Perseon men nun oi logioi (Περσέων μέν νυν οἱ λόγιοι)

Jul 30, 2021 14:45


Продолжим же с Геродотом. После знаменитого вступления, о котором я писал ранее, следует так называемый логос о похищении женщин.

В свое время на экраны кинотеатров вышел голливудский фильм "Троя" Волфганга Питерсена. Посмотрев его, я разразился в ЖЖ долгой и пафосной рецензией, основной смысл которой сводился к тому, что как можно даже пытаться показывать события древнегреческих мифов изгнав из них богов и все чудесное. Получается невразумительное ничто, пол-собаки, странный кадавр, полный бессмысленных, плохо мотивированных поступков и событий, там где ранее совоокая Афина, дочь Зевеса, направляла твою руку. Только современным малобразованным варварам могла придти в голову идея сделать такое с Илиадой!

Вспоминаю как это писал, и ощущаю себя современным, малобразованным варваром. :) Не знавшим тогда, что пытаться реконструировать реальные события, легшие в основу мифов, равно как и просто переписывать эти мифы как реальные события - это древняя, древняя традиция. Восходящая в Греции к логографам Ионии 6-5 века до н.э., из чьего интеллектуального потока вышел Геродот.

И собственно логос о похищении женщин, полным текст которого приведен ниже, это именно оно. Четыре мифа - похищение Ио, похищение Европы, похищение Медеи, и похищение Елены - рассказываются в совершенно реалистичном, и циничном ключе, как изначальная причина обид и вражды между жителями Европы и Азии. Геродот во вступлении пообещал рассказать нам причину вражды между эллинами и иноземцами, и вот казалось бы он именно это и делает.

Только делает ли, или это фальшстарт?

Эти мифы во времена Геродота были известны каждому греку. Как часть мира, полного чудес. Зачем пересказывать их как скабрезные истории межнациональных терок, с непристойным душком?

Есть те, кто верят, что это программное заявление. Что Геродот, начиная свою книгу с этого логоса, говорит - это не будет эпическая повесть о богах и героях, о событиях произошедших по велению Дия-громовержца в незапамятные времена. Это будет исследование реальных событий произошедших на человеческой памяти. И реальность, очищенная от божественного промысла, выглядит вот так. Геродот, из Галикарнасса, поведает вам причину, по которой эллины и иноземцы вели свои войны.

Есть те, кто придерживается почти противоположного мнения. Я принадлежу к их числу. Для них критичным является то, что в первом же предложении логоса, Геродот заявляет, что он рассказывает то, что об этих событиях говорят персидские мудрецы. То есть вот так, скабрезно, выглядят чудесные события греческого прошлого, впечатлявшие детей у семейного очага и наложившие отпечаток на характер нации, в пересказе иноземцев. Так видят мир персы, и таким стал бы греческий мир, завоюй они его. То есть Геродот, с этим логосом, перекликается во вступлении не с причиной раздора, а с заявлением, что он пишет свой труд, чтобы деяния великие и удивительные, и эллинов и иноземцев, не остались ἀκλεᾶ. Без клеоса. Без славы героев Гомера. Логос о похищении женщин - это эпитома ἀκλεᾶ, бесславия. Геродот, из Галикарнасса, представит вам свои изыскания, чтобы деяния великие и удивительные греко-персидских войн не были запомнены так.

Так же в этом логосе можно найти один из самых старых образчиков виктим-блэйминга. Правда Геродот приписывает его мировоззрению азиатов, и контрастирует это с подходом европейцев. То есть, к виктим-блэймингу мы еще добавляем и расизм. Точнее континентализм. А еще ушлые финикийцы эти... В общем, ужасно неполиткорректный текст. :)

Судите сами:

“По словам персидских мудрецов, виновниками раздора были финикияне. Прибывши от так называемого Красного моря к нашему морю и поселившись в стране, где и теперь еще живут, финикияне тотчас же пустились в дальние морские путешествия. Перевозя египетские и ассирийские товары во многие страны, они, между прочим, прибыли и в Аргос. Аргос же в те времена был самым значительным городом в стране, которая теперь называется Элладой. Когда финикияне прибыли как раз в упомянутый Аргос, то выставили свой товар на продажу. На пятый или шестой день по их прибытии, когда почти все товары уже были распроданы, на берег моря среди многих других женщин пришла и царская дочь. Ее имя было Ио, дочь Инаха; так же называют ее и эллины. Женщины стояли на корме корабля и покупали наиболее приглянувшиеся им товары. Тогда финикияне, раззадоривая друг друга, набросились на женщин. Большая часть женщин спаслась бегством, но Ио с несколькими другими они успели захватить. Финикияне втащили женщин на корабль и затем поспешно отплыли в Египет.

Так, говорят персы, но не эллины, Ио попала в Египет. Событие это послужило первой причиной вражды. Затем, рассказывают они далее, какие‑то эллины (имя они не могут назвать) прибыли в Тир Финикийский и похитили царскую дочь Европу. Должно быть, это были критяне. Так счет был уравнен. Потом эллины все‑таки снова нанесли обиду варварам. На военном корабле они прибыли в Эю в Колхиде и к устью реки Фасиса. Завершив там все дела, ради которых прибыли, эллины затем похитили царскую дочь Медею. Царь колхов отправил тогда в Элладу посланца с требованием пени за похищенную и возвращения дочери. Эллины, однако, дали такой ответ: так как они сами не получили пени за похищение аргивянки Ио, то и царю ничего не дадут.

Затем в следующем поколении, говорят они, Александр, сын Приама, который слышал об этом похищении, пожелал умыканием добыть для себя женщину из Эллады. Он был твердо уверен, что не понесет наказания, так как и эллины тогда ничем не поплатились. После того как Александр таким образом похитил Елену, эллины сначала решили отправить посланцев, чтобы возвратить Елену и потребовать пени за похищение. Троянцы же в ответ бросили им упрек в похищении Медеи. Тогда ведь, говорили они, сами эллины не дали никакой пени и не возвратили Медеи, а теперь вот требуют пени от других.

До сих пор происходили лишь обоюдные похищения женщин. Что же до последующего времени, то, несомненно, тяжкая вина лежит на эллинах, так как они раньше пошли походом в Азию, чем варвары в Европу. Похищение женщин, правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение, по мнению персов, безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы те сами того не хотели. По словам персов, жители Азии вовсе не обращают внимания на похищение женщин, эллины же, напротив, ради женщины из Лакедемона собрали огромное войско, а затем переправились в Азию и сокрушили державу Приама. С этого времени персы всегда признавали эллинов своими врагами. Ведь персы считают Азию и живущие там варварские племена своими, Европа же и Эллада для них - чужая страна.

Таков, говорят персы, был ход событий, и взятие Илиона, думают они, послужило причиной вражды к эллинам. О похищении же Ио финикияне рассказывают иначе, чем персы, вот что. Именно, по их словам, они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор.

Это рассказы персов и финикиян. Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как‑нибудь иначе.”



Previous post Next post
Up