Итак, всем уже известно, что Василию Ливанову 15 июня вручили Орден Британской империи, как лучшему в мире Холмсу.
http://www.vesti.ru/news.html?id=93925 По случаю этого продолжение нашей Шерлокианы, с мест, где ковалась слава актера и сыщика. :-) Для тех, кто интересуется, сообщаю, что осталось всего два продолжения нашей истории - это и еще одно за ним.
Предыдущие части можно посмотреть тут:
Шерлок Холмс в Риге: часть 1-я Шерлок Холмс в Риге: часть 2-я Шерлок Холмс в Риге: часть 3-я Как всегда, вверху - кадр из фильма, внизу то, как ныне выглядит это место:
Это вид из Яня сета (Иоаннова подворья) на церковь Петра через арку ворот бывшего доминиканского монастыря. Но сказать это - значит, не сказать ничего. Потому что на самом деле здесь - ключевая точка истории города Риги, некий поворотный пункт очень многих событий. Об одном этом месте можно написать целую книгу. Но обо всем по порядку. На этом спутниковом фото местоположение интересующих нас ворот отмечено крестиком
А так это место выглядит с птичьего полета
Спустимся же с небес на землю и окажемся на улице Скарню - искомые ворота прячутся в глубокой тени между церковью Св. Иоанна (№24 по улице Скарню, на фото справа) и зданием, известным в Риге как Конвент Экка (№20/22, слева)
Это одна из моих наиболее любимых рижских улиц с удивительно солнечным настроением в любую погоду. Еще мое фото этой улицы, кому интересно, можно посмотреть в энциклопедии «Кругосвет»:
http://www.krugosvet.ru/articles/63/1006306/0012726g.htm Улица Скарню впервые в исторических документах упоминается в 1408 году, как улица торговцев мясом. (Скарнис - устаревшее латышское слово, означавшее «Мясная лавка»). Улица некогда была центральной улицей немецкого поселения начала 13 века; где-то здесь находился первый рынок. Середину нынешней улицы Скарню занимали ряды мясных лавок. Впервые мясные лавки упомянуты в документах 1295 года; они просуществовали до 30-х годов 20 века, когда были снесены.
Что мы увидим, если подойдем поближе к зазору между церковью и Конвентом Экка:
Перед нами арка c обрамлением необычных очертаний вверху - это т.н. килевидная арка, характерная для поздней готики, но достаточно редко встречающаяся в ливонской архитектуре:
Это и есть наши ворота из фильма. Можно возразить: но эти ворота ведь не похожи на те, что в фильме! Но пройдем под этой аркой в тот двор, что виднеется внутри - это фрагмент крепостной стены города Риги начала 13 века в Иоанновом подворье (по-латышски Яня сета):
Площадь подворья ныне составляет 530 кв.м. К сожалению, сейчас крепостная стена выглядит не столь привлекательно, заставленная пивными зонтиками и тентами, деревянные конструкции от которых не убираются даже зимой:
И обернемся: это вид на подворье с обратной стороны, от стены с предыдущего снимка:
Когда-то Иоанново подворье было территорией первого епископского замка - местом, где в 1201 г. обосновался основатель города Рига епископ Альберт Буксгевден. На этой схеме лиловым цветом выделена территория епископского подворья вместе с церковью Иоанна, а красным - территория замка рыцарского Ордена меченосцев!
По некоторой прихотливости судьбы в конце 20 века в соседнем здании Конвента Экка располагался музей восковых фигур (о котором я упоминала в своем ЖЖ здесь:
http://renatar.livejournal.com/29352.html) - и в котором почетное место в экспозиции занимала статуя Альберта Буксгевдена!
От епископского замка до наших дней не сохранилось ничего, отдельные фрагменты стен и подвалов были включены в более поздние постройки церкви Св. Иоанна и сооружения доминиканского монастыря, воротами которого мы и интересуемся в этой теме. О епископском замке можно почитать на моем сайте тут, правда, страницу давно пора было обновить с прошлого года…
http://www.castle.lv/latvija/epz1.html Сама история появления здесь монастыря не менее интересна, и тоже связана с именем епископа Альберта. Но уже не Буксгевдена, а Зауэрбера. После смерти Альберта Буксгевдена высшее собрание священнослужителей - Домский капитул (монастырь которого мы рассматривали в предыдущих выпусках нашей Шерлокианы) избрал епископом Рижским Николая фон Науэна из Магдебурга. Однако папа римский был иного мнения и назначил свою кандидатуру - Альберта Зауэрбера (иногда в литературе упоминаемого как Суербер). Папского ставленника в Риге не приняли, разразился конфликт, улаживать который был вынужден, как всегда, папский легат Вильгельм Моденский. В рамках переговоров Зауэрбер был услан в Восточную Пруссию, однако и там не ужился, и был папой назначен в отдаленную епархию на другом конце Европы, на родине Святого Патрика - в Ирландии. Вот здесь, на сайте Армайского архидиоцеза есть список архиепископов:
http://www.armagharchdiocese.org/html/history/former.html Под номером 61 - Albert Suerbeer, архиепископ с 1240 по 1246 год. Он еще вернется в Ливонию, в 1253 году, чтобы стать первым архиепископом Рижским, после смерти своего соперника, епископа Николая Магдебургского.
