Детективное расследование по мотивам гибели 31-го отдела!

Oct 04, 2014 23:42

Это уже не аксиома, а теорема, что из интересных разговоров могут получиться интересные продолжения в виде постов. Вот намедни мы с alek_morse обсуждали детективный фильм "Гибель 31-го отдела", снятый "Таллинфильмом" по одноименному произведению Пера Валё, в далеком теперь уже 1980 году. Кадры из фильма меня настолько заинтересовали, что я двинулась по стопам инспектора Иенсена и провела собственное детективное расследование. ;-) О методах и целях расследования сообщается под катом, а также широкой общественности будут предъявлены некоторые опознанные объекты и субъекты в Швеции, Финляндии и Эстонии. :-)





Для справки несколько ссылок:
Супруги Май Шёвалль и Пер Валё - шведские писатели-соавторы, авторы детективного жанра. Подробнее тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%B8%E2%E0%EB%EB%FC_%E8_%C2%E0%EB%B8

Телефильм "Гибель 31-го отдела" - экранизация одноименного романа Валё. Руководство пресс-концерна получает анонимное письмо с угрозой взорвать Дом Прессы. Инспектор Иенсен, расследующий это дело, неожиданно узнает о существовании нигде не упоминаемого, строго засекреченного 31-го отдела концерна...
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1365/annot/

На ютубе этот фильм есть:
Серия 1: http://www.youtube.com/watch?v=GhlrfrTWtHA
Серия 2: http://www.youtube.com/watch?v=1FjKd1_XQYU

2. Расследование началось с вопроса, не в Таллине ли снималось это здание? Фрагмент здания на скриншоте из фильма:




Я уже изначально засомневалась, ибо две высотки в Таллине, построенные в советские времена, имели иную пластику фасада. Виру кескус вы и сами видели в моих фоторепортажах. Начала смотреть видеоролик первой серии фильма и попутно освежила свои воспоминания, заглянув в книгу "Гибель 31-го отдела", дабы свериться с первоисточником.

3. В фильме недвусмысленно указывается на то, что действие происходит в Стокгольме. Вот фрагмент карты, висящей за спиной комиссара Иенсена (см. также заглавное фото к посту):




4. Там действительно карта Стокгольма, в чем вы можете убедиться, взглянув на фрагмент современной туристической карты (искомое место вверху, чуть правее центра), а заодно убедиться в том, что это самый центр города:




В тексте книги, кстати, Стокгольм нигде не упомянут. Как я потом уже, проведя расследование, поняла, что это и понятно - книга-то по сути является сатирой на «Дагенс Нюхетер» (швед. Dagens Nyheter - «Новости дня»). Справка из Вики (пока ее будет достаточно):

Газету «Дагенс Нюхетер» издает стокгольмская компания AB Dagens Nyheter. Издание расходится по всей стране, но ориентировано прежде всего на Стокгольм. С 1973 года руководство газеты позиционировало её как независимую, а в 1998 перешло к определению «независимая либеральная». В 1909 году DN вошла в состав концерна Bonnier AB. Газета ставила целью быть столичным изданием, которое руководствуется традициями просвещения, быть «самым важным органом социал-демократии в Швеции". По задумке, „Дагенс Нюхетер“ должна лучше, чем любое другое периодическое издание, отражать разнообразие в обществе и вообще в жизни, давать ориентацию (news), способствовать просвещению, ценностям во взглядах (views), а также служить ценным орудием (use).
«ДН Дебатт» (Debatt), дискуссионная страница журнала, имеет влияние на формирование общественного мнения и на политические дебаты в Швеции. На этой странице часто представляют расклад политических сил, подают свежие политические новости, и этот материал используют как дайджест другие масс-медиа.

Про то, как концерн формирует общественное мнение, в детективе шведских писателей много сказано. Сходство имеется, но, как принято говорить, всякие совпадения следует считать случайными. Но давайте проводить расследование дальше. «Дагенс Нюхетер» сотоварищи находится в здании: DN is operated from the so-called "DN-skrapan" (the DN skyscraper) in Sweden.
https://en.wikipedia.org/wiki/Dagens_Nyheter

5. Здание DN-skrapan (фото из Википедии, т.к. командировку в Стокгольм мне еще никто оплачивал :-):




DN-Skrapan было самым высоким зданием в Стокгольме и в Швеции с 1964 по 2003 г. Высота 84 м, 27 этажей, построено в 1964 г.
Здесь оно 3-е по высоте (на 2009 г.): http://www.antula.ru/site-rielter_299.htm
Здесь оно 7-е: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8

В 1990-е годы компания переехала из здания:
The company is no longer found in the actual tower, in the 1990s the newspaper moved their office to a lower building in the same complex.
http://www.emporis.com/building/dn-skrapan-stockholm-sweden
6.



