Шпионские страсти по 31-му отделу или в постели с инспектором Иенсеном

Oct 06, 2014 08:58

Детективное расследование по фильму "Гибель 31-го отдела" было обнародовано в эту субботу. Сообщаю, что сегодня продолжен розыск компромата на главных действующих лиц. В первой части мы неопровержимо доказали, что съемки фильма происходили в Хельсинки. Теперь докажем, что эстонские кинематографисты выжали из своей заграничной командировки в 1980 году все возможное. Но для этого придется залезть в постель к полицейскому инспектору Иенсену... заодно разоблачим его как иностранного шпиона. И по финской столице прогуляемся.

UPD: судя по количеству комментов, все боятся, что под катом что-то неприличное будет, и не заглядывают. Не беспокойтесь, это можно даже в детском саду показывать...





На всякий случай для тех, кто не читал предыдущую часть: упомянутый здесь телефильм "Гибель 31-го отдела" - экранизация одноименного романа шведских писателей Пера Валё и Май Шёвалль. Руководство пресс-концерна получает анонимное письмо с угрозой взорвать Дом Прессы. Инспектор Иенсен, расследующий это дело, неожиданно узнает о существовании нигде не упоминаемого, строго засекреченного 31-го отдела концерна...

Ссылки на фильм на ютубе:
Серия 1: http://www.youtube.com/watch?v=GhlrfrTWtHA
Серия 2: http://www.youtube.com/watch?v=1FjKd1_XQYU

Я бы не сказала, что фильм очень интересный, по нынешним временам затянут, а психологичной игрой актеров не все увлекаются. Для меня самое интересное было не в фильме, а в предоставившейся возможности провести самостоятельное расследование, проверить себя и узнать новое. О том, как это было, и рассказываю ниже.

2. В прошлой части мы выяснили, что здание пресс-концерна, якобы находящееся в Стокгольме, на самом деле снималось в Хельсинки. И на тот момент оно было самым высоким зданием в Финляндии, да и сейчас еще второе по высоте:




3. Но оставался не выясненным вопрос, откуда снимались виды из здания концерна. То, что это не могло быть зданием "Фортума", было ясно - у него нет балконных поручней на фасаде, а в кадре они явно видны:




4. Во второй серии фильма удалось получить более четкий скриншот с видом Хельсинки. Тут изображены довольно характерные здания, поэтому попробуем их найти. Вверху слева видно что-то вроде церкви и большое белое здание рядом:




5. Я предположила, что это могут быть вот эти два сооружения, сфотографированные нами в 2008 году недалеко от причала паромов, следующих на Свеаборг (Суоменлинну).
В центре - Успенский собор - кафедральный собор Хельсинской православной епархии Финляндской Архиепископии. Был построен по проекту русского архитектора А.М. Горностаева в псевдовизантийском стиле в 1868 г. Собор высотой 51 м считают самым крупным православным собором Северной и Западной Европы:




6. А вот на белом здании хочу остановиться чуть подробнее - его мало кто замечает, хотя это творение одного из великих архитекторов ХХ века. Алвар Аалто самый известный в мире финский архитектор. Он проектировал как отдельные сооружения, так и дизайн мебели и интерьеров. У меня был пост о последнем: " приключения обыкновенной табуретки". Одним из важнейших клиентов Аалто была государственная лесоперерабатывающая компания Энсо-Гутцайт. Для нее он выполнял проекты в Сяунатсало (1942-1952), Иматре (1947-1961), Сумме (1954-1960), а в 1959-1962 гг. создал проект головного офиса в Хельсинки. Жаль, что мы застали здание в момент реконструкции и не оценили в полной мере его облицовку знаменитым каррарским мрамором - это вам не бетонные коробки!




7. Всё, на этом скучные отступления заканчиваю, и, приняв собор и здание Аалто за ориентир, начинаем искать большую зеленую зону почти напротив них, как на скриншоте. На гуглокарте находится полоса эспланады и близ нее на углу здание, как на переднем плане на скриншоте (см. ниже):




8. Пронумеруем наиболее яркие объекты на кадре из фильма:




9. И вот что у нас получается с их расположением на гуглокарте - все красиво выстраивается в единую зрительную ось:




10. Но по-прежнему не очень ясно, откуда эти панорамные виды снимались, весьма приблизительно это может быть красная точка на карте выше. Снова нам гугль в помощь, идем туда. И видим высокую башню! Неужто это она?




