Дискуссия в
предшествовавшей записи уперлась в проблему:
"Иконы непременно "под Дионисия", а зачем?
Иконостасы непременно тябловые, с иконами "под Дионисия", почему?"
Ну не нравится многим уже Дионисий, ну уже надоели его многочисленные неумелые "перепосты"!
Действительно, зачем плодить формальные клоны?
Надо, может быть, что то менять - а как?
Теперь говорят "Уж лучше лабиринты"...
Мастерские А.Анисимова предлагают радикальные варианты. Удалить эти надоевшие тябла, и вставить новые прогрессивные архитектурные формы - башни, лабиринты, а можно и совсем без них обойтись - одни воротики низенькие оставить.
А некоторые малокомпетентные личности почему то не довольны: здание храма красиво, а "иконостас" - увы, "не догоняет". Возникает вопрос - должен ли фасад как то откликаться в интерьере, или интерьер - взаимодействовать с внешним видом - ?
И что же сегодня можно предложить в качестве альтернативы?
Есть ли еще в Русской церкви настоящие мастера?
Я точно могу сказать - да, есть. Я даже знаю, где:)) вернее - кто.
Это Александр Солдатов.
Его никто не может упрекнуть в единообразии! И в злоупотреблении тябловыми иконостасами.
Фокус в том, что Солдатов - универсал. И прежде всего - иконописец, а потом уже архитектор.
Очень хороший, талантливый иконописец, как мне кажется, лучший на сегодня.
И архитектор (во вторую очередь).
Поэтому в иконостасах А.Солдатова "работают" иконы прежде всего.
На них приковывается взгляд. Можно сколько угодно стоять - и любовацца!)))
Вот один из свежих проектов А.Солдатова: иконостас нового русского храма в Париже.
Оцените качество подачи эскиза!!!
Архитектуру этого храма кто только не пинал - она уже устарела в момент проектирования, хотя претендовала на "последний писк архитектурной моды".
Однако иконостас, даже временный, сделанный А.Солдатовым, спас, я считаю, честь русского зарубежья:))
Он ни разу не тябловый, и при этом не китч.
Хотя и не прогнулся под французский модернизм фасада.
Вот еще один пример маленького легкого архитектурного решения - архитектура у Солдатова не мешает, не теснит иконы, не вопит громогласно - "вот я какая! Зацените оригинальность!)))"
Иконы письма А.Солдатова привлекают взгляд в первую очередь, а деликатное архитектурное обрамление создает вокруг них высокохудожественную среду - то, что классик называл "недешевой простотой" настоящей культуры.
Для сравнения его можно сопоставить с подобным по масштабу, материалу и архитектурному решению небольшим иконостасом других авторов.
Только мне заметна разница - ?
иконостасы "Товарищества реставраторов Андрея Анисимова"
можно посмотреть здесь: