Шерлок Холмс в Риге: часть 3-я

Jun 08, 2006 06:30

Продолжаем историю съемок фильма о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне в Риге.
Предыдущие части можно посмотреть тут:
Шерлок Холмс в Риге: часть 1-я
Шерлок Холмс в Риге: часть 2-я

Сегодня обсудим то, что видно на этих кадрах (вверху кадр из фильма, внизу кадр этого года):



Это место также расположено недалеко от Домского собора и монастыря, о которых много говорилось в предыдущих частях. Вид на улицу Пилс (ЗАмковую), которая выходит на Домскую площадь - площадь перед Домским собором. На старом фото 1930-х годов видны собор и правее от него - оба здания, интересующиe нас. Одно из них - достопримечательность города Риги. Но об этом чуть позже.



В свое время в Интернете мною было найдено (на уже не существующем ныне сайте) вот это фото - развертка панорамы Домской площади, на которой видны все эти здания относительно самого собора:



Вид сверху:



Если внимательно присмотреться, то видно, что именно эти два здания были изображены и на этом кадре из фильма (вдали, на заднем плане):



Кстати, обратите внимание на фрагмент металлической ограды справа в кадре - я еще упомяну о нем.

Надо сказать, что исторически в Риге не существовало Домской площади - до середины XIX в. была лишь небольшая площадь перед входом в собор. Саму площадь начали создавать в конце XIX в., после того, как в 60-е гг. были снесены дома с западной, а в 80-е гг. с северо-западной стороны Домского собора, чтобы раскрыть взору его входные порталы. С 1886 г. стала называться Домской площадью.
Площадь была гораздо меньше нынешней. Свои теперешние размеры обрела в 1936 г., после сноса домов с северной и северо-восточной стороны Домского собора. В предыдущих выпусках я давала фото этого процесса сноса домов: http://www.castle.lv/latvija/zfilm/domlauk1930s.jpg
Во время 2-й мировой войны во время авиационных налетов был разрушен квартал между улицами Тиргоню и Розена, который не был восстановлен, увеличив тем самым Домскую площадь. Сейчас в этом месте разбит газон и стоят зонтики летнего кафе-бара.

В 1937 г. была названа площадью 15 мая (в связи с государственным переворотом в Латвии 15.05.1934). В память о событиях 17.06.1940 в Латвии переименована в площадь 17 июня. С 1987 г. снова называется Домской площадью. Проектом регенерации Вецриги было предусмотрено понизить уровень южной части Домской площади до уровня грунта 13 в. Во время археологических раскопок 1986-87 (рук. А.В. Цауне) возле Домского собора вскрыто средневековое кладбище, в т.ч. захоронения куршей, 13 в. На Домской площади расположены следующие памятники архитектуры: ансамбль Домского собора и Домского монастыря (13-20 вв.), здание биржи и др. Площадь занимает 9425 кв. м. является местом проведения массовых культурных мероприятий (Дни искусства, День театра, разные концерты и др.) На этом фото, например, видны киоски ежегодной Рождественской ярмарки, проводимой в Риге:



Теперь об упомянутой мною выше ограде у Домского собора. В фильме ее еще нет. В 1989-1990 гг. возле стены собора соорудили широкую траншею, удалив приблизительно 3-метровый культурный слой, накопившийся в ходе столетий. В результате появилась возможность обозреть изначальные объемы Домского собора и рассмотреть фундаменты постройки XIII в.

До конца 1990-х площадь местами была покрыта бетонной плиткой (к сожалению, не успела отсканировать старое фото данного артефакта), пока не был реализован план еще 1980-х гг., когда с помощью булыжника не выложили трассы давно исчезнувших в этом месте средневековых улиц и кварталов. Это были продолжение улицы Яуниела, о которой я уже говорила в первом выпуске нашей Шерлокианы, соединение улицы Шкюню с улицей Пилс возле здания биржи, продолжения улиц Тиргоню и Розена. Вот на этом фото немного заметны лоскутки улиц и земельных участков на территории Домской площади:



Теперь настала очередь поговорить о тех зданиях, что видны на переднем плане в кадре из фильма в самом начале нашего разговора. Слева - это нынешнее здание филиала Vecrīgas банка SEB Unibanka на ул. Пилс, 23. Оно и изначально строилось как банк, только биржевой. Строительство было завершено в 1887 г. по проекту архитектора Генриха Шееля. Фото здания в 1930-е годы:



Монументальные неоренессансные формы здания были созданы с помощью красного облицовочного кирпича и эстонского известняка. В 1995 г. был реконструирован зал для финансовых операций по проекту архитектора А. Завадскиса. Но мне хотелось бы сказать пару слов об архитекторе Шееле, авторе здания.



Шеель Генрих Карл (Scheel Heinrich Karl, 1829, Гамбург - 1909, Рига) архитектор, академик. Окончил Академию художеств в Петербурге в 1852 г. В 1853 г. переехал в Ригу. Автор ряда жилых и общественных зданий по всей Латвии, в т.ч. около 45 многоэтажных каменных зданий в Риге. С 1900 г. сотрудничал с Ф. Шеффелем.
По Я. Крастиньш "Стиль модерн в архитектуре Риги" М., "Стройиздат" 1988

Сразу хочу подчеркнуть следующее: правильное написание фамилии архитектора именно Шеель, с двумя "е". В Интернете чаще встречается "Шель", но это лишь калька с латышского Šēls и является ошибочным написанием.

