"Чёрный Лебедь" - кошмар или освобождение от Иллюзий?

Dec 20, 2010 12:21





"Чёрный Лебедь" - кошмар или освобождение от иллюзорности Предсказуемости?

Вместо предисловия:

Этот пост посвящен не столько книге Нассима Талеба "Черный лебедь. Воздействие крайне маловероятного", вышедшей в свет в 2007 году ("The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable" By NASSIM NICHOLAS TALEB) , сколько тому, что было известно по данному вопросу за тысячелетия до нее; и лишь самые концептуальные моменты этой книги будут здесь затронуты.

Тем не менее, сначала несколько слов о самой книге.

Написана она известным трейдером и финансистом, коим и является Н.Н. Талеб, или, как еще его называют, современным "гуру" в области "рынка и финансов". Однако проблемы, которые затронуты в книге, скорее относятся к области человеческой психологии и даже, можно сказать, к антропологии (в части изучения этой наукой способов восприятия реальности и закономерностей человеческого мышления).

Именно по этой причине есть смысл уделить некоторое, и даже особое, внимание этому сочинению.

С другой стороны, если, как было сказано выше, Талеб в своей книге не явил миру каких-либо принципиально новых открытий в области знания человеческой природы, то стоит ли вообще о нем говорить? - О нем, конечно, - нет; но о данной книге - стоит. ...


Причина, по которой стоит о ней говорить, может, на первый взгляд, показаться банальной -  по мнению многочисленных экспертов, выход этой книги в свет является одним из 20-ти важнейших событий ушедшего десятилетия - событий, которые окажут сильнейшее воздействие на будущее всего человечества. Обратите внимание: 20-ти важнейших не книг, а именно СОБЫТИЙ. Это - уровень важности соответствующий событию 11 сентября 2001 года, расшифровки генома человека, открытиям в области нанотехнологий …

Для тех, кто еще не ознакомился с сим произведением, коротко в свободном изложении, о чем это.

_______________________________________

До того момента, как была открыта Австралия, люди Старого Света были убеждены, что все лебеди - белые. Вера эта была незыблема, так как основывалась непосредственно на их многолетнем опыте. Если они видели лебедя, то он был всегда, конечно же, белым.

Обнаружение первого черного лебедя, естественно,  вызвало удивление орнитологов, но люди не поняли, как пишет Талеб, истинного смысла того события. А тем временем, это очень здОрово иллюстрирует серьезное ограничение их способа понимания мироздания через "закрепление" наблюдений или фиксирование своего внимания на предыдущем опыте, и потому недолговечность человеческих "знаний" в постоянно изменяющейся Реальности. Одно единственное наблюдение может разрушить тысячелетнее знание, которое сформировалось при наблюдении миллионов белых лебедей.

Порой Реальность вынуждает нас увидеть ни как неожидаемую и, потому, для большинства нежеланную, а значит, и "совсем несимпатичную", черную птицу.

Талеб предлагает называть "Черным Лебедем" событие, которое имеет три следующих признака:

1) оно необычно и лежит ЗА пределами наших ожиданий, ибо ничто в прошлом не предвещало его наступления;

2) последствия этого события крайне велики;

3) несмотря на непредсказуемый характер такого события, человеческий разум придумывает ему (уже задним числом) некие рациональные объяснения, так чтобы для человека, само событие выглядело объяснимым, а его наступление казалось закономерным.

Итак, три признака "Черного Лебедя": редкость,  крайне серьезные последствия, последующая (то есть ранее не высказываемая) "предсказуемость".

Небольшое количество Черных Лебедей объясняет, почти все характеристики этого мира: успех идей и стран, динамику исторических событий, личную историю людей. Более того, с ходом истории - от неолита до сегодняшних дней - частота Черных Лебедей растет, и жизнь становится все более и более непредсказуемой. И теперь вряд ли можно предсказать что-либо, опираясь на прошлый опыт и чтение книг.

Кстати, отсутствие возникновения очень вероятного события, как пишет Талеб, также является Черным Лебедем.

Сочетание низкой предсказуемости и значительных последствий делает Черных Лебедей трудноразрешимой задачей; но вовсе не это является главной проблемой, которая обсуждается в означенной книге. Самое главное состоит в том, что люди склонны действовать так, как если бы Черных Лебедей не существовало.