Пока же хитрый епископ Модены вытребовал ряд уступок со стороны епископа Николая в обмен на признание того епископом Рижским. Одной из них стала передача 8 сентября 1234 г. старого епископского замка (palatium nostrum lapideum) с прилегающими земельными участками в дар новообразованному Доминиканскому монастырю. Вильгельм Моденский сам был членом ордена доминиканцев. Подчеркну, что буквально за пару лет назад до описываемых событий, с 1232 г. именно доминиканский орден - т.н. “черные братья” возглавили инквизицию в Европе. Так инквизиция пришла в Ригу. Старая капелла орденского замка была переделана под церковь Св. Иоанна, а рядом с ней возникли наши ворота.
Ворота Доминиканского монастыря зимой 1999 г.
Не нужно думать, что это был крестный путь к аутодафе, а на подворье сжигали колдунов и ведьм. Инквизиция в Ливонии не отличалась размахом своих испанских собратьев (Domini Canes - божьи псы), более того, массовые случаи сожжения колдунов и еретиков в здешних местах известны только лишь с 16 века, когда здесь воцарилось лютеранство, гораздо более нетерпимое в вопросах веры.
Церковь Иоанна впервые упоминается в летописях в связи с событиями 1297 года, когда рижане осадили и разрушили соседний орденский замок. Воспользовавшись близостью доминиканского монастыря и церкви, горожане снесли ее крышу, укрылись на платформе за ее стенами и оттуда обстреливали замок. В конце XV века, когда шла борьба между рижанами и орденом, церковь Иоанна и монастырь были разрушены. Сохранились лишь нижние части стен, северо-западный портал и наши монастырские ворота. В конце XV и начале XVI столетий церковь была построена заново в стиле поздней готики. Это было последнее культовое сооружение Риги, построенное в этом стиле. По соглашению, заключенному между орденом и городом Ригой в 1491 году, магистрат и бюргеры обязались восстановить ее за свой счет.
На самом верху нового здания на юго-западной наружной стене виднеются две каменные маски, каждая из которых изображает лицо монаха с открытым ртом.
По преданию, в дни церковных праздников доминиканский проповедник, а монахи этого ордена слыли хорошими ораторами - усаживался позади одного из этих изображений и произносил речь. Через открытый рот каменной маски его голос звучал на весь город.
Фото маски:
В 15 в. два монаха были замурованы в стене церкви Иоанна по их собственному желанию. Для передачи им пищи и воды было оставлено лишь крохотное отверстие. Место, где были замурованы и в последствии захоронены монахи, хорошо видно в наши дни. Оно отмечено крестообразным зарешеченным отверстием в стене.
Доминиканцам довелось владеть новой церковью не более двадцати лет. Началось движение Реформации. В 1523 году городской магистрат закрыл церковь Иоанна вместе с монастырем и изгнал оттуда «черных монахов», которым пришлось пешком идти до замка Рижского архиепископа в Кокнесе (более ста километров от Риги вниз по Даугаве). В здании церкви устроили конюшню и хлев, а позже оружейный склад. В 1582 г. церковь была передана латышской общине, которая до этого проводила свои богослужения в церкви Екаба. В 1587 - 89 гг. церковь расширена к востоку пристройкой в стиле маньеризма. Колокольня в неоготических формах появилась в 1849 г., сооруженная по проекту архитектора Фелско.
