Сабантуй, скачки... велосипед?

Aug 07, 2012 19:27

Начало. Не первая заметка, которую я предполагаю наполнять содержанием по мере того, как буду разбираться в своих черновиках.

Единственной официальной открытой формой национальной жизни города советского периода является праздник Сабантуй, который в разные периоды проходил на ипподроме, на стадионе Уралмашстроя и в самом крупном парке города - ЦПК и О им. Маяковского (к сожалению, многие отчеты администрации парка были утеряны и в архив не попали).

Дореволюционные источники, с которыми я мог познакомиться, умалчивают о Сабантуе. Мы же, оставаясь верными своей логике, оставаясь рождёнными в СССР, рассмотрим и предысторию городского праздника со своей стороны.
Итак, для советского городского населения Сабантуй стал праздником спорта и здоровья. В городе давно забыли, что некогда этот праздник носил ритуальное значение при начале полевых работ - это область предположений, не лишенных основания, черты праздника сабантуй приобретает, когда переносится с апреля на конец июня - к концу посевных работ. Полагаю, языческие черты стирались по мере того, как ислам внедрялся в сознание крестьян и кочевников.
Возрождая праздник, большевики придали ему антирелигиозный характер. Изюминкой сабантуя стали спортивные соревнования с национальным колоритом, национальные концерты, своеобразная выставка достижений. Со временем стёрся и антирелигиозный пафос праздника.
Спортивный азарт наполняет праздник таким ярким эмоциональным содержанием.
Чем же был спорт для наших предков? Я крайне сомневаюсь, что религиозные каноны призывали татар увлекаться скачками и велосипедным спортом, как и то, что они вкладывались в развитие коннозаводства и пропаганды спорта, чтобы поддержать развитие ислама...
Хотел бы уже оставить в покое имена братьев Агафуровых, но история города не позволяет это сделать.
Одними из самых заядлых любителей скачек среди татар города являлись Агафуровы. Если бы они на этом остановились, у меня бы не было особого повода продолжать в таком духе. Почему они взялись и за пропаганду велосипедного спорта? Ведь не потому же, что торговали велосипедами?

Скачки. Екатеринбургский ипподром. Начну с выборки из статьи "Екатеринбургское общество охотников конского бега (ЕООКБ-ЕОПК)" с сайта www.sportufo.ru
Но будьте внимательны, кое-где авторы перевирают в биографии Камалетдина Агафурова, а если наложится и моя невнимательность и поспешность...
"Екатеринбургское общество охотников конского бега - первое и крупнейшее спортивное общество дореволюционного Екатеринбурга. Общество было организовано с целью содействия местному коннозаводству и организации спортивных состязаний.
Точная дата образования общества неизвестна, известно лишь, что мысль о его организации возникла в среде участников строительства железной дороги Екатеринбург - Тюмень в 1885 году. «Екатеринбургское общество, ясно осознавая серьезное для края значение подобного учреждения, дружно откликнулось на призыв инициаторов и спортивное общество осуществилось». Учредители общества охотников конского бега открыли подписку и на эти деньги построили первое спортивное сооружение на Урале - ипподром.
Устроители расположили его вдоль дороги Главный проспект - Верх-Исетский завод. Стадион представлял собой беговую дорожку по кругу длиной в одну милю - 1 600 метров. На старте расположились открытые помещения. Ипподром обнесли деревянной оградой.
Уже 24 ноября 1885 года (по старому стилю) на ипподроме состоялись первые бега".