7. Как бы в Советском Союзе не стремились обличать "звериный оскал капитализма", снимать фильм на фоне реального здания концерна, видимо, постеснялись, решили не обострять отношения, да и, видимо, дорого было делать это в Стокгольме. И еще одно соображение - здание "сидит" в плотной застройке на многолюдной улице - не слишком удобно для съемок. Правда, четверть века назад могло быть иначе, но без знания шведского языка я не найду фото этого места в конце 1970-х. Интерпол, что ли, подключить? :-)




Что же киношникам было делать? В книге здание концерна описывается так:

В это время дня машины текли сплошным блестящим потоком, а среди потока, будто колонны из бетона и стекла, высились здания. Здесь, в мире резких граней, люди на тротуарах выглядели несчастными и неприкаянными. Достигнув вершины холма, дорога едва заметно поворачивала направо. Там был расположен Дом. Он и без того принадлежал к числу самых высоких в стране, а благодаря своему положению просматривался из любой части города. Он всегда был перед глазами, и, откуда бы человек ни ехал, Дом виднелся в конце его пути.
Дом имел тридцать этажей и стоял на квадратном фундаменте. На каждой стене было по четыреста пятьдесят окон и белые часы с красными стрелками. Кстати, не так уж много, всего по 15 окон на этаже. На облицовку пошла глазированная плитка, темно-синяя у основания Дома, но чем выше, тем светлей. При первом взгляде на Дом через ветровое стекло Иенсену показалось, будто он пробивается из земли, как неслыханных размеров колонна, и вонзается в холодное, по-весеннему безоблачное небо.

8. Где же эта улица, где этот дом? Раз-два-три-четыре-пять - я иду искать!




9. Уже с первых кадров фильма виды набережной и каких-то портовых сооружений напомнили мне Хельсинки. Очевидная польза путешествий на пароме - можно разглядывать портовые сооружения изнутри. А на 15-й минуте фильма я увидела такой ночной вид с рекламными надписями:




Гугль в помощь:
Valintatalo - сеть современных продуктовых магазинов для городских жителей. Первый магазин Valintatalo появился в Хельсинки в 1967 году. В настоящее время 164 магазина Valintatalo работают по всей Финляндии. Помимо товаров широкого потребления, магазины Valintatalo предлагают новинки и решения для повседневного приготовления вкусной пищи. Магазины Valintatalo принадлежат финской компании Lähikauppa Oy.
www.valintatalo.fi
https://www.facebook.com/Valintatalo
http://www.pinsforme.com/ru/collect-pins/partner/448

Поискала также, вдруг в Интернете есть уже указания на места съемки фильма и я зря занимаюсь расследованием? Нашлось только такое:

А интересно, откуда в Советской Эстонии были такие бутики на проспектах, такие супермаркеты в 1980 году были, вроде того, где Йенсен покупал журналы, и такие бензоколонки, как за рубежом? Небось натурные съёмки за больше деньги в Финляндии снимали? Маловероятно. Никто не в курсе о натурных съёмках этого фильма?
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1365/forum/#2179800

10. Полюбопытствовала, где Иенсен покупал журналы:




11. Это точно не Эстония и не СССР - такого способа развески товаров, как справа, тогда не было. Если не ошибаюсь, впервые увидела такое в Западной Германии в 1990 году. Названия журналов - Бурда немецкий журнал и так свободно он на прилавке в 1980 году в Таллине бы не валялся :-)




12. Смотрим дальше - надписи либо на эстонском, либо на финском. Дублирующих русских надписей нигде не видно. Все-таки Финляндия:




13. Надпись на шаре "Sanomat" напоминает о Helsingin Sanomat (рус. Хельсингин Саномат) - крупнейшей газете Финляндии, хотя тут речь и не о ней. Ниже подсказали, что речь об "Ilta Sanomat" (Вечерние известия):




14. В общем, имея столько примеров из Финляндии, логично предположить, что и наше высотное здание где-нибудь в Хельсинки. Решила посмотреть наши фото из Хельсинки 2008 года - мы тогда ночевали в хостеле Олимпийского стадиона и сделали несколько фотографий с его башни (о чем я писала когда-то тут:



15. Внимательно просматриваю снимок за снимком... Опа! А что это такое там на горизонте белеет?