11. А какой у нее шпиль интересный. Правда, снизу здание кажется не очень высоким:




12. Но это обманчивое впечатление:




13. Кстати, на этом фото, сделанном нами с башни Олимпийского стадиона Хельсинки, видна вдали чуть правее центра желтая башенка интересующего нас здания, а с левого края - темный треугольник Успенского собора:




14. Наша желтая башня поближе. А на среднем плане, кстати, белое сооружение со скошенной крышей - еще одно творение Алвара Аалто - знаменитый дворец "Финляндия":




15. И аэрофото Хельсинки из Википедии, на котором видно, как возвышается на 70 метров здание Hotel Torni, восьмое по высоте здание страны, на момент постройки было самым высоким в Финляндии, и до 1987 г. самым высоким зданием Хельсинки:




16. Найдя здание, по названию улицы Yrjönkatu уже нетрудно было установить, что здесь гостиница Solo Sokos Hotel Torni. Вот что букинг сообщает: Этот гранд-отель в стиле 1920-х годов расположен в 5 минутах ходьбы от центрального железнодорожного вокзала Хельсинки и торговых улиц рядом с парком Эспланады. Уточню, что год постройки - 1931. Чистейший стиль ар-деко. О стиле я писала тут, кому интересно:




17. Torni в переводе с финского означает "башня". Что интересно, латышское "tornis" переводится точно так же.
По-шведски, кстати, torn, по-эстонски также torn, ливонское toŗņ, датское tårn, по-английски tower, по-испански torre, греческое τύρρις. Происходят от латинского turris. Спасибо всем, кто предложил это слово на других языках. :-)




18. С высоты гостиницы открываются панорамные виды, и ее ресторан делает акцент на это в своей рекламе:




19. Но что же наш кадр из фильма? Мы пока его не видели. Гугль здесь не поможет - прогулки по воздуху гугломашина еще не совершает. Но мы идем на трипадвизор, сайт, где постояльцы гостиниц оставляют как отзывы, так и свои фото. И - ура! Вот он наш вид из фильма! Узнаете?




20. И еще один, похуже, но тоже узнаваемый. Судя по бликам, сделан через оконное стекло в ресторане:




21. В Викимедии еще нашлась и прогулка с воздуха :-) Башня отеля внизу и наши все ориентиры (церковь, здание Аалто, зеленая эспланада) выше нее в кадре:




22. А коль скоро мы залезли в Викимедию, то там обнаружился большой раздел фотографий Хельсинки с разных высот. В том числе почти полная панорама, снятая с башни Торни! Фото кликабельно (2660х320рх):




23. Шпиль вдали слева - это Национальный музей Финляндии. Архитекторы Г.Гезеллиус, Э.Сааринен и А.Линдгрен из архитектурной фирмы Gesellius-Lindgren-Saarinen. Я подробно писала о нем в посте " О северном модерне в Финляндии", а тут показываю крупнее:



24. Нарежем с панорамы в районе этого шпиля еще кусочков и сравним с кадром из фильма (справа). Замечаете, каким был Хельсинки за четверть века до наших дней? Еще обратите внимание на то, что в кадре из фильма видны перила балкона и за углом виднеются еще такие же:





25. Вот эти балконы под углом друг к другу видны на этом фасаде (только здание и перила перекрашены). Отсюда заметно, что фильм снимался на террасе ресторана, с высоты 14-го этажа. В книге Пера Валё кабинет директора концерна с этим видом из окна находился на 18-м этаже.




26. Вот, кстати, схема этажей здания. Видно, где ресторан, где конференц-залы, а где гостиничные номера:




27. Еще кадр из фильма и справа кусочек современной панорамы. Мелковато, но опознать можно. Видно, как за прошедшие 25 лет уплотнилась застройка Хельсинки:





28. Этот вид из фильма находится левее показанной панорамы, но все равно сомнений уже не остается:




29. А еще помните вид на церковь Агриколы в прошлом посте? Вот этот же ракурс на современной панораме с высоты Торни:




30. И интересная история изложена на русском языке на сайте гостиницы, приведу тут с сокращениями: Гостиница "Sokos Torni" Solo - одна из старейших в Хельсинки гостиниц. Открытие состоялось в 1931 г., все здесь было новым и удивительным, она стала символом новой лучшей жизни. Ресторан "Torni" быстро стал гастрономической богемой Хельсинки. Самая современная технология приготовления пищи и деликатесы, ранее не известные в Финляндии, первыми появлялись в ресторанах "Torni".