В одном из источников, приведенных ниже, мы с некоторым радостным недоумением читаем (признаюсь, я всё равно думаю, что несколько навязываю свою мысль о непрерывности традиций): "Taкъ въ Си6иpи и въ Boстoчныxъ oкpaинахъ Евpoпейскoй Poссiи съ населенiемъ искoни любящимъ кoневoдствo, нo съ немнoгими тoльькo кpyпными гopoдaми, oблaдающими спopтивными oбществами yстpаиваются въ yездaxъ нeoффиuiaльныя гoнки и скaчки именyемыя pазнo; ближе къ вoстoкy иxъ называютъ бaйroй, въ Уфимскoй, Кaзанскoй гyб. - САБАНОМ и т.п.
Bъ глyши въ стeпи сoбиpaется гpoмaднaя толпа пpoигpываютъ пoслъднie xaлaты причeмъ всe зpълище и сoстязaнiя нoсятъ безпopядoчный, а чaстo и вpедный xapaктеpъ. Междy тьмъ легкo нe толькo внести пopядoкъ и лaдъ въ такoвыя сoстязaнiя и заклады, но и путем yстанoвленiя пpaвильнoсти испытaнiй влiять на мъстнoe кoнeвoдствo. Пoчинъ въ этoмъ направлении уже дaнъ yчpеждeнiемъ иппoдpoмовъ въ ст. Bеликoкняжескoй, Дoнскoй oблaсти и Си6иpcкихъ гopoдaхъ, кoтopыe имьютъ блaгoдаpнyю зaдaчy влiять нa кoневoдствo oбшиpнaгo кpая, xoтя иxъ слишкомъ малo и oни выглядятъ пеpвыми oпopными пyнктами бyдyщaгo yлyчшенiя тaмъ кoнeвoдства". Значение ипподромных состязаний для коннозаводства России. (с.14)
"Ипподромы, таким образом, выполняют три задачи одновременно: дают стране кадр испытанных в работоспособности производителей, повышают качества культурной лошади и, в третьих, следовательно, устраняют неминуемый в другом случае рост вырождения общего коневого населения". (с.41)
Другой аспект проблемы:
"Иrpa въ тoтaлизaтopъ пoстроена нa сoревновaнiи игpoкoвъ въ знaнiи шансoвъ нa пoбъдy сoстязyющиxся лoшадей, сopeвнoвaнiи ничуть не меньшeмъ, чемъ пpи так нaзывaeмыxъ кoммеpческихъ игрaxъ въ кaрты въ Bинтъ, пpeфepaнсъ,
нaкoнецъ бильяpдъ и т. д. Для тaкoгo сopeвнoвaнiя и знaнiя шансoвъ недoстaточнo oднoгo пpoстoгo присyтствiя нa иппoлpoме. Heoдхoдимo и бeзyслoвнo пoдaвляющеe бoльшинство пoсетителей въ дeнь выxoдa aфишъ, т. е. наканyне сoстязанiй, так и делaетъ, взвесить всевoзмoжные дoвoды за и пpoтивъ спoсoбнoстей каждoй лoшади пpoследить ея yспъхи, oцънить ея гoтoвность, сooбpaзить кaчества ездoкoвъ и учесть веpoятнoсть случaйнoстeй. Coвoкyпнoсть всеxъ
этих сooбраженiй сoздaeтъ въ oбщемъ значитeльнoе нaпряжeнiе мысли y игpoкa въ тoтализaтoр пepeдъ ставкoй на тy или другю лoшадь, придавая тотализатору характер одной из самых невинных коммерческих игр". (там же, сс.18-19)
...
Обратимся к другим исследователям:
Бульвар наподобие Екатерингофского. Ольга Бухаркина. Статья опубликована в журнале "Новый Град", №3, 2003г.
"1911 год у общества - юбилейный, 25-й. По этому поводу организовали торжества. Начали знаменательный день с молебна, затем ровно в 12 часов подали завтрак. В 2 часа происходила парадная выводка лошадей, потом устроили бега и скачки, а уж по окончании - снова чай в деревянном, резном павильоне ипподрома. Призов тогда раздали на 875 рублей. Само общество, заметим, выплатило меньше половины, все остальное - за счет Управления государственного коннозаводства. К конным состязаниям екатеринбуржцы относятся весьма благосклонно. Настоящие знатоки-лошадники есть. Прекрасных рысаков и скакунов держат владельцы магазинов Агафуровы, торговец фруктами Богатиев, часовщик Анцелевич, купец Степанов, хозяин механического завода Ятес и многие другие. Нынче побеждает агафуровский красавец Пелым, Сплав Ятеса хорошо выступает. Таких лошадей холят, лелеют, а уж какие клички дают. Вот посмотрим программку очередных бегов, тут Стенька Разин, Кореец, Удалой, Вздорный, Крутой, Банкет и даже Уйди-Вырвусь".

Только ничего не говорит Бухаркина ни о Яушевых и ни о Абдрашитовых, ничего не говорит именно о коннозаводчиках...
А в газетах порой делалось отдельное объявление, к примеру, в "Уральской жизни" от 21 апреля 1906 года:
"На днях в Екатеринбург прибывает из Троицка конюшня бр. Яушевых, для участия в летних бегах".

Что же из себя, к примеру, представляло увлечение конезаводством Яушевых, каких из них? Вряд ли крепкого набожного Абдулвали Ахметхановича можно заподозрить в увлечении скачками... Есть у меня подозрение, что разными выросли его дети, и кого-то это увлечение приводит на грань разорения. Поделившись подозрением с вами, я оставлю его при себе, оно ведь никому больше не нужно, не так ли? Обратимся к вновь к "Значению ипподромных состязаний...":
"Екатеринбургское общество существует с 1867 г. Иркутское и не официально в Томске с 1870 г., но они смогли развиться лишь с 1880 г., после введения тотализатора в столицах, уделявших в провинцию деньги за призы".
Именно в 80-х разворачивается дело Агафуровых на Урале.
"Бр. Яушевы покупали ставки первоклассного завода А.А.Расторгуева..." Далее автор отмечает, что коннозаводство скорее затратное дело, нежели прибыльное, и расходы требует огромные. Вопреки моим ожиданиям, я думал, признаюсь, что и государство поддерживает коннозаводчиков, ведь лошади нужны и армии, вообще, невозможно представить развитие хозяйства без лошадей. Нет, ничего подобного, кризис на время отпускает отрасль и вновь настигает...
"В Томске, Благовещенске и Владивостоке мы встречаем имена московских рысаков и, наоборот, в Москве на бегу видим сибирских лошадей, сибирских охотников. Ежегодно в Москву и в Петербург присылают коннозаводчики маток для случек с жеребцами, особо зарекомендованными на ипподромах; жеребцов многие отправляют в завод покрывать маток. Сибирские призовые конюшни Якса-Квятковского, бр.Яушевых с десятком лошадей, с целым штатом прислуги периодически приходят в Москву и Петербург. (...) Всё это стоит крупных денег на тарифы, на извозчиков, подводы, вознаграждения за благополучный привоз и тому подобный неучитываемый реально цикл расходов".
Итак, доходным дело не назовёшь. Страсть к скачкам - богоугодной назвать тоже трудно. Я надеялся, что у Яушевых подхватили интерес к лошадям и Агафуровы, но теперь, мне так не кажется... Но у кого покупали лошадей Агафуровы? О коннозаводстве Аблрашитова я так ничего и не нашёл. Откуда брали наездников, кто тренировал лошадей, где находились конюшни?..

А теперь поговорим о кличках лошадей. Клички дают, вкладывая свою надежду, о хозяине, будем надеяться, клички могут рассказать не меньше, чем о самой лошади. (По газетам "Урал", "Уральская жизнь" и "Зауральский край")
15 декабря 1913 ("Уральская жизнь"). - У Агафуровых - "Воображаемый"! - Ставлю восклицательный знак, потому что и представить себе не мог, что они могли дать скакуну такую кличку.
15 сентября 1915 ("Уральская жизнь"). "Листопад" Агафуровых получает приз за резвость. В кличке - предчувствие заката, осени, а приз - за резвость!
26 июня 1916 (объявление, а сообщение о победителе - 17 июля) - Разыгрывается большой Екатеринбургский приз в 2000 руб.. Яушевы выставляют "Алдар" и "Пожар". Вот и Богатиевы полезли: Г.Ф.Богатиев - "Баловник". Приз выигрывает скакун Л.Ш.Яушева (в инициалах нужно разбираться - Р.Б.) - "Алдар". Имя Агафуровых не упоминается.
А далее - вслед за "Воображаемым" отпустите и своё воображение. Не предполагая, что когда-нибудь напишу об этом, больше кличек я, оказывается, не выписывал.