16. Увеличиваю - большое ребристое здание, похожее на то, что в фильме:




17. Хочу проверить по карте, где это. На карте Хельсинки вверху слева красный кружочек с цифрой 1 - это и есть стадион. Но нужное нам место с небоскребом находится западнее, то есть левее карты:




18. Левее - это уже не Хельсинки, а Эспоо, город-сателлит финской столицы:




19. На карте общественного транспорта, связывающего Эспоо и Хельсинки справа виден значок стадиона, а искомое здание должно быть возле Кейланиеми:




20. Включаю гуглопрогулки - да, оно там, на той стороне за "большой водой". Нам нужен адрес и название здания, что там такое. По запросу "high-rise buildings Espoo" получаю кучу фотографий и сайтов об этом здании.




21. Итак, это главное здание Fortum Corporation, финской энергетической компании в Эспоо, недалеко от Хельсинки. Контрольный пакет (50,55% акций) компании принадлежат финскому правительству, ещё около 47% обращаются на бирже. Деятельность компании ведется в странах Скандинавии, Балтии, Польше и России. Занимается генерацией, передачей и продажей конечному потребителю электроэнергии и теплоэнергии. Компания Fortum образовалась в 1998 г. в результате слияния своего предшественника Imatran Voima с Neste. Менеджером Neste тогда был Uolevi Raade, отчего построенное между 1973 и 1978 гг. (в др. источнике в 1976 г.) здание иногда называют Raaden Hammas ("зубы Рааде"). В 2005 г. нефтяной бизнес Fortum был выделен в отдельную компанию - Neste Oil. Тем не менее, после разделения шесть лет спустя, Neste Oil не вернулось в высотное здание, оставшееся за Fortum, а построило новое здание неподалеку.
Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Fortum
http://wikimapia.org/1381739/ru/%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%B1-%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0-Fortum-Corporation
http://openbuildings.com/buildings/fortum-head-office-profile-30125#!buildings-media/0




22. Это здание высотой 84 метра практически идентично по высоте шведскому зданию! Только этажей 20.
В настоящее время является вторым по высоте зданием в Финляндии. До 2006 г. было самым высоким.
http://www.antula.ru/site-rielter_291.htm
Логично, что именно его выбрали для съемок в фильме.




23. Дальше мы на сайте компании находим адрес здания: http://www.fortum.com/en/corporation/contact-information/pages/default.aspx - и предлагаем гуглю. Вуаля - место окончательно установлено:




24. Сравните со скриншотом из фильма. Но 20 этажей это все же не 30, почему в фильме здание показывают все время снизу в сильном ракурсе, создающем иллюзию, что здание выше, чем на самом деле:




25. Вот здесь на карте Эспоо внизу справа можно прочитать название "Фортум" - полуостров, где здание находится, в Финляндии называют полуостровом миллионеров, здесь расположены штаб-квартиры многих корпораций, включая и Нокиа:




26. На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство. Я вспомнила, что в середине 90-х мой отец сотрудничал с компанией Neste, принимал участие в проектировании их автозаправок в Риге и ездил в Финляндию на совещание. Столь ценный свидетель не мог не быть допрошен по этому вопросу. И да, он был в этом здании, его привезли сюда прямо из аэропорта, он помнит высоту здания, но наверх не пускали, принимали в помещениях нижних этажей. А поскольку было это в 1996 году, когда здесь хозяином была Neste, а Fortum'a еще не существовало, то это вдвойне любопытно.




27. От компании отцу был вручен тогда мешок с фирменными сувенирами, среди которых были эти дамские часы. Я довольно долго носила эти часы с флажком Несте, пока ремешок не протерся. :-)




Про деятельность Фортума в Латвии:
Fortum builds biofuel plants in Järvenpää, Finland and Jelgava in Latvia
A similar biofuel-fired CHP plant will be built in Latvia's fourth largest
city, Jelgava. The plant will provides heat to the district heat network, which has been managed by Fortum since 2008. The Jelgava CHP plant will replaces heat provided by gas, and its annual production will be approximately 230 GWh of heat and 110 GWh of electricity. The Jelgava plant will be the first biofuel plant of this scale in Latvia.
http://www.goodnewsfinland.com/archive/news/fortum-builds-biofuel-plants-in-jarvenpaa-finland-and-jelgava-in-latvia/

Компания расширяется:
Fortum will open its Indian office in New Delhi. http://www.cleantechfinland.com/content/fortum-open-office-new-delhi

28. Но вернемся в Хельсинки. Как видите, четверть века назад город выглядел столь же уныло, как и советские города:




29-30. Кстати, не очень могу понять, откуда это снято - на балконы башни Олимпийского стадиона не очень похоже. Вот здесь есть виды Хельсинки с башни стадиона получше, чем наши: http://one-in.livejournal.com/142862.html