Основная идея книги, касается человеческой слепоты относительно "случайности", особенно, что касается больших событий. Почему-то почти всем людям - ученым и не ученым, начальникам и разнорабочим свойственно видеть ресницу, а не бревно. Почему люди сосредотачиваются на мелочах, неспособных ни на что повлиять, и игнорируют события, которые несут в себе огромную важность? Почему чтение газеты в действительности уменьшает знание о мире, а не увеличивает его?

Нетрудно увидеть, как замечает Талеб, что жизнь - это кумулятивный эффект нескольких значительных событий. Посмотрите внимательно на свою собственную жизнь - вы увидите всю силу воздействия внезапных непредсказуемых событий и их огромные последствия. Много ли перемен пришло именно в тот момент, когда вы их ожидали?

Есть такая поговорка: "Расскажи богу о своих планах - пусть он повеселиться". Она об этом.

Черный Лебедь делает намного более важным то, что Вы НЕ знаете, а не то, что Вы знаете.

Влияние его еще более сильно, потому что он - всегда неожидан для Вас, то есть Вы НЕ можете к нему подготовиться заранее - не можете "смягчить" ни его силу, ни его последствия.

Неспособность предсказать наступление Черного Лебедя - это неспособность предсказать ход истории, учитывая силу влияния одного на другое. Но люди ведут себя так, как будто они в состоянии предсказать ход истории, и более того, как будто они реально могут на него повлиять.

Нам необходимо привыкнуть к существованию Черных Лебедей, а не наивно пытаться их предсказать. Есть много вещей, которые мы можем сделать, если сосредоточимся не на том, что мы знаем, а на том, чего не знаем. Среди многих других плюсов, можно стать коллекционером счастливых случаев - положительных Черных Лебедей, увеличивая свою подверженность им.

В своей книге Талеб показывает, что вопреки "мудрости" социологии, почти все великие открытия и новые технологии появились не в результате проектирования, не запланировано - они были Черными Лебедями. Также, он указывает на связанную с этим ошибку - это чрезмерная сосредоточенность на том, что мы точно знаем, то есть изучение конкретного, а не общего.

Как демонстрирует Талеб, проблема заключается в устройстве человеческого разума: люди не изучают правила, а исследуют факты и только факты.

Люди не мыслят абстрактно.

Почему так происходит? В книге ее автор разъясняет причины этой человеческой привычки, и то, насколько это неэффективно в современном окружающем нас, и все более замыкаемом нами на себе, мире.

Как ни странно, в книге, рассчитанной хотя и не на философа-схоласта, но, тем не менее, все же, скорее на интеллектуала, чем на сенситива, Талеб поднимает и более глубокий вопрос.

Для чего вообще существует разум? Похоже, что он не предназначен для думания и самокопания. Если бы, как утверждает Талеб, для сего, - то нам было бы от этого, возможно, и легче; однако нас бы сейчас здесь не было - наш размышляющий предок был бы съеден львом; в то время как его не рассуждающий, но более быстрый брат бежал бы в укрытие. Наши предки около ста миллионов лет были НЕ думающими млекопитающими. Свидетельства показывают, что мыслим мы намного меньше того, чем принято так считать.

Жизнь очень необычна.

Тем не менее, большинство людей сочтет слишком громким утверждение, что необходимо изучать сначала редкие и исключительные события, с тем, чтобы, прежде всего, понять - общее.

В своей книге Талеб пишет, что есть два возможных способа приближаться к явлениям:

- первый - это усреднять; отбросив исключения, сосредоточится на "нормальном" и изучать обычные случаи;

- второй подход - чтобы понять явление, рассматривают его крайности, особенно, такие как Черный Лебедь, которые несут в себе значительный кумулятивный эффект.

Говорят: "Друг познается в беде". То есть, чтобы понять истинный характер, суть человека, мы должны оказаться с ним в некой экстраординарной ситуации, то есть той, которая существенно отличается от обыденной жизни.

А, что можно сказать о скрытой от других опасности, которую таит в себе преступник, если наблюдать его в обычный день?

Как можно говорить о здоровье, не рассматривая болезней и эпидемий? Действительно, нормальное часто не самое важное.

Почти все в нашей действительности существует из-за скачков или внезапностей; однако, как правило, изучение жизни сосредотачивается на "нормальном". Особенно Талеб отмечает метод колоколообразной кривой (нормальное распределение величин), выводы из которого нам ни о чем не говорят. Почему?

Потому, что кривая нормального распределения игнорирует большие отклонения, не может ими оперировать, однако дает нам ложную уверенность в том, что мы "приручили" неуверенность. Имя этому в книге - ВИМ - Великое Интеллектуальное Мошенничество.