Но разве можно без скандалов? Есть и они у меня. 4 июня на общем собрании коннозаводства Камалетдин Хисаметдинович (будучи в должности казначея общества) делает заявление об оскорблении его членом общества А.И.Афониным, который позволил себе бросить г.Агафурову неосновательный укор в том, что гандикапная комиссия, при назначении льгот, отдаёт преимущество лошадям Агафуровых и назначает им такие льготы, которые дают верный выигрыш. Собрание, ознакомившись с сутью дела нашло заявление Афонина не имеющим основания, оскорбление им Агафурова незаслуженным и выразило Афонину порицание. ("В обществе коннозаводства". - "Уральская жизнь", 6 июня, 1910)

В начале августа 1918 года Зайнетдин Агафуров в качестве члена культурно-экономического Совета г.Екатеринбурга встречается с Войцеховским и приглашает его присутствовать на торжествах в честь чехословацких войск, а к торжествам будут приурочены бега и разыгран приз имени командующего. (Уральская жизнь. 1918, 3 августа)

Скачки и благотворительность. (По материалам тех же газет)
30 августа 1906 год от имени Общества поощрения коннозаводства Садритдин Камалетдинович отдаёт 1 приз в 35 рублей в пользу Верх-Исетского благотворительного общества. (Уральская жизнь, 12 октября 1906)
4 июня 1916 года (Зауральский край) - Агафуровы делают пожертвования со скачек "Солдату к Пасхе"(!).
Я вернусь к этому вопросу с предположением, что Агафуровы выигрываемые деньги отдают на благотворительность, что-то подсказывает мне, что это их принципиальная позиция, если ошибусь, переживать тоже не буду. Скачки с благотворительными целями в последующем постоянно устраивает Екатеринбургское мусульманское благотворительное общество.

Администрация.
1906 - казначеем избирается Камалетдин Хисаметдинович Агафуров. (Уральская жизнь, 10 октября, 1906)

Литература (будьте осторожны при скачивании первых двух книг, может быть вирус):
Автор: не указан. Название: Значение ипподромных состязаний для коннозаводства России. - Издательство: Либроком, 2011. Формат: pdf
П. Н. Мяснов. О конских ристаниях и скаковых лошадях. - Издательство: Либроком, 2011 Формат: pdf.
Камбегов Б.Д. 'Коневодство и коннозаводство России' - Москва: Росагропромиздат, 1988 - с.224.
- Конные скачки, бега и тотализатор в царской России 16.08.2011 (без автора).
...
Велосипедный спорт.О развитии велосипедного спорта вы можете прочитать на сайте Велоклуба "Урал-Марафон" - Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей. Отчет за 1893 - 1894 гг.. (По материалам журнала “Велосипед” № 137, 1894г. подготовил Туринцев Ю.Г.)
Говорят, и раньше кто-то наблюдал появление велосипедов на улицах Екатеринбурга. Но уже в 1868 году это не единичное явление.
Делаю выборку из приведённой статьи.
"А 8 июля 1886 года устав Екатеринбургского Общества Велосипедистов-Любителей был утвержден товарищем министра внутренних дел сенатором Генерал-Лейтенантом Оржевским, а 23 августа того же года, руководствуясь утвержденным уставом, состоялось первое Общее Собрание, на котором было постановлено официальным днем открытия действий общества считать 11 июля 1886 года".
Обратите внимание на следующее.
"Землетрясение в г.Верном, постигшее жителей в нищету, побудило Е.О.В.Л. прийти на помощь пострадавшим от землетрясения и Общество в Собрании своем от 8 августа 1887 года постановило устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, постановило выслать пострадавшим жителям города Верного.
На такую благую цель Общества, горячо откликнулась Екатеринбургская публика и 16 августа того же года посетила вторую гонку, которая состоялась при участии тех же членов-велосипедистов, какие состязались в гонке 2 августа".
Кстати, именно поэтому я до сих пор не могу написать статью о благотворительности, которая не всегда носила абстрактный характер. С другой стороны, почему именно город Верный (Алма-Ата, невольно вспомнил Яушевых)?

