Как они это сделали

Mar 09, 2017 23:53

В продолжение истории рецепции концепции открытых алтарей в современной католической церкви. Начало было здесь и здесь, и еще здесь,
Если поинтересоваться историей развития алтарной преграды на франкофонных сайтах, то вы не найдете там ни реконструкций Орландоса, ни тем более статьей Лазарева о втизантийском темплоне.
И вся наша стройная теория об истории развития алтарной преграды окажется самодельной версией, слепленной из случайных обрывков информации с барского стола европейских исследователей.
Да, они (европейцы) в ХХ и ХХI веке уже "столько накопали"... - а сколько конкретно?
Кто то у нас это систематизирует, кто то следит "за руками"?

Получается, что наши архитекторы в ХХI веке возрождают церковную архитектуру на основе той информации, которую собрал, ситематизировал и опубликовал в середине ХХ в. гигант искусствоведческой мысли Виктор Никитич Лазарев (Царство ему Небесное и вечный покой!!!) сидя за "Железным занавесом"!
Совершил он этот подвиг тогда, когда о церковном строительстве никто и не помышлял.
Его замечательные научные тексты посвящены именно истории искусства (при советской власти он не страдал, как наши современные искусствоведы, "прискорбной тягой к богословию", которое им известно еще менее, чем "понаслышке").

Но, возвращаясь к католикам, попробую собрать сведения на ту же тему теории истории форм церковного алтаря из свежих публикаций франкофонных сайтов.
На любом из итальянских сайтов, посвященных истории иконостаса, амвона и алтарной преграды, есть вот такая картинка:




Это хрестоматийный для европейцев пример алтарной преграды XI - первой половины XII в. церкви Santa Maria in Valle Porclaneta. Этот иконостас - один из древнейших артефактов такого рода, сохранившийся на своем первоначальном месте. Он включал алтарную преграду с темплоном, амвон перед ней, и киворий над престолом за ней - в алтарной апсиде, возвышаясь на подиуме с лестницей.



Сейчас этот ансамбль экспонируется в таком "стерилизованном" виде - он "очищен", "освобожден", приведен "к первозданному виду" - называйте это как хотите:))
То есть реставраторы удалили все, что по их мнению было более поздним наслоением, чем XII век, оставив только "скелет"...



Однако сохранилась живопись начала XX в. датского художника Карла BUDTZ MØLLERа, на которой этот интерьер выглядит не столь стерильным, как сейчас.



Ниже - фото 1932 г., подтверждающее наличие скульптуры в алтарной преграде, но уже без части амвона и без живописи на северной стене. Видимо, эти детали были признаны более поздними (фото сделано в процессе реставрационных манипуляций).



Сейчас нет уже ни той скульптуры, ни стены - все открыто, в соответствии с концепцией отсутствия присутствия:))



Сам амвон вблизи выглядит как современный муляж (?)



Но самая интересная деталь, удивительным образом сохранившаяся, и видимо, подтвержденная датировкой XII века - это деревянный резной темплон.
Он тоже стерилизован и очищен от всех более поздних наслоений.



И на картине, и на старых фото - он выглядел иначе, чем сейчас.
Это можно объяснить двумя причинами - либо он был сильно зашпаклеван, украшен поверху другими лепными деталями, либо хранился где-то в другом месте. Поэтому на картине виден тот, что его заменял позднее.
Сохранившаяся древняя резьба этого темплона является документальным свидетельством первоначального существования на нем живописных изображений, хотя сейчас их нет на месте.
Сама резьба служит тому свидетельством, поскольку резные картуши обрамляют плоскости, чередующиеся ритмично. Именно так располагаются изображения в известных живописных темплонах.



Таким образом получается, что самые древние иконостасы волею судеб сохранялись у католиков, а не в руинах Византийской империи.
И это поле, не паханное еще нашими беспристрастными исследователями!))

Архитектура, Католики, иконостас

Previous post Next post
Up