В путешествие автостопом по Северному Приладожью мы с
sleep1less отправились из Петрозаводска рано утром 26 июля. Чтобы легче было ловить попутные машины, сначала рейсовым автобусом добрались до Вилги. Через посёлок проходит федеральная автодорога «Кола». Водитель, похожий на Петра Мамонова, подобрал нас на трассе буквально через пару минут. Все 30 километров, что мы ехали вместе до посёлка Пряжа, он болтал по телефону.
Вновь оказавшись на обочине, мы долго не могли остановить машину в сторону Сортавалы. Но это лишь прибавляло решительности. В порыве энтузиазма из найденной в лесу картонки стали делать табличку с названием пункта назначения. Через какое-то время решили не стоять на трассе вдвоём: голосовали и прятались в кустах, терпя атаки комаров, по очереди.
В конце концов, добрались до Маньги. Дальше снова пешком. Доделали табличку. Сидеть в кустах больше не хотелось, поэтому разошлись друг от друга метров на сто. Сработало. Минут двадцать ехали впятером: мы, водитель, его жена и спаниель. Спаниеля тошнило. Несколько километров проехали на машине с мурманскими номерами. Затем был первый в нашем путешествии грузовик.
Водитель грузовика поначалу был на своей волне, но через некоторое время смягчился и даже разоткровенничался: «У нас в Пряже мэром мент бывший стал. Привёз в посёлок своих друзей, да стал землю у народа отжимать. В основном ту, что возле озера. Теперь у нас ментов как говна за сортиром! И все не местные. ДПСники тоже охренели: постоянно тормозят и деньги выпрашивают». Впрочем, большую часть пути разговор между нами наш шёл на исторические темы. И даже о литературе как-то зашла речь.
Высадились в Рускеале. Рядом с посёлком находится одноимённый горный парк. Туда и направились. Горный парк «Рускеала» - более чем популярное у туристов место. Именно на его территории располагается знаменитый мраморный карьер, где добывался мрамор для облицовки Исаакиевского и Казанского соборов Санкт-Петербурга. Там же неподалёку можно найти заброшенный мраморно-известковый завод. Туристы до него пока не доходят.
Кстати, о посетителях парка. Были мы, разумеется, с рюкзаками, вмещавшими палатку, спальники и прочее снаряжение; снаружи висели коврики. В общем, вид наш привлекал некоторое внимание рафинированной публики. В какой-то момент завязался такой разговор.
- Вы откуда? - спросила нас девушка, стоявшая, как и мы, в очереди к мужскому туалету.
- Из Петрозаводска.
- Значит соседи!
- А вы, - решил я уточнить, - из Санкт-Петербурга, наверное?
- Нет, я из Москвы.
- Эм…, не такие уж мы и соседи, - возразил я, ещё не понимая ход её мыслей.
- Да нет, я имею в виду, вы - соседи Карелии!
Заночевали там же в посёлке возле фундамента сгоревшей в начале 40-х церкви, заблаговременно убедив персонал располагавшегося рядом гостевого дома, что мы не пьём и не работаем на ФСБ.
27 июля с утра хотели посмотреть водопады на реке Тохмайоки, но передумали и поехали в Сортавалу. Передумали отчасти из-за непогоды, но, прежде всего, - из-за вовремя подвернувшегося рейсового автобуса.
Из Сортавалы можно за 900 рублей (в одну сторону) попасть на Валаам. Местами там сохранились здания, построенные ещё финнами. А рядом с сортавальским ж/д вокзалом есть кафе, где сносно и относительно недорого для таких мест кормят, а в качестве фона играет «Радио Ваня» - радио для сильных духом.
После Сортавалы маршрут нам виделся следующим образом: Лахденпохья - Куркиёки - Приозерск - Выборг - Санкт-Петербург. Первые два пункта программы можно было, в принципе, пропустить. Остановка в Приозерске была обязательной. Маршрут до Выборга и Санкт-Петербурга детально не прорабатывался.