В 1889 году Общество постигает кризис и оно сворачивает свою деятельность до 1893 года.
И наконец, мы подходим к самому интересному моменту. Из "Кассовый отчетъ Екатеринбургскаго Общества Велосипедистовъ и любителей физическаго развитiя, съ I-го Апреля 1900 г. по I-е Апреля 1901 года".

"Выдающимися предметами занятiй Общаго Собранiя было заключенiе Обществомъ съ управленiемъ Верхъ-Исетскими заводами договора аренды на 12 летъ участка земли длиною въ 150 и шириною въ 50 саж., для устройства велодрома; изысканiе средствъ на сооруженiе последняго и избранiе строительной коммисiи, для заведыванiя работами по постройке велодрома, въ составъ которой вошелъ комитетъ о-ва; председателеъ же ея былъ избранъ Л.Я.Шиллингъ, а казначеемъ Камалетдинъ Хисаметдиновичъ Агафуровъ.
Благодаря значительной матерiальной поддержке упомянутаго выше Камалетдина Хисаметдиновича Агафурова, строительная комиссiя, вскоре после заключенiя аренднаго договора, имела возможность приступить къ работамъ по постройке велодрома, производя таковые настолько энергично что уже 3-го сентября состоялось торжественное открытiе его съ устройствомъ въ этотъ день перваго велосипедно-атлетическаго состязанiя.
Такимъ образомъ мечта Общества съ самаго учрежденiя его (8 iюня 1886 г.) о сооруженiе велодрома наконецъ осуществилась, чемъ несомнененно общество обязано много потрудившемуся и затратившему не мало своихъ средствъ Камалетдину Хисаметдиновичу Агафурову. Не лишне будетъ отметить также выдающуюся деятельность председателя комиссiи Леопольда Яковлевича Шиллинга и члена - Владимiра Васильевича Линдера".

В члены Комитета Общества на 1900-1901 гг. избран Кашафетдинъ Хисаметдиновичъ Агафуровъ, в кандидаты - Садретдинъ Камалетдиновичъ Агафуровъ (1902-1907, 1910 гг. был в числе распорядителей общества). (...)
Кроме сего, для более правильнаго составленiя программъ, устраиваемыхъ общеествомъ состязанiй была избрана гоночная комиссiя, въ составъ которой вошли: В.В.Линдеръ, Ф.Ф.Лейценгеръ, С.К.Агафуровъ и А.Н.Медяковъ. (...)
Вновь выстроенный велодромъ служитъ летнимъ помещениемъ общества, где, кроме, хотя и не оконченнаго еще трека, но вполне уже пригоднаго для езды и даже состязанiй на велосипеде, имеются гимнастическiе аппараты, штанги, гири, арена для борьбы. Въ предстоящий летний сезонъ предполагается устроить игры, какъ-то: крокетъ, лонунъ-тенисъ, кегли и проч. (...)
Въ отчетном году было устроено три состязания: два велосипедно-атлетических и одно - конькобежцев.
Въ программу велосипедно-атлетическихъ состязанiй, кроме всевозможных велосипедныхъ заездов, входили состязанiя въ поднятии гирь, борьбе, беге и прыганьи.
Состязание-же конькобежцев не отличалось разнообразием и в программе своей заключало лишь только три заезда на разные разстояния и один - для упражнений в фигурной езде.
Состязания эти, хотя и не дали обществу материальнаго дохода, но несомненно послужили въ пользу развития спортов - главной задаче и цели общества.
За отличiе въ состязанияхъ присуждались награды: ценные вещи и дипломы. (...)
Список Почётных членов Екатеринбургского Общества Велосипедистов и Любителей Физического Развития за 1900 - 1901 годъ привожу весь:
- Несмеянов, Александр Константинович.
- Обакевич, Виктор Сигизмундович.
- Логинов, Степан Васильевич.
- Мосолов, Николай Хрисанфович.
- Агафуров, Кашафетдин Хисаметдинович.
- Щербаков, Николай Григорьвич.
- Агафуровъ, Камалетдинъ Хисаметдиновичъ.
Из 70 Действительных - только те имена, которые нас интересуют в данном случае:
- Агафуров, Зайнитдин Хисаметдинович.
- Агафуров, Камалетдин Хисаметдинович (избранъ въ почетные члены съ 15 мая 1900 года)
- Агафурова, Марiам Султановна.
- Агафуров, Садретдин Камалетдинович".
...
И, конечно, совершенно удивительное сооружение (тогда как настоящей мечети (с минаретом) по сути в городе не было, лишь небольшой молельный дом, не могу поверить, что Агафуровы не могли её построить, об этом стоит задуматься, зачем "дворцу спорта" придавать такую форму?). Здание не сохранилось.



