных властей и государства, направленная на создание условий безопасности и благосостояния [48]. Поэтому после краткого обзора полицейской деятельности государства и местных публичных союзов (муниципий) в Римской Империи необходимо хотя бы кратко коснуться полицейской деятельности иных общественных союзов.
В первую очередь это деятельность сельских общин, занимавших в Римской Империи некоторое промежуточное место между публичными и общественными, гражданскими союзами.
Сельские общины разных типов располагались на городских, государственных, императорских и частных землях. В Италии времен Принципата вся земля была приписана к городам (муниципиям), однако деревни и сельские округа, зависевшие в административном отношении от городов, самостоятельно решали вопросы, представлявшие местный интерес, и имели право созывать собрания граждан. В западных провинциях, и в том числе и в Британии, имелись такие организации сельского населения, как паги (союзы в территориальных рамках бывших племен) и села (территориальные общины), которые при благоприятных условиях могли превратиться в муниципии.
Сохранение определенных функций сельской общины было вызвано естественными потребностями сельской жизни. Даже в Италии сохранялись пережитки общинной собственности на землю и традиции общинной солидарности, а во многих провинциях сохранились традиции регулярного передела и перераспределения пахотной земли. Общинные угодья (леса, пастбища, охотничьи места, водные источники, дороги и т.п.) оставались в коллективном владении всех общинников. В коллективной собственности и совместном владении всей общины могли находиться также различные сооружения, например оросительные и осушительные устройства, которые по своей природе могли использоваться только коллективно, храмы, посвященные местным божествам, культ которых сплачивал общину.
Императоры принимали меры, направленные на поддержку сельской общины. Пастбищный сервитут, т.е. ограничение права частной собственности на землю, используемую членами общины для выпаса скота, появляется именно при империи. Домициан отказался в пользу общин от своего права императора на участки, оставшиеся после распределения земли между ветеранами. На протяжении II в. по Р.Х. нежелательность дробления общинной земли становится все более очевидной, и вскоре появляется ряд актов, это подтверждающих. В течение периода ранней империи принимаются также законы, направленные на поддержку и укрепление среднего и мелкого крестьянства, в частности италийского. Они, разумеется, имели прежде всего экономический смысл [49], но служили и сохранению социального слоя, бывшего носителем наиболее консервативных сторон староримского миросозерцания, наиболее непосредственно связанного с общинными традициями и формами жизни.
Однако для целей романизации Империи сельская община предоставляла мало возможностей. Консерватизм сельской общины позволял ей выживать при любой власти, но одновременно и сохранял ее от внешнего воздействия, в отличие от быстро меняющегося города. В Галлии длительное римское влияние привело к тому, что латинский язык вытеснил кельтский даже в народной среде, в Британии римская культура и латинский язык остались принадлежностью городских жителей, народ же в массе сохранял кельтский язык и культуру.
9. Полицейская деятельность общественных союзов. Коллегии
Коллегии были прямыми аналогами современных общественных организаций: они были свободными объединениями людей для реализации частных интересов. Первыми коллегиями стали учрежденные еще царем Нумой Помпилием жреческие коллегии, необходимые для правильного исполнения религиозного культа, и ремесленные коллегии, объединявшие ремесленников по их профессиональным занятиям: при всем пренебрежительном отношении к ремеслу оно было необходимо для строительства общественных зданий и укреплений, изготовления вооружения и военных осадных машин и.т.д.
Политика Римского государства по отношению к коллегиям неоднократно менялась. Созданные при Нуме Помпилии жреческие коллегии из-за их важности были поглощены государством. Должность Великого Понтифика, главы Коллегии Понтификов, высшего жреческого института царского и республиканского периода, превратилась к концу Республики в политическую, Великим Понтификом был Гай Юлий Цезарь, а в эпоху Принципата должность Великого Понтифика стала принадлежать Императору. То же произошло и с первыми ремесленными цехами из-за их важности для государства: в результате реформы Сервия Туллия ремесленники - граждане Рима, нужные для военных целей, были сведены в две центурии, организованные по военному образцу.
То, что оставалось за этими рамками, мало интересовало государство. В ранней Республике существовала свобода союзов: свободные люди были вправе объединяться для своих целей. В I веке до Р.Х. в ходе политического кризиса и гражданской войны были попытки использовать коллегии как политическую силу, поэтому коллегии подверглись ограничениям и запретам. Первые Римские Императоры относились к коллегиям с подозрением, и старались поставить их под контроль, поэтому действовал разрешительный порядок создания коллегий, допускалось существование только коллегий, «дозволенных решением сената или цезаря», деятельность тайных, недозволенных коллегий строго преследовалась, а их членам грозили суровые наказания.
Число членов коллегии колебалось от 3 (минимально допустимого числа членов) до нескольких тысяч. Членами коллегий могли быть не только римские граждане, но неграждане, вольноотпущенники, а с разрешения хозяев - и рабы. Именно люди с низким социальным статусом, исключенные из участия в официальной общественной жизни, и составляли большинство членов коллегий. Были коллегии, полностью состоящие из вольноотпущенников и рабов.
