«Утром мажу бутерброд -
Сразу мысль: а как народ?»
Царь из поэмы Леонида Филатова
«
Миф о народном хозяйстве» - так называется глава в книге, которую я с
inadia написал почти 20 лет назад. Но идеи, там изложенные, до сих пор вызывают непонимание у моих читателей. Поэтому позволю себе вернуться к ним ещё раз.
Похвалить высокого государственного начальника - величайшее из искусств. Подчинённые состязаются в приятных речах, оттачивая формулировки. В умелой лести не заметно преувеличения, сказанное принимают за чистую монету. Льстец представляет фараона богом так убедительно, что фараон сам в это верит.
Сегодня не принято причислять высоких государственных начальников к богам, но лесть никуда не делась. Она стала лишь тоньше. Когда большому государственному начальнику хотят сказать приятное, то его называют главой народа или руководителем страны. Его могут назвать и просто главой государства, как назван Президент в нашей Конституции, и тогда государство выдаётся за всю страну, за весь народ.
Главе государства внушают приятные представления о стране, как о народном хозяйстве или национальной экономике, где он - Отец, Хозяин, пекущийся о благе народа. Сыт ли народ, здоров, одет, обут, обучен? Льстецы не только внушают главе государства актуальность этих вопросов, как государственных, они придумали «науку», которая якобы отвечает на эти вопросы. Антуан де Монкретьен назвал её политической экономией. Сегодня её называют экономической теорией или экономической наукой, economics. И одно из самых почтенных направлений этой «науки» - управление тем, чего нет: народным хозяйством. «Управление народным хозяйством» никогда не обходится без государственного грабежа. Чтобы лучше познакомится с этим направлением, наберите в любой поисковой системе следующие цифры: 08.00.05.
У коммунистов «управление народным хозяйством» начинается с тотального огосударствления всего ценного имущества. А дальше они управляют государственным хозяйством, подавляя слишком бурные ростки частного. Коммунистические методы управления сегодня не в моде. Во-первых, тотальный грабёж вызывает яростный протест и чреват гражданскими войнами. Во-вторых, коммунистическим главарям самим приходится организовывать производство и нести ответственность за его результаты, а это хлопотно. В-третьих, пока ты наверху - жить можно. Но стоит потерять начальственное государственное место - теряешь всё. Бывает даже жизнь.
Поэтому безопаснее «управлять народным хозяйством» путём неполного грабежа. Чтобы ограбленные не возмущались, следует придать грабежу пристойный вид. Мол, это не грабёж, а плата за цивилизацию, принятая во всём мире. Мол, стихийное развитие экономики не отвечает усложнившимся условиям жизни. Мол, рынок сам по себе не работает, терпит фиаско. Отказ от государственного вмешательства в экономику - это отказ от цивилизации, путь к дикости. Без фискального и монетарного стимулирования народное хозяйство будет развиваться неправильно - кризисно и с безработицей. Без перераспределения доходов дифференциация доходов достигнет взрывоопасного уровня, а экономическим ростом не сможет воспользоваться всё население. Ну, и так далее - читайте правительственных экономистов.
Мне известен только один путь преодоления экономического подхода к стране, подхода к ней, как к народному хозяйству - рассказывать о том, что это несправедливый, грабительский путь. С политиков нельзя спрашивать за наши экономические неуспехи. Экономические успехи - частное дело каждого. Когда они становятся публичным делом - будут грабить. С политиков следует спрашивать лишь за творящуюся я в стране несправедливость, в том числе за построение экономических планов для страны.