Велосипед и скачки? - не давал мне покоя вопрос. Другой звучал так: каким образом Агафуровы, выросшие в городе, увлекаются лошадьми и до такой степени, что и скачки невозможно представить себе без их участия. Вот здесь я должен был отправиться в Троицк, вооружившись сделующими гипотезами:
- Яушевы и Агафуровы не просто были знакомы... иначе я теряюсь в догадках, кто мог привить любовь к лошадям, дать необходимые знания...
- Агафуровы и Гафуровы - ветви одного родового дерева,
- Какие взаимоотношения были между Яушевыми и Абдрашитовыми,
- Какое отношение род троицких Рахманкуловых имеет к нашему мулле Рахманкулову...

Впрочем, к скачкам, велоспорту и сабантую это никакого отношения не имеет.Агафуровы просто знали и любили лошадей, любили скорость, любили спорт. К счастью, я занимаюсь не научными изысканиями, и могу без зазрения совести разрывать причинно-следственные связи неограничиваемым, неопределяемым иррациональным понятием-определением - "любовь". Мне трудно поверить, что тюрк не тоскует по дыханию степи, по ветру... А вглядевшись в фотографии Камалетдина, ты заподозришь, что его полнота - не признак праздности, мысль о которой даже в голову не приходит, а, вероятно, пошатнувшегося здоровья... а если ты любишь ветер, скорость, то на твою долю остаётся... велосипед.

Сабантуй.1927 год.
После такого невнятного и нелогичного введения, мы всё равно уже иными глазами будем смотреть на сабантуй, который проводится на ипподроме. И самой зрелищной частью национального праздника в 1927 году становятся гонки на мотоциклах «Харлей-Дэвидсон». Велосипед с моторчиком в скорости может потягаться со скакуном. Мне жаль, что этот праздник не смогли увидеть Агафуровы. А вот когда в СССР и при каких обстоятельствах появляется эта знаменитая модель, мне узнать пока не удалось. («Сабан-Туй» - Уральский рабочий, 15 июня 1927)