Широко распространены были профессиональные объединения ремесленников и торговцев: портных, лодочников, зеленщиков, шерстобитов, погонщиков мулов и т. д., призванные компенсировать отсутствие государственной и муниципальной поддержки торговли и ремесла, решать вопросы конъюнктуры, профессионального обучения, обмена опытом. Однако низкий социальный статус членов ремесленных коллегий и слабость коллегий по сравнению со средневековыми цехами не позволяли им оказывать достаточного влияния на проводимую государством и муниципиями политику.
Существовали коллегии, созданные приверженцами дозволенных властями религиозных культов, часто восточного происхождения, широко распространившихся в годы Принципата и по западной части Империи, однако деятельность любых коллегий включала в себя совместные религиозные церемонии. Широко были распространены союзы людей, в складчину обеспечивающих себе место на кладбище или в колумбарии. Наконец, коллегии были просто клубами по интересам, объединявшие соседей, выходцев из одного места, болельщиков одной гладиаторской школы и.т.д.
Коллегии обычно располагали своим помещением для собраний, маленьким храмом при нем, другим имуществом, учитывающим специфику коллегии, и приобретавшимся на взносы членов, а чаще на пожертвования какого-нибудь видного лица, считавшегося патроном коллегии и получавшего от нее знаки внимания и почета. Кроме выборов руководителей, сбора членских взносов, обсуждения деловых вопросов, в задачи коллегий обязательно входила организация религиозных церемоний и совместных трапез членов коллегий. Совместным трапезам придавали значение не меньшее, чем деловым вопросам. Выбирали «старшину трапезы», который обязан был обеспечить, как говорится в сохранившемся уставе одной из коллегий, чтобы перед каждым сотрапезником стояла бутылка «доброго вина», хлеба на 2 асса и 4 сардинки, а если кто будет с ним непочтителен, то заплатит штраф в 12 сестерциев [50]. Главным целью этих трапез были дружеское общение и беседы.
Римские власти были бы очень удивлены, если бы услышали современные рассуждения о необходимости соработничества государства и структур гражданского общества в сфере полицейской деятельности для создания условий безопасности и благосостояния. То, что в коллегиях представляло интерес для государства, подобно первым жреческим коллегиям и ремесленным коллегиям, было инкорпорировано в государственные структуры, и на долю коллегий оставались дела, периферийные для римского строя жизни: вопросы профессиональной конъюнктуры и ремесленного опыта, а то и просто приятельское общение.
Примечания:
[30] В восточной части Римской Империи, где римских граждан было немного, в легионы принимали и неграждан, однако все, вступавшие в состав легионеров, получали римское гражданства.
[31] Г.С.Кнаббе «Римское общество в эпоху ранней империи», в книге История Древнего Мира. Упадок древних обществ», Москва, 1982 год, стр.85-86
[32] Г.С.Кнаббе «Римское общество в эпоху ранней империи», в книге История Древнего Мира. Упадок древних обществ», Москва, 1982 год, стр.86-87
[33] Г.С.Кнаббе «Римское общество в эпоху ранней империи», в книге История Древнего Мира. Упадок древних обществ», Москва, 1982 год, стр.87-88
[34] Конечно, на практике они выбирались с учетом мнения Императора
[35] Дальнейшее дробление провинций было вызвано не столько желанием приблизить управление к месту, сколько желанием ослабить власть руководителей провинций в эпоху массового выдвижения самозванных императоров
[36] Примерный перевод «легат (посланник) Августа, пропретор»
[37] P.H.Blair «Roman Britain and early England. 55 B.C - A.D. 871», Edinbourgh, 1963, pp.96-97
[38] P.H.Blair «Roman Britain and early England. 55 B.C - A.D. 871», Edinbourgh, 1963, pp.90-91
[39] По эдикту императора Каракаллы (212 г. по Р.Х.) права римского гражданства были распространены на всё свободное население империи, а все города обращены в муниципии.
[40] Существовали также местные квесторы - казначеи муниципиев, а также ликторы, писцы, глашатаи и т. п.
[41] Римские древности, Смоленск, 2000 год, стр.135-136
[42] Например, Т.М,Говоренкова «Читаем Велехова вместе», Москва, 1999 год, стр.94-97
[43] Марджори и Чарльз Генрих борн Квеннеллы «Повседневная Жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов» Санкт-Петербург, 2002
[44] после некоторого ремонта
[45] Т.М.Говоренкова, А.И.Жуков, Д.А.Савин, А.В.Чуев «Жилищный вопрос и логика его решения. Эпизод XV. Муниципальный социализм». Муниципальная власть, №5, 2008 год, Москва, стр.84-105
[46] Г.С.Кнаббе «Римское общество в эпоху ранней империи», в книге История Древнего Мира. Упадок древних обществ», Москва, 1982 год, стр.87-88
[47] В отличие от Галлии и Испании, число римских колонистов в Британии было невелико, даже демобилизованные солдаты стремились покинуть
[48] Андреевский И.Е. Полицейское право, т.1-2 СПб, 1874-1876
[49] Земледелие - почетное занятие, достойное свободного гражданина
[50] Г.С.Кнаббе «Римское общество в эпоху ранней империи», в книге История Древнего Мира. Упадок древних обществ», Москва, 1982 год, стр.101-102
Далее:
Часть 3