В свое время по поводу написания фамилий местных архитекторов на русском языке у меня состоялся разговор с самим д-ром Янисом Крастиньшем, который рассказывал, что редакторы в Москве строго исправляли написание фамилий с учетом правил русского языка и правил транслитерации иностранных имен. Как всем известно, в советские годы к редактированию изданий подходили весьма тщательно, а "Стройиздат" был одним из крупнейших и авторитетнейших издательств того времени, выпускавших научную литературу. Иными словами, в вопросах правописания фамилий архитекторов на русском языке именно данная книга Крастиньша мною принимается за эталон.

А что же второе здание на кадре из фильма? Это местная достопримечательность, один из архитектурных шедевров города.

Здание на Домской площади, 6 является характерным сооружением стиля эклектизм, заимствующим формы различных архитектурных стилей прошлого и преподносящим их в новом содержании. Здание было построено в 1852-1855 гг. по проекту Харалда Боссе как здание Рижской биржи. Сооружено в формах ренессансного палаццо Венеции, что символизировало богатство и изобилие. Фасады украшает нарядный архитектонический и скульптурный декор. На 1-м этаже находится зал, перекрытый сводами, над ним большой конференц-зал (когда-то Праздничный зал) и др. помещения для разных мероприятий. Интерьер здания выделяется насыщенностью художественной отделки, особенно роскошными были интерьеры 2-го этажа, которые восстанавливали с 1976 по 1979 г., и которые погибли в пожаре 1979 г. Фото на рубеже 19 и 20 веков, во времена Шерлока Холмса:



В советское время в здании биржи находились Латвийский научно-исследовательский институт научно-технической информации и технико-экономических проблем, а также отделы Республиканской научно-технической библиотеки (РНТБ). Затем здесь находился Латвийский информационный центр Министерства Экономики Латвии, а с 1993 г. начала свою работу биржа. Рижская биржа часто предоставляет свои залы различным культурным мероприятиям - фестивалям и многочисленным выставкам. Лично мне довелось там бывать на ежегодной туристической ярмарке Балттур (до того, как она переехала на Кипсалу) и когда тибетские монахи создавали там свою песочную мандалу.



По этой ссылке находится большой файл (173 КВ) из альбома, посвященного "визиту его имераторского величества Николая I в Ригу" (1910 г.), где немного рассказывается об истории Рижской биржи:
http://www.castle.lv/latvija/zfilm/birza3.jpg

Добавлю только, что в 1903 г. по улице Смилшу (Песочной), на которую обращен второй фасад Биржи, был пущен электрический трамвай. Его кольцо было как раз у Биржи, на нынешней Домской площади. Даже следов от его рельсов не сохранилось, и лишь старое фото начала ХХ века напоминает нам об этом:



Представляете себе Холмса и Ватсона на фоне такого трамвая? Я с трудом. Но, честно говоря, даже сам выбор этого места в Риге как прототипа Лондона, меня немного удивляет с архитектурной точки зрения. Слева - ренессансные формы здания, которое еще с определенной натяжкой подходит. Но справа - венецианское палаццо! А в глубине улицы виднеется шпиль церкви Скорбящей Богоматери в формах византийской архитектуры!



Скорбящей Богоматери костел (площадь Пилс, 5) - памятник архитектуры республиканского значения. Первое деревянное здание церкви построено в 1761 г. При образовании площади Пилс (Замковой площади) на его месте в 1784-85 было построено каменное здание в формах раннего классицизма с боковым входом и башней, завершенной куполом в виде полушара над алтарной апсидой. В 1859-60 (по др. данным, в 1856-59) оно было перестроено, вход перенесен под башню, в западной стороне пристроена новая алтарная часть, фасад приобрел эклектические формы византийской архитектуры. Костел является трехнефным зданием зального типа с широким средним нефом и органным балконом, с оштукатуренными деревянными сводами. Напротив бокового входа находилась капелла, которая в нынешнем виде перестроена в 1895 г. по проекту В.Л.Н. Бокслафа. Рядом с церковью находится построенное в 1765 г. двухэтажное здание пастората с мансардной крышей; вместе с церковью оно является составной частью пространственной композиции площади Пилс. План 1895 года (холмсовских времен):



Но для нас эта церковь будет интересна еще и тем, что она фигурировала в другом культовом фильме советских времен - "Семнадцать мгновений весны", где являлась частью швейцарского Берна, о чем я немного писала здесь:
http://renatar.livejournal.com/11748.html

Фотографии церкви Скорбящей богоматери можно посмотреть тут: http://www.ailab.lv/Riga/sat/sapjudvm.htm
О церкви Скорбящей богоматери на латышском языке: фото, старинные планы и изображения
http://www.catholic.lv/Dievmates/foto.html
http://www.catholic.lv/Dievmates/baznica.html

Фигуры античных божеств на стенах Биржи.
Это сам бог торговли Меркурий - аллегория торговли:



Тритон - аллегория судоходства:



Помона - аллегория плодоносных культур:



Сатурн - аллегория земледелия:



Фавн - аллегория скотоводства:



Теллура с пучком льна в руках - аллегория выращивания льна и его обработки (лен был главным экспортным товаром Риги):



Кино, Холмс, Рига, Искусство, Архитектура

Previous post Next post
Up