В 17 веке в нишах алтарной пристройки появились высеченные из песчаника статуи Иоанна Крестителя и Саломеи. Саломея стоит, держа в руках блюдо с отрубленной головой Иоанна. На другой стороне фронтона - изображение Иоанна, привязанного к дереву. Имя ваятеля, создавшего эти произведения, неизвестно. К сожалению, там перед церковью улочка очень узенькая и более-менее хорошие кадры сделать сложно. Это Иоанн Креститель:
Жертве Иоанна Крестителя придается важное моральное значение, отсюда и распространенность сюжета в искусстве. Вот что пишет священник (хотя он православный, а не католик, но в данном случае это не имеет значения): «Всматриваясь в образ Иоанна Крестителя, мы видим, что всякий человек, кто ревностно отстаивает правду и истину, всегда гоним. Гнали пророков, мы знаем, что почти все они были убиты; гнали апостолов, и все они, за исключением Иоанна Богослова, также были убиты. Многие праведники за их любовь к правде (потому они праведниками и называются) были также гонимы в этой жизни. И если кто-то говорит нам правду, чаще всего становится не нашим другом, а нашим недругом. И здесь тоже для нас сокрыт полезный и назидательный урок: с одной стороны, мы должны стоять в своей жизни за правду, стоять точно так, как стоял за нее Иоанн Креститель».
http://nikolay.orthodoxy.ru/blagovest/175.htm Но вернемся в наше подворье. Вот эта крепостная стена стала доступна взглядам сравнительно недавно
После Реформации монастырские постройки отошли к городу. На Яня сета (Иоанновом подворье) в доме №7 был устроен принудительный работный дом, который в 1783 г. перевели в Цитадель, а на его месте в 1794-1803 существовала Николаевская богадельня, а в советское время Выставочный зал молодых художников. С 1828 г. на нынешней Яня сета размещались рижские полицейские казармы, поэтому до 1902 оно называлось Полицейско-казарменным подворьем, и только затем Иоанновым подворьем. В №6 была старейшая латышская школа (школа при церкви Яня). После того, как в 1938 школьное здание было снесено, в тылу его обнажилась крепостная стена городских укреплений, реконструированная в 1957-69 (арх. Э.Г. Славиетис). Нынешний декор фасада здания №1 создан в 1898 по проекту архитектора О. Баара.
Теперь давайте заглянем снова под арку ворот: слева виден портал церкви Св. Иоанна, вырубленный в белом камне в XIV веке, когда церковь расширили со стороны входа, а впереди - фрагмент фасада церкви Св. Петра с его контрфорсами.
Готическая церковь Св. Петра (ул. Скарню 19) заслуживает отдельного рассказа, и потому ограничусь лишь некоторыми основными сведениями о ней. Построена в 13 - начале 14 вв., перестраивалась в 14-15 вв.; барочный западный фасад создан в 1689-94, архитекторы Р. Бинденшу и др. Алтарное помещение сооружено в начале 15 в. в стиле поздней готики по образцу церкви св. Марии в Ростоке, откуда был приглашен строительный мастер Иоганн Румешоттель. Самые первые башенные часы в Риге были установлены здесь.
Башня (высота 123,2 м) над западным фасадом относится к 17-18 вв. В 1670 г. шпиль башни высотой тогда еще только 64,5 м являлся самой высокой деревянной конструкцией в мире. В 1721 г. башню поразила молния и она сгорела (рассказывают, что русский царь Петр Первый, находящийся в то время в Риге, участвовал в тушении башни) и восстановлена в 1746 г. Во время 2-й мировой войны, 29 июня 1941 г., после попадания артиллерийского снаряда в здание церкви, она сгорела и башня упала. Башня была восстановлена в 1970-73 гг. уже в металлоконструкциях, реставрация церкви завершилась в 1984 г.
По сведениям историка архитектуры и искусства Ю.М. Васильева, для одной из капелл церкви Петра был знаменитым немецким живописцем Альбрехтом Дюрером, написан алтарный образ. Васильев утверждает, что художник побывал в Риге в 1521-22 гг. - но больше таких сведений мне нигде не встречалось. Сама картина погибла в период иконоборческих погромов во время Реформации.
Мне почему-то кажется, что она могла быть похожа на его работу "Поклонение волхвов" (1504, Уфицци, Флоренция)
Объясню, почему. Там на картине изображен негр, а в Риге описываемых времен был силен культ Святого Маврикия, которому поклонялись члены Братства Черноголовых. В Домском соборе в Риге известны резные изображения святого, немало их было в убранстве главного здания братства - Дома Черноголовых. Почему бы не быть чему-то сходному и в церкви Св. Петра? Но это всего лишь версия.
