Теория истории

Mar 08, 2017 23:17

Итак у кого-то еще есть сомнения, что в древности в христианских храмах была низкая преграда и открытый алтарь? Разве можно не верить великим учОным: европейским археологам ХХ века, и иже с ними Орландосу и В. Лазареву?
Это же будет посягательством на незыблемую "Теорию Истории развития алтарной преграды", описанную во всех классических справочниках по истории архитектуры!!!



Еще старик Голубинский писал:
"Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр., и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами, вместе с самими Иудеями, не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева".

Не употребляли первенствующие христиане икон, Голубинский свидетель, сам со свечкой стоял !)))

Католики уже давно превратили эту концепцию в аксиому, (вслед за протестантами) - она  соответствуют иудейской традиции в полной мере. Современный алтарь в католическом храме должен выглядеть примерно так:



Это католический храм в Париже Notre-Dame-de-l'Arche-d'Alliance 1998 г. Никаких преград, никаких "икон".

А мы православные что - выходит отстаем от движения прогресса?
Значит и мы должны соответствовать! Вот ведь какая логика просматривается.
Но если повнимательнее посмотреть как католики ковали свою "Теорию истории" алтаря, то можно сделать массу неожиданных открытий.



Вот например, нашли в 1904 г. французские археологи в Тунисе (Tabarka) мозаику, датируемую IV-V в.
Надпись ECCLESIA MATER (церковь мать) делает эту мозаику важным артефактом истории христианского церковного искусства. На ней ясно изображена базилика (7 колонн поддерживают двускатную кровлю).
С торцов изображение разворачивается по разному:
справа - простой треугольный фронтон, слева - фронтон на тройной арке и 3х колоннах.
Блииже к этой тройной арке изображен прямоугольник и три светильника(?).
В центральной арке - ступени.
Как этот ребус расшифровать? Вариантов можно придумать несколько, но они все не могут дать 100% точность.
В 1960е гг. аккурат в период заседаний II Ватиканского собора была сделана научная(!) реконструкция, ставшая хрестоматийной:


Обратите внимание - как элегантно продвинута идея выноса престола из алтаря!
Колонны на мозаике стоят двумя рядами, а престол со свечами изображен между двух последних колонн в этом ряду.
Значит - рисуем его "реконструкцию" на полу базилики!
Спрашивается - если престол в середине нефа, зачем же нужна лестница и подиум в алтарной апсиде???
Для чего же предназначено это возвышение?
Но именно так выглядят сегодня престолы и алтари в старых (не современных) католических храмах.



Спрашивается - а что там сзади за ступени? что там за подиум в полукруглой апсиде?
Да это же старый упраздненный алтарь!

Именно такую рокировку сделали католики во всех храмах после Тридентского собора, упразднившего иконостасы, и вытащившего престолы из алтарей в трансепт.
Дальше, следуя логике процесса, напрашивается вывод:
не решения Тридентского собора были следствием найденной картинки и ее реконструкции, а скорее эта самая реконструкция была сделана по идеологическому лекалу Тридентского собора.

И сейчас такая же логическая цепочка "теории истории" влияет на новые (все более и более "новаторские") прожекты наших архитекторов-модернистов.
Вводныйпост по этой теме здесь.
Продолжение истории следует...

Архитектура, Постмодерн, Католики

Previous post Next post
Up