Яркие страницы в истории гостиницы связаны с военным временем, международными дипломатическими отношениями, визитами известных людей. Под сводами гостиницы "Sokos Torni" Solo останавливались особы королевской крови, государственные деятели, бизнесмены, писатели и деятели искусств. Гостями отеля "Torni" были Ян Сибелиус, президент США Г.Гувер.

В 1960-е годы прогресс стал понемногу стихать, здание начало ветшать. В 1972 г. "Torni" было передано в аренду компании "Helsingin Osuuskauppa". Здание было отремонтировано в несколько этапов, последняя модернизация завершилась в 2006 г. Во время реставрации гостиницы главными принципами было сохранение истории, первоначального стиля и стремления к передовым веяниям.
Нашелся редкий кадр строительства башни:




31. Но самое интересное я выделю сюда: Во времена Второй мировой войны первыми захватили гостиницу международные репортеры. Многие страны, в особенности Великобритания, понимали, какие возможности открывает здание "Torni" для разведки. После войны, в 1944-1947 гг., в гостинице "Torni" размещалась делегация контрольной комиссии СССР. После ухода русских в "Torni" появилась так называемая рыцарская традиция. И по сей день Рыцари Торни ежегодно собираются в стенах гостиницы.
Контрольные комиссии и разведывательная деятельность больше не имеют с "Torni" ничего общего, но здесь, как и прежде, принимаются важные решения, а ресторан "Torni" все так же находится на вершине гастрономического мира.




32. Кое-что есть на английском, только я не поняла, причем тут Мата Хари, кто знает язык получше, подскажите, пожалуйста: UPD - Перевод: "Утверждается, что именно здесь [в отеле] планировалось убийство некоей Минны Кроше, бывшей шпионкой вроде Маты Хари":

Originally the site of the Russian government post world war 2. We chose art deco room which was most elegant. Everything about this hotel conveys past history. Roof top bar has outstanding views from the outside balcony. 1

Hotel Torni. The hotel was designed by architects Jung & Jung in 1928, and has 14 stories. It is allegedly the place where the murder of the Mata Hari-like Minna Craucher was planned in 1932. The hotel served the needs of air defense during the Second World War, when members of the Finnish women's paramilitary organization Lotta Svärd kept watch for enemy bombers. Immediately after the cessation of the war, Hotelli Torni served as the headquarters of the Allied Control Commission monitoring Finnish compliance with the obligations of the Moscow Armistice. 2 и 3




33. Что-то мне вспомнился отрывок из "Щита и меча" (тоже экранизированной книги, кстати) об отеле Адлон в Берлине:
Для тайных и явных дипломатов, агентов различных секретных служб отель "Адлон" был традиционной международной биржей. Здесь они заключали сделки между собой: торговали государственными тайнами и сведениями, изобличающими государственных и политических деятелей, - в ход шли и постыдные улики и порочные наклонности. Цены котировались в зависимости от международной ситуации.
Германская тайная полиция неусыпно заботилась о безопасности клиентов этого фешенебельного пристанища международных разведок, тщательно следила, чтобы здесь не нарушались нормы этикета и правила приличия.
Вряд ли в "Торни" было столь же широкомасштабно, но тем не менее, факт имел место.



34. А теперь самое интересное - можно с высокой долей вероятности полагать, что съемочная группа "Таллинфильма" останавливалась именно в этой гостинице. И они не только снимали виды с террасы ресторана, куда их, памятуя о советской шпиономании, вряд ли просто так пустили с улицы. Нет, они были постояльцами и жили здесь несколько дней. Если посмотреть на панорамные кадры выше, заметно, что они снимались в разное время дня и при разной погоде.




35. Но это еще не все. Они завербовали инспектора Иенсена! Как вы думаете, инспектор жил в своей квартирке в Стокгольме?




36. Ничего подобного - посмотрите на вид за окном - этаж высокий. Это гостиничный номер в башне Торни!




