Вертикальная скорость

Nov 25, 2014 19:51

Недавно поспорил с одним товарищем по вечному поводу - кто быстрее: бегуны или велосипедисты. Если вам ответ на этот вопрос кажется очевидным, подождите немного. Речь шла о подъеме в гору по трейлу с нехилым градиентом.

У меня смутное ощущение, что забежать скажем в 15-20% горку можно немного быстрее, чем заехать. У товарища было противоположное мнение. Диалога как такового не получилось, поэтому я решил написать пост-исследование на эту тему.

В самом деле, как сравнить? Если подойти с научной точки зрения, существуют два пути: наблюдение и эксперимент. Эксперимент поставить несложно - найти гору, подходящую под условия, заехать, забежать, посмотреть как быстрее. Правда, возникнут вопросы, что именно мы сравниваем. Возможно, гора более пригодна для подъема на велосипеде, или наоборот для бега. Возможно, человек совершающий восхождение лучше бегает, чем ездит, или наоборот. В принципе, все проблемы решаются, но как видно, корректно поставить такой эксперимент довольно сложно.

Наблюдение, с другой стороны, очень легко организовать с помощью такого замечательного ресурса как Страва. Причем, найти примеры скоростных подъемов на велосипеде или бегом тоже легко - в Северной Калифорнии очень популярны трейловый бег и велоспорт, здесь тренируются и соревнуются одни из самых сильных американских спортсменов.

Итак, лезем в Страву. Сразу замечу, что я хотел сначала сравнить скорость подъема с одинаковым градиентом (15% или больше) в достаточно длинную горку, скажем 0.5 мили и больше. Это оказалось невозможным - в велосегментах практически нет таких подъемов. Более-менее часто попадаются сегменты с градиентом 8-10%, сегменты с большим уклоном как правило или очень короткие, или с глючно измеренной высотой. У бегунов другая история - довольно много подъемов имеет градиент 15% и выше. Поэтому я решил сравнить такой показатель как VAM (velocità ascensionale media - средняя скорость подъема (итал.)) Благо Страва как раз его выдает для более-менее длинных подъемов. Сравнивать решил рекорды подъемов - понятно что их ставили разные люди, но там и там должны быть неплохие спортсмены, так что при большой выборке индивидуальные различия усреднятся.

Вот что у меня получилось:

Велосипед, подъемы в окресностях Mt. Diablo, здешней велодостопримечательности:

Curry point climb (0.8 миль, 8.5%) - 1229 м/ч
MTB - Sycamore to BH Ridge Fire Rd (0.9 миль, 10%) - 1219 м/ч
ball buster (0.6 миль, 10%) - 1108 м/ч
MTB - The Three Ex-wives (0.8 миль, 8.5%) - 1246 м/ч
Mitchell Canyon to Deer Flat (3.5 мили, 8%) - 1094 м/ч
Mt Diablo - Devil's Elbow to Summit (0.9 миль, 7%) - 1536 м/ч
Diablo Junction to Summit (4.4 миль, 7%) - 1633 м/ч

Бег, подъемы к северу за мостом Золотые Ворота - там проводится много трейловых забегов.

Miwok Hill Climb (RV/Bobcat) to Old Springs (1.4 мили, 8%) - 1217 м/ч
Bobcat Trail Climb (1 миля, 8%) - 1129 м/ч
Marincello (Tennessee Valley to Bobcat) (1.4 мили, 9%) - 1273 м/ч
Are we there yet? (1.4 мили, 11%) - 1190 м/ч
Coastal (Tennessee Valley to Coyote Ridge) (0.7 миль, 13%) - 1469 м/ч
Miwok to air traffic control (0.4 мили, 17%) - 1923 м/ч
Mt Tam Hill Climb - Segment 3 (1.2 мили, 18%) - 1458 м/ч
Dipsea - Stairs Only (up) (0.3 мили, 24%) - 2753 м/ч

Из той небольшой выборки что я привел видно что цифры в целом сравнимые, при этом бегуны поднимаются быстрее в более крутые подъемы (15+%). Для велосипедистов я 15+% подъемов не нашел, видимо не любят они такие сегменты. Более быстрые велосегменты на Mt. Diablo проходят по асфальтированным дорогам, более медленные - по трейлам. Особняком у бегунов стоит подъем по лестнице на тропе Дипси - видимо ступени позволяют бежать намного быстрее.

Лучшие мировые результаты VAM в беге и на велосипеде тоже сравнимы. Лучшее время на вертикальном километре, 30:26 дает VAM 1972 м/ч. У велосипедистов скажем Ленс Армстронг в эпоху ЭПО показывал цифры около 1800 м/ч.

Надо сказать, что бегуны и велосипедисты достигают максимальных скоростей подъема на очень разных трассах. На велосипеде обычно это подъем по асфальтированной дороге с градиентом 8-10%, в беге рекорды ставят на очень крутых подъемах, таких как Фулли где 1 км подъема приходится на 1.9 км трассы - градиент 53%.

Возвращаясь к спору в начале поста - на более или менее длинном трейловом подъеме с градиентом, к примеру 28%, бегун легко обгонит равного по силам велосипедиста. По крайней мере до первого спуска :)
Previous post Next post
Up