Церковь Св. Петра с птичьего полета:
К сожалению, фотографий или старых открыток с видом на церковь непосредственно от монастырских ворот мне не встречалось. Гораздо более популярен вид на церковь из соседнего Двора Конвента. Но о нем чуть позже. На этой старинной открытке немного виден алтарный фасад церкви Св. Петра
История церкви Св. Петра неразрывно связана с историей города. Политику становления Риги определяли три главных силы: идеологическая власть - епископ, реальная военная сила - Орден и городская коммуна - ремесленники и торговцы. Как я уже говорила выше, в истоках Риги тесно стоят рядом замки епископа и Ордена меченосцев и перед ними - главная церковь городского прихода. Все три ведущие силы на протяжении веков соперничали и конфликтовали вплоть до вооруженных столкновений. Прихожанами церкви в основном являлись привилегированные купцы Большой гильдии и цеховые ремесленники Малой гильдии.
Далее по улице Скарню есть очень интересные ворота - на первый взгляд они даже напоминают ворота из фильма о Шерлоке Холмсе, будучи словно зеркальными им во времени и пространстве.
Но сходство это лишь кажущееся. Войдя во двор Конвента, некогда бывший территорией первого орденского замка, мы увидим вот такой вид на церковь Св. Петра:
Вид поистине живописный и излюбленный художниками. Не устоял перед ним и Николай Рерих, в 1903 г. посетивший Ригу. В серии прибалтийских видов есть такой этюд работы мастера:
Высокий брандмауэр справа есть не что иное, как южный корпус первого орденского замка Виттенштейн в Риге (позднее церковь св. Георгия). О замке можно посмотреть статью на моем сайте:
http://www.castle.lv/latvija/vittenstein.html Несколько фотографий тут:
http://www.ailab.lv/Riga/sat/skarnu10.htm Вот так, обычным амбаром выглядела церковь Св. Георгия в 1970-е гг., до того, как реставраторы уделили ей внимание
Двор Конвента также заслуживает отдельного разговора, но не в этот раз.
Поговорим лишь о здании слева от ворот Доминиканского монастыря - Конвенте Экка. Самый первый (известный по письменным источникам) городской ночлежный дом в Риге был устроен в 1435 г. Рижским магистратом для нужд приезжих в этом здании на ул. Скарню 22.
Затем здесь разместился небольшой приют для вдов, основанный рижским бургомистром Николаем Экком в 1592 (или в 1594-1596) г. на собственные средства. Открыт в 1596; туда принимались только вдовы бедных мастеров членов Малой Иоанновской гильдии. В 1895 там находилось 13 вдов. Обитательницы Конвента Экка получали квартиру и денежное пособие. Конвент Экка содержался за счет сумм, внесенных Н. Экком и за счет пожертвований. В 1892 капитал Конвента составлял 175 тыс. рублей. В 1938 г. в Конвенте проживало 6 вдов. Здание было капитально перестроено в 1594-96 гг. На первом этаже находился молитвенный зал с высоким сводом зеркального типа (в 60-х гг. 20 века во время реставрации на стенах обнаружены остатки орнаментальной живописи 18 в.), на верхних этажах - небольшие жилые помещения-кельи, объединенные коридором, рядом с деревянной лестницей - труба-кухня (большая труба). Фасад с симметрично расположенными двумя порталами свой окончательный вид приобрел в перестройках 1710 и 1777 гг. С 1987 г. здание реставрируется. В советские времена здесь был размещен Республиканский клуб туристов. Затем здесь находился Центр туристической информации (Riga 2000), который позднее переехал в Дом Черноголовых.
Конвент Экка в начале 1970-х гг. (фото из семейного архива)
Фотографии здания Конвента Экка и его деталей, а также краткие сведения на лат. яз.
http://www.ailab.lv/Riga/sat/skarnu22.htm Здание примечательно также тем, что в центре его фасада в 1618 г. был установлен один из лучших рижских скульптурных барельефов того времени «Христос и грешница» (предположительно изготовлен в Нюрнберге) с обрамлением в стиле маньеризма в честь основателя приюта Николая Экка.
Экк был одним из богатейших патрициев Риги. Став в 1583 г. бургграфом- представителем польской короны в Риге, он сосредоточил в своих руках большую власть, не гнушаясь использовать ее в корыстных целях. Властолюбивого, заносчивого и нечистого на руку бургграфа дважды изгоняли из города, однако король всякий раз возвращал его на прежнюю должность. Чтобы примириться с горожанами, Экк занялся благотворительностью, и, как видите, преуспел на этом поприще.
Николай Экк из музея восковых фигур, который, как я уже упоминала выше, находился в этом здании до 1 ноября 2001 г.:
Вот такая необычная история зданий и сооружений вокруг ворот Доминиканского монастыря.