37. Вряд ли полицейский инспектор будет нанимать дизайнера для своей квартиры, а в том, что это нестандартный дизайн, в котором чувствуется рука архитектора, обобщающая формы, а не типовая мебель, сомневаться не приходится:




38. Круговая окантовка помещения по периметру мебельными тумбами - характерный облик суперсовременного гостиничного номера:




39. Заправилы пресс-концерна в фильме что-то подозревали, поэтому установили слежку за инспектором, подсадив ему "жучка" в номер известной в шпионских кругах гостиницы:




40. Что ж, заглянем в постель инспектора и мы. Заодно оценим - кто дизайн мебели, а кто - объем мускулатуры:




41. Обратите внимание на цвет телефонного аппарата:




42. В фильме видно, как инспектор проходит из спальной зоны на кухню, неся с собой телефон на проводе. Помещение невелико по площади, представляя собой либо т.н. маленькую квартирку-студию, либо гостиничный номер повышенной комфортности. Заглядывает в холодильник:




43. О, а это что за веревки? В фильме их наличие никак не объясняется. Я думаю, что это главная улика нашего расследования: шнуры от съемочной аппаратуры. Которые по какой-то причине забыли убрать, а переснять заново не успели. Это говорит в пользу съемок в Хельсинки - в условиях дороговизны проживания или ограниченности по времени все снималось как можно быстрее, без дублей:




44. Вид за окном с другой стороны гостиничного номера. Итак, шведский инспектор Иенсен был завербован в Финляндии эстонскими кинематографистами и служил Советскому Союзу! Неожиданный поворот сюжета, не находите?




45. Помните цвет телефона? Здесь у Иенсена, брившегося в ванной, уже не красная трубка в руках, а серая. Съемочная группа проживала в нескольких номерах и все их использовала на полную катушку в интересах фильма, снимая то в одном номере (с красным телефоном), то в другом (с серым). Ниша в ванной - роскошь для советских интерьеров, это тоже говорит в пользу Финляндии:




46. И, наконец, этот кадр доказывает то, что верхний кадр был снят в Финляндии. Эпизод в душе на кадре ниже доснимали уже в Эстонии. Характерный советский белый кафель, выложенный с перевязкой швов, да еще с неаккуратно заделанными швами. Типичная картина в 1970-е. И ведь оба вида в квартире Иенсена, заметьте:




47. Двор полицейского участка, кстати, тоже не финский. Узнаете характерные для учреждений СССР оконные решетки? Не знаю, как в Эстонии, а в Латвии их полно было. С детства видела такие на здании аптеки во дворе:




48. Но вернемся еще к интерьерам - к сожалению, в гостинице после реконструкции 2005-2006 годов ничего старого не осталось, так, что возможно, мы в фильме видим исторические интерьеры отеля конца 70-х годов. Но и в новом дизайне заметна тенденция располагать темную мебель по периметру:




49. Такая периметральная расстановка темной мебели является сохранением фирменного стиля гостиничных интерьеров?




50. Плитка в санузле осталась светлой, как и в фильме, холодильник также в номере и он по дизайну подозрительно похож на тот, что на фото №41:




51. Но вернемся к зданию концерна, которое местами подменялось видами отеля. Казалось бы, отснятых видов "Фортума" должно было быть достаточно:




52. Однако то ли ракурсов не хватило, то ли хотелось сделать видеокартинку более динамичной, но в кадрах второй серии, где людей эвакуируют из здания, неожиданно появляется вот это:




53. Через некоторое время еще вид:




54. Это все-таки оказался таллинский Виру кескус, с которого и началась наша детективная история! Но посмотрите на его рекламу: он теперь тоже в сети отелей Sokos! Спустя четверть века два разных здания в двух разных странах, сыгравшие в кино одно и то же здание, объединились не только виртуально:




55. Надо сказать, что когда мы были в Хельсинки, в объектив моего фотоаппарата попался еще один отель от Sokos (справа). Правда, он к нашей истории отношения не имеет, просто к слову пришлось:




56. Ну и чтобы мы не расслаблялись, в конце фильма показали еще два здания. В общем, роль Дома Прессы сыграли целых пять разных высоток:




57. Вот пятая. Ни ее, ни предыдущую пока опознать не удалось. Не факт, что это снято в Финляндии или Эстонии, могут быть какие-то монтажные обрезки, оставшиеся от других картин и присобаченные здесь:




58. И закончу расследованием в области моды - один из тех кадров, что съемочная группа сделала на ходу из машины:




59. Такие фасоны были в ходу в сезоне 1979-1980 годов в Хельсинки:




60. Дамские купальники, по-видимому:




61. У меня тоже есть кадр, сделанный на ходу из машины. :-)) Как видите, витрины в Хельсинки не сильно изменились за четверть века, в отличие от интерьеров:




Второй этап нашего расследования по фильму "Гибель 31-го отдела" завершился.

Предметы, Карты, Кино, Интерьеры, Мелочи, Эстония, Находки, Финляндия, Дизайн, Культовые сооружения, Таллин, Вещи_из_прошлого, Архитектура, Панорамы

Previous post Next post
Up