Удачно поймав машину в посёлке Хюмпеля - что-то наподобие пригорода Сортавалы - через 25 километров мы были в Опполе. Там со второй попытки остановили тягач с прицепом. Тактика была прежней: пока один ловит машину, второй сидит «в засаде». До этого подвозившие нас водители не раз говорили, что если б знали, что нас двое, то не стали бы тормозить. В первый раз водитель тягача сказал, что остановился лишь для того, чтобы перекусить, а нас не возьмёт, так как «в таких машинах мы попутчиков не возим». Не беда. Пожелали хорошей дороги и пошли дальше. Минут 30-40 ничего не происходило: никто даже не сбавил скорость возле нас. Но вот на дороге показался тот самый тягач. Голосовал в это время
sleep1less. Увидев знакомую машину, он опустил руку - зачем отвлекать человека? Но тягач остановился: «Залезайте, парни!».
60-тонная машина, гружённая щебнем, шла со стороны Вяртсиля в Санкт-Петербург. Решили, что доедем до Приозерска. Лахденпохья и Куркиёки были исчерпывающе изучены из окна кабины.
Водителю тягача было лет 35. Единственная тема, на которую он охотно говорил - работа: «Бывает, сидишь за баранкой неделями - ни отдохнуть нормально, ни поесть, а приезжаешь домой, и уже через два дня обратно за руль тянет». С 2009 по 2011 годы он работал на Таймыре - возил по зимнику нефтяное оборудование. На Северо-Западе второй год. Тягачу, на котором мы ехали, - десять лет; пробег - 2 млн. километров. Тормозных колонок на самой машине не было - они давно стёрлись; на спусках и поворотах тормозили прицепом.
Вообще, технические неисправности на грузовиках не редкость. Плюс к этому, многие машины ездят с перегрузом. Поэтому в случае чего на обочину они могут и не заехать - велик риск перевернуться. И остановиться быстро не смогут. Поэтому легковушкам надо опасаться грузовиков: не перестраиваться резко перед ними и всегда держать приличную дистанцию позади. Грузовики, в свою очередь, где возможно, всегда пропускают «маленькие машины», а иногда и вовсе выступают в роли «санитаров дорог». Например, когда несущиеся по обочине мудаки создают пробки, грузовики часто выстраиваются на крайней правой полосе (если она есть, конечно) и не дают им вклиниться обратно в поток.
- Единственная причина, почему я работаю на этой машине, - говорит дальнобойщик, - зарплату дают вовремя. Ни разу за два года не было задержек. Но начальник жмот! На всём экономит, поэтому и машина не ремонтируется. Хотя в месяц с одного грузовика не меньше 500 тысяч поднимает.
В 18:00 высадились в Приозерске - бывшем Кексгольме. В планах было до конца дня добраться до Выборга. Но уже первый опрошенный местный житель эти планы обрушил. Оказалось, что между Выборгом и Призерском - всего 125 километров - нет прямого транспортного сообщения. Ни автобусного. Ни железнодорожного. Никакого. А ехать из Приозерска в Выборг автостопом, да ещё вечером, - значит заночевать где-нибудь в лесу, не проехав и четверти пути.
Отложив вопрос о месте ночлега и дальнейшем маршруте на потом, мы выдвинулись к главной достопримечательности Приозерска - крепости Корела. К шести часам вечера вход в крепость был закрыт, но, как выяснилось, на неё можно было без проблем забраться в нескольких метрах от главного входа. Перед тем как это сделали мы, так без особых угрызений совести поступила семья местных жителей с двумя детьми.
Осмотрев крепость, мы решили добираться до Петербурга. И тут - большая удача. Уже на выезде из Приозерска, нам удалось поймать попутку, домчавшую нас до станции метро Парнас за полтора часа. В полдесятого вечера 27 июля мы закончили обзорное путешествие по Северному Приладожью. Маршрут, который в лучшем случае планировалось сделать за трое суток, был преодолён за два неполных дня.
P.S. Сокращённую версию этой истории с элементами художественного вымысла в первом абзаце можно прочитать на сайте
Петрозаводск Сегодня