1928 год.
Дореволюционных упоминания об этом празднике я пока не обнаружил.
Первый развёрнутый документ о целях праздника.
Организационные усилия по проведению и пропаганде праздника бессмысленно рассматривать вне рамок борьбы с религией.
Итак, письмо заведующего АПО Обкома ВКП(б) Овсянникова от 9 мая к агитационно-пропагандистским отделам округов:
«С 29 мая по 4 июня 1928 года Тюрко-татарские народы (мусульмане) будут проводить свой религиозный праздник «Курбан-байрам» (праздник жертвоприношения).
Мусульманское духовенство этот праздник будет использовать для усиление своего влияния и для агитации против советской власти, особенно школы и т.п.
Кроме того, по национальным традициям Тюрко-татарских народов, после весенней посевной работы будет проводиться трудовой бытовой праздник «Сабантуй» (праздник плуга).
В дополнение к прошлогодним директивам Обкома по этому вопросу Агитпроп УралОбкома ВКП(б) предлагает вам руководствоваться следующим:
А. Противопоставить праздник «Сабантуй» религиозному празднику, приурочив проведение дня «Сабантуй» к дню «Курбан-байрам» как в городе, так и деревнях.
Б. В противовес жертвоприношению необходимо развернуть широкую агитацию и пропаганду за увеличение скота и улучшение его породы.
В. Праздник «Сабантуй» должен проводится под лозунгами улучшения сельского хозяйства и раскрепощения быта. В городах и фабрично-заводских районах «Сабантуй» должен проводится как спортивный праздник и день разумного отдыха.
Г. Особое внимание должно быть обращено на развитие огородничества и коллективизации такого.
Необходимо широко использовать для подготовки этого праздника агрономов, врачей, ветеринаров, политпросвет и школьных работников.
В сельско-хозяйственных районах к дню «Сабантуй» необходимо организовывать выставки сельско-хозяйственных достижений.
О результатах проведения сообщите в АПО Обкома». [1]
1932 год.
Сабантуй проходит 2 мая на Стадионе Уралмашстроя. [2]

1941-1947.
Сабантуй не проводится (см.ниже)

1948 год.
Праздник проводится в парке им.Маяковского.
Под лозунгом дружбы народов Советского Союза впервые за последние 6-7 лет проводится праздник Сабантуй. За два дня, 26 и 27 июня, праздник посетило 35 000 человек. В концертной программе выступали студентка Уральской консерватории Гульсара Гильманова, Ильбаева З., Шахзиганова З., Гальперин Г., Сарманова. Открыл праздник майор Имайкин, затем выступил самодеятельный татарский коллектив завода «Электроаппарат». В национальной борьбе первое место поделили Ризванов (Московский торфяник) и Сизаретдинов (Свердловский овощесовхоз). Обоим вручены именные часы. Второе место присуждено Сулейманову из г. Златоуста. Среди юношей победителем в борьбе вышел Маннанов - учащийся ФЗО, среди мальчиков - Шакирзянов. В беге на 500 метров для мужчин победил Киреев, среди женщин на 300 метров - Султанова, 300 метров среди юношей быстрее всех пробежал Гайнутдинов, 200 метров для девушек - Роза Субханкулова, преподавательница 63 школы. В 90-х годах, будучи на пенсии она будет преподавать детям татарский язык в воскресной школе. В беге в мешках она также заняла первое место, второе заняла - Ляля Хасанова - преподавательница школы №2. В прыжках в длину лучший результат показала студентка физкультурного техникума - Диляра Субханкулова. Петуха, привязанного к столбу, умудрился достать рабочий-стахановец завода Уралмаш - Абсалямов. Организатором Сабантуя был Мухамеджан Субханкулов. [3]

1950 год.
Сабантуй проводится 18 июня. Через два на общем партсобрании ЦПКиО отмечается, что подготовку к празднику нельзя назвать удовлетворительной. Наплыв посетителей неоожиданно велик - 40-50 тысяч. Не знаю, почему не названа более точная цифра, при входе в парк у 11 кассах за билетами вытягивались очереди. При затратах 100 тыс. рублей выручка составила 200 тыс. Мнение Демина, отметившего, что транспорт справился с наплывом, трамваи ходили хорошо, но для парка такая нагрузка слишком велика: "Ничего не купить, не отдохнуть и очень тяжело уехать, многие не отдохнули, а устали". Ему возражает тов.Чернышёв (знал бы я ещё, кто это такие): "Непорядки действительно были в отношении торговли, а так все прошло, я бы сказал, хорошо". (ЦДООСО, ф.2310, оп.1, ф.6, лл.43, 44)
На том и закроем 1950 год.

1952 год.
14-15 июня. Праздник привлекает 80 000 человек - это очень большая цифра. В летнем театре и на зеленой эстраде Татарский Академический Государственный театр из Казани дал два спектакля «Райхан» и «Кушнарат». В ходе праздника