Причиной начала еврейского восстания в первом столетии нашей эры, стало настойчивое помещение римлянами статуи Калигулы в еврейском храме в Иерусалиме в обмен на размещение статуи бога Яхве в римских храмах. Римляне не понимали, что монотеисты считают Бога всеобъемлющим, и не идущим ни в какое сравнение с их, слишком человеческими, представлениями о богах.

Аналогично этому, многие люди любят вешать ярлыки на все: "неизвестный", "маловероятный", "недостоверный"; но, как заявляет Талеб, он не относится к феноменам так же как они - это не какая-либо точная категория знания - это его противоположность - нехватка (ограничение) знания. Нужно научиться избегать терминов знания для описания его противоположности.

Последствия идей Платона, когда люди признают карту за территорию, принимая, таким образом, свои представления о реальности за саму реальность - Талеб называет Платонизмом.

Это - когда в чьем-то разуме существуют какие-либо идеи и конструкции, и он применяет их для описания конфигураций, которые неподвластны человеческой логике и не могут быть втиснуты в рамки уже имеющихся схем. Платонизмы заставляют думать людей, что они понимают больше, чем есть на самом деле.

Талеб обращает внимание на то, что люди часто даже не пытаются учесть неопределенность, а когда в своих моделях все же стараются ее учесть, то они слишком подвержены туннельному восприятию реальности, которое состоит в попытках завернуть расплывчатость в оболочку четких теорий.

Так бывает, например, когда потенциально полезные лекарства в конечном итоге несут в себе "случайный" тяжелый побочный эффект.

Платонический сгиб - это взрывоопасная граница, где Платонический ум вступает в контакт с суровой Реальностью и расстояние между тем, что мы действительно знаем, и тем, что мы думаем, что знаем, становится опасно широким. Это то место, где появляется Черный Лебедь.

Как замечает Талеб, найдутся, вероятно, и такие "мыслители", которые, по-видимому, пересидев на уроках философии (а, может, наоборот - не досидев необходимого), возразят, что, мол, обнаружение черного лебедя не может считаться опровержением того, что все лебеди белые, так как когда мы говорим "лебедь", мы имеем ввиду именно белую и не какую другую птицу; белизна - существенный признак лебедя.

Конечно, подобные философски настроенные граждане, могут считать, что проблемы языка и определений здесь очень важны. Они могут достичь высокого положения в философии, но остальным-то что с того? Практикам, то есть тем, кому приходится принимать решения ежедневно и в реале, а не в свободное время и в умственных рассуждениях, пользы от этого - никакой.

Как Талеб объявляет в Прологе своей книги, в ней не только пренебрегаются кривая нормального распределения и Платонизмы, но и теоретики, пытающиеся одурачить самих себя. Эта книга - возможность сосредоточится на том, что действительно имеет отношение к нам. Проживание на нашей планете требует воображения куда большего, чем мы имеем сейчас.

Некоторые (особенно полемисты-софисты) часто любят приводить в качестве аргументов высказывания великих и умерших людей. Дело в том, что на любое авторитетное утверждение можно найти, таким же образом, и противоположное высказывание - другого великого мертвеца.

Тот, кто ищет подтверждение своей идее - всегда найдет; только это не застрахует его от непредсказуемости Черного Лебедя.

Резюмируя Пролог своей книги, автор провозглашает, что в указанном эссе, он "высовывает свою шею" и предъявляет претензии ко многим человеческим мыслительным привычкам; он выступает против того, что в современном мире доминирует пренебрежение неизвестным, и теоретически невероятным ("невероятным" согласно текущим человеческим представлениям); и, что все свое время люди проводят, занимаясь измерением того, что повторяется, то есть, сосредоточены на том, что они уже и так знают.

Это подразумевает необходимость использовать чрезвычайный случай как отправную точку, а не рассматривать его как исключение, которое можно "задвинуть" подальше.

Талеб также делает довольно смелое, и потому, еще более раздражающее для всего научного истеблишмента заявление, что, несмотря на общий рост осведомленности, или даже из-за самогО этого роста, будущее будет все менее и менее предсказуемым, в то время как некоторые человеческие свойства и общественная "наука", как он утверждает, по-видимому, тайно замышляют СКРЫВАТЬ это данное от остального человечества.
_____________________________________

Это самое малое из того, что получилось сказать, собственно, о содержании книги Талеба "Черный Лебедь … ".

И ... , как и указывалось выше, сам пост посвящен несколько другим вопросам.

Почему именно теперь (в 2007 году) выходит эта книга? Почему среди сотен подобных именно она имеет столь колоссальную популярность?

Ведь многие из тех, кто в достаточной степени осведомлен по всем тем вопросам, которые тем или иным образом освещает в своей книге Талеб, будут действительно правы сказав: "Гора родила - мышь". И, ведь, правы будут!

Однако предлагаю духовно-продвинутым лицам, если, уж, они действительно таковые, не быть высокомерными и не обесценивать сей труд - человек, который его написал проделал огромную и чрезвычайно важную работу - он дал шанс (возможно, уже последний до "конца календаря") тем, кто "застрял" на левополушарном мышлении и не в состоянии самостоятельно вырваться из цепких клешней Разума - если и не освободиться из-под его тотальной тирании, то хотя бы несколько ослабить его "мертвую хватку".

Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, что суть того, что на самом деле написал Талеб дойдет не до всех. Совсем не до всех. Да, этого и не надо: как известно, в отличие от информации, Знание - материально (то есть - его имеется какое-то определенное количество и не более того); и оно не может быть "распылено" среди многих, таким образом, перестав быть Знанием.

Тем более что и прочтут-то данную книгу далеко не все. А, из тех, кто прочтет, поймут тоже не все. А, из тех, кто поймет, понять самое главное - то, что для них жизненно важно - тоже смогут не все. А, из тех, кто поймет жизненно-важное, изменить себя необходимым образом, тоже смогут не все. А, из тех, кто сможет себя изменить, много ли будет тех, кто окажется способным использовать это в тот момент, когда грянет Черный Лебедь? Хотелось бы, чтобы таковых было больше; однако, желания - лишь желания.

Возможно, вы сочтете комичным, но - по прочтении книги Талеба "Черный Лебедь … ", первой же проблемой любого человека, который одержим Разумом, станет - "Как вычислить Черного Лебедя?!"

И такие вопросы уже задаются; "и грустно, и смешно" - но, как вы знаете, Разум никогда и ни за что не смирится с тем, что существует такое, чего он, принципиально НЕ может знать и, что есть очень, и очень, и очень много того, что ему НЕ постичь НИКОГДА.

В результате ... - диагноз - "одержимость всезнайством".

Также, предлагаю духовно-продвинутым лицам не упрекать Талеба за какую бы то не было неполноценность написанного им сочинения и отсутствие дзенского (к слову пришлось) "размаха" во взглядах автора,  а вспомнить себя в начале ваших духовных исканий.

К тому же необходимо учесть, что - возможно (и, скорее всего), Талеб писал свою книгу в расчете на определенную аудиторию - видимо, пришел тот час, когда уже просто необходимо подготовить (на сколько это возможно, конечно) ту прослойку социума, которая, собственно, и принимает важные для общества решения - решения в области культуры, экономики, политики.

Если бы эту книгу написал "Вася Пупкин" или какой-нибудь эзотерик, или философ, или даже психолог или ученый - ее бы никто и не заметил; в крайнем случае сказали бы, как это бывает обычно - "Очередной полунаучный бред".

Ни "физики", ни "лирики", скорее всего, ее и читать бы не стали. Тут же совсем другое дело: первичная "аудитория" этой книги, ввиду ее авторства - менеджеры всех уровней, то есть управленцы - те, кто, если даже и не руководит (не принимает конечных решений), то, уж, во всяком случае те, - кто "создает" эти решения.

А, вот, им-то, как раз, судя по их многочисленным и порой бурным реакциям, эта книга пришлась очень даже по нраву - не всем, но многим. А это значит, что в ближайшем будущем стиль и способы создания и принятия решений может существенно измениться в сторону их большей непредсказуемости. Таким образом, как и предвещает Талеб, будущее станет все менее и менее предсказуемым, в том числе и по этой причине тоже.

Что-то УЖЕ происходит - вспомните хотя бы о недавнем, внезапно возникшем как бы из неоткуда, мировом финансовом кризисе.

Что следующее?

Непредсказуемые и зачастую радикальные изменения могут происходить, как легко догадаться, не только в области финансов; они могут иметь место и в культуре, и в экономике, и в социальной сфере - а это значит, что неизвестно, какие "невообразимые" (лишь на данный момент, конечно) общественные силы и политические течения могут прийти в активное движение уже завтра. Политикам на кого теперь делать ставки?

Далее, если даже и найдутся такие "рассудительные граждане", что на основании логики попробуют утверждать, что Черных Лебедей не существует, то на основании все той же самой логики им придется признать, что если оных даже и не было бы раньше, то теперь они появились.

И теперь можно совершенно спокойно сказать, что сама книга Талеба "Черный Лебедь … " тоже является - Черным Лебедем.

И это значит, что эксперты, о которых говорилось в начале данного поста, действительно правы, помещая выход этой книги в верхнюю двадцатку событий десятилетия нулевых годов - событий, которые существенным, а может, даже радикальным образом повлияют на Будущее всего человечества.

Что, в данном случае, значит - "радикальным"?

Это значит - для того, чтобы хоть как-то, более или менее, реалистично и эффективно "прогнозировать" будущее - необходимо снять все ограничения с воображения и со своей способности фантазировать - САМОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ как раз и БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ.

Это значит - скоро настанет такой момент, когда соответствовать постоянно и непредсказуемо изменяющейся Реальности смогут только те, кто освободится от косности "линейного", логического, аналогового Разума - от того, что называется "левополушарным мышлением". Только те, кто окажется способным подчинить Себе свой Разум и обуздать своего "внутреннего сапиенса" смогут выжить.

Те же, кто не сможет или не успеет - не выживут в Новой Реальности; полагаясь в своей жизнедеятельности на стереотипы (которые перестанут функционировать, так как будут ежеминутно меняться), они будут полностью дезориентированы и "парализованы" в своих действиях.

Это, конечно, не означает что их всех обязательно настигнет физическая смерть, но большинство из них постигнет их же кошмар - Безумие - их Разум станет бессилен ими управлять. Их Разума тотальный контроль, который так им дорог, и без которого они не могут и шагу ступить - исчезнет. Как бы это не было трагично, но для многих - тех, кто является рабом своего Разума, а НЕ его Господином - наступит Конец Времен - Конец  цивилизации-сапиенс - Конец их Света.

Возникнет Новая Реальность и, вероятнее всего - НЕ одна.

И возможно, что в какой-нибудь из этих Новых Реальностей найдется ниша и для некоторых развитых людей-сапиенс - "вычислители", возможно, будут нужны.

Тем же, для кого "будущее всего человечества" - слишком абстрактная "субстанция" (с чем трудно не согласиться), могу порекомендовать не ждать, когда это будущее со всеми случится, и не стоять на месте в простом ожидании новых Черных Лебедей - это неэффективно; но двигаться дальше в направлении освобождения от Тирании Разума.

Поэтому предлагаю им, например, для начала прочитать (если, конечно, уже не довелось этого сделать ранее) более сильные по воздействию книги, и более категоричных в этой области авторов.

----------------------------------------------------------------------
"Трансформация" - Рейнхард Люк

Популярная книга Люка Рейнхарда представляет собой захватывающее воспроизведение ЭСТ - Эрхардовского семинара-тренинга; наиболее быстро растущей "программы просветления" в Соединенных Штатах.

ЭСТ использует лучшие приемы различных религиозных течений и психотерапевтических дисциплин. Его цель - "взорвать ум", дать людям уникальное переживание, которое трансформирует их жизнь. Его замысел - доступное выражение традиционной направленности любого действительно духовного учения, будь то дзэн-буддизм, суфизм или нечто иное.

Для тех, кто уже внутренне готов к изменениям, возможно, после прочтения данной книги, отпадет необходимость в присутствии на самом тренинге.

----------------------------------------------------------------------
"Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика" - Ксендзюк Алексей

Данная работа посвящена системному описанию и анализу магического Знания дона Хуана, изложенного в девяти книгах известного американского профессора антропологии Карлоса Кастанеды. Читатель познакомится с научными и психологическими аспектами этого своеобразного учения, а также с практическими методами, позволяющими достичь поразительных результатов.

Книга рассчитана на многих из тех, кто интересуется практической психологией и проблемами духовного развития. Особенно рекомендую эту книгу тем, кто пытался читать произведение Кастанеды, но мало, что в нем понял; или, если и понял, то только что-то свое, далекое от реального содержания.

Есть вероятность того, что для некоторых, после прочтения этой книги, Знание станет более доступным.



_____________________________________________

PS: так как в данном посте основное внимание пришлось уделить пересказу первоисточника, то он получился слишком длинным. Ввиду этого, ниже и несколько позже, возможно, будет размещен подпост к данному посту. Проверить - перейти к "Предыдущая запись"; для этого вернуться в начало поста и к имеющимся опциям.

_____________________________________________

Чёрный Лебедь, психология, мышление, "нормальность", интуиция, хомо нормалусы, наука, реальность, знание, восприятие, сапиенс, разум

Previous post Next post
Up