31. Одинокая церковка, торчащая посреди застройки в Хельсинки есть. Но предыдущий ландшафт явно не с этой точки снят:




32. С другой стороны, полицейский инспектор Иенсен, поднявшись на высоту здания концерна, видит такой вид:




33. Силуэт очень узнаваемый - это церковь Микаэля Агриколы (фин. Mikael Agricolan kirkko, швед. Mikael Agricola kyrka) - лютеранская церковь в Хельсинки. Агрикола - финский церковный реформатор и “отец" финской литературы.
Проект здания выполнен известным архитектором Ларсом Сонком, строилась в период с 1933 по 1935 годы. Несмотря на то, что условием архитектурного конкурса было создание проекта в традиционном стиле, первую премию получил проект в стиле функционализма. Высота колокольни составляет 97 м (103 м над уровнем моря, 106,5 м по др. версии). Шпиль церкви при необходимости можно задвигать внутрь башни.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
http://www.helsinkiopas.com/nahtavyydet/mikaelagricolankirkko/




34. Тут забавный комментарий об этой церкви:
Каменный Агрикола сторожит декоративную Эйру, как чучело коршуна на поле у добропорядочного фермера, - безмолвный, насупленный, недвижимый. На смену югенду и неоклассицизму пришел конструктивизм - как будто в дом муми-троллей заглянула ледяная Морра. http://mir.travel/sights/100568
Так вид на церковь с окружающим ландшафтом был снят моим супругом в июне 2008 года:




35. Вы спросите, а что-нибудь в Эстонии снималось в этом фильме? Да, и причем выяснились интересные обстоятельства. Связаны они с интерьерами. Во-первых, о принадлежности к СССР говорит вот этот выключатель:




36. Одноклавишные выключатели, выпускавшиеся в СССР, упомянуты в Википедии. Правда, там фото страшненькое: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9
Я поискала фото поприличнее:





37. Точно такие же белые выключатели были у нас в квартире, в которой мы жили с 1970 по 1983 год, а цветные были там, куда мы после этого переехали:





38. В детективе говорилось, что кабинеты обоих администраторов концерна были похожи, отличаясь лишь уровнем роскоши. Этот - кабинет начальника уровнем пониже. Мусорник красивый, с какой-то репродукцией со старинной гравюры (изображение нечеткое, опознать не могу):




Описание интерьера:

В угловой комнате было шесть окон, а под ней лежал город, безжизненный и ненатуральный, как на рельефной карте. День был ясный и холодный. Ослепительный солнечный свет не скрывал перспективы. Комната была выдержана в чистых и холодных тонах: стены, пластик на полу и мебель из стальных трубок - все очень светлое.
В одном из простенков стояла стеклянная витрина, где выстроились хромированные кубки, каждый на деревянной черной подставке с гравюрой венок из дубовых листьев. Сверху большинство из них было увенчано фигурами - то обнаженные стрелки из лука, то орлы с распростертыми крыльями.
На письменном столе помещался внутренний телефон, объемистая пепельница из нержавейки и костяная змея.
Сверху на витрине стоял настольный красно-белый флажок на металлическом стержне, а под столом - пара светло-желтых сандалий и пустая алюминиевая корзина для бумаг.
Посредине стола лежало письмо. В комнате находились два человека. Первый стоял у короткой стороны стола, опершись кончиками пальцев о полированную столешницу.

39. А это как раз кабинет второго лица в корпорации. Обратите внимание на белые скульптуры на заднем плане:




40. Здесь можно рассмотреть детали скульптур. Справа явный мужской торс:




41. Слева - изящная детская головка (за неизящными головами героев фильма):




42. Я узнала эти скульптуры и, думаю, те, кто бывал в Тарту, их узнали тоже. Опять же поискала в интернете, есть ли какие сведения о связи скульптур с фильмом. Ничего. Тарту вообще упоминается в связи с другим фильмом: Лето красное настало, а это значит, что пора вспомнить о соломенной шляпке. Самое время отправиться в город, где снимался знаменитый фильм. Мы едем в … Тарту!
http://www.gazeta.lv/story/22685.html




43. В Тарту стоит бронзовая скульптура «Отец и сын» ("Isa ja poeg") скульптора Юло Ыуна (1944-1988), созданная еще в 1977 году, а в 1987 отлитая в бронзе для установки в Таллине. По словам вдовы скульптора Инары Ыун, в фигуре отца Юло Ыун изобразил себя самого, а для образа ребенка моделью послужил их сын Кристьян, когда тому было полтора года. Лишь осенью 2001 г. памятник купила Тартуская горуправа, установившая его на ул. Кюйни, ведущей от театра «Ванемуйне» к Ратушной площади, в День защиты детей, 1 июня 2004 года. Интересно, что и взрослый, и ребёнок в представлении скульптора оказались одного роста, различие между ними обнаруживается только в особенностях строения тела.
Эту мою фотографию 2008 года я показывала тут http://renatar.livejournal.com/386673.html



44. Скульптура спорная, моя френдесса писала, что где-то читала, что этим самым скульптор хотел показать, что он сам - ничто перед своим сыном, перед зарождающейся новой жизнью с ее потенциальными возможностями и способностями: http://oumnique.livejournal.com/422239.html
Др. отзывы о скульптуре: http://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g274959-d3530952-Reviews-Father_and_Son_sculpture-Tartu_Tartu_County.html

При советской власти столь неканоническую работу на улицах Эстонии видеть не хотели. Затем долго решали, в каком городе она должна стоять. А теперь оказывается, ее использовали как символ искусства загнивающего капитализма, поместив в здание корпорации, претендующей на власть над душами людей. Интересно, что думал об этом скульптор, фильм вышел на экраны за 8 лет до его смерти. И еще важный момент - скульптура в бронзе - вторична. А в фильме мы видим первоначальный вариант, тот, которого касались пальцы скульптора:




45. Хочу обратить внимание на один аспект - намеренно ли так сделано или случайно (хотя в те времена случайностей не было) - в фильме один из главарей корпорации часто поворачивается так, что его губы оказываются на фоне полового члена мужской скульптуры. Я тут привела приличный кадр, а за клубничкой можете идти смотреть фильм. Там ничего особенного, доли секунды пару раз, но уж очень символично лишний раз подчеркнуть развращенность капиталистов:




46. Любопытно, что скульптура у некоторых связывается с фильмом Тарковского:
А вот композиция "Отец и сын" сломала мой мозг... Сочетание натуралистических фигур с их пропорциями внедрило в мое сознание одну-единственную мысль: скульптор (как я только что узнала, Юло Ыун, в переводе "яблоко") - на самом-то деле просто внедрился к нам на Землю с Соляриса... Помните Лема?.. И фильм Тарковского?.. Особенно последний кадр: когда совершенно натуральный отец главного героя сидит в кресле под дождем; и все вроде бы верно, но только дождь идет в помещении, а не на улице... Вот так и тут: вроде бы все верно - по анатомии; но чудовищные размеры сына заставляют видеть в нем кошмарного мутанта. А на его фоне отец представляется карликом-вырожденцем... ИМХО, ИМХО, разумеется. А оказывается - вон оно чё, Михалыч... Это, оказывается, новые технологии нового поколения ведут за собой поколение уходящее...
http://pesiq.ru/forum/showthread.php?t=35385&page=311




47. На сайте http://www.dorpat.ru/index/father_son_sculpture/0-330 можно увидеть карту местоположения скульптур




Ну и в завершение поста хочу коснуться вопроса о журналах, которые Иенсен покупал в супермаркете (см. выше). Валё и Шеваль пишут в книге:
- В чем заключаются обязанности художественного директора?
- Не знаю. По-моему, он сидит и перерисовывает буквы, а то и целые страницы из иностранных журналов.

Так вот, создателям фильма почти что и пришлось перерисовывать буквы. Бюджет на покупку журналов в Финляндии явно был не велик и бедолаге инспектору на стол принесли все, что было в тот момент в советской Эстонии. Посмотрите на первый кадр в этом посте - какие же эти журналы уже все потрепанные и засаленные! Собирали с бору по сосенке...

48. Шведский журнал, купленный в Финляндии на итальянском языке - эк они завернули:




49. Тут Италия упомянута открытым текстом:




50. О польском артисте на английском:




51. Рекламная картинка на французском:




В общем, что было, то на стол и положили...

А ещё в фильме допущен киноляп, где видно низ проезжающего трамвая пражского производства - такие до сих пор ездят в постсоветских городах. Но откуда советский трамвай мог быть на улицах Стокгольма, где, по идее, происходит действие фильма? А ещё кабинет госсекретаря по делам СМИ - это та же комната, где в фильме "Россия молодая" снимали беседу Дес-Фонтейнеса и графа Пипера.
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1365/forum/#2179800

Это я сделала обзор только по первой половине первой серии. Когда досмотрю до конца, буду думать, нужно ли продолжение расследования, или нет.

Карты, Кино, История, Финляндия, Инженерные сооружения, Книги, Таллин, Швеция, Интерьеры, Литература, Эстония, Находки, Памятники, Культовые сооружения, Искусство, Архитектура, Вещи_из_прошлого

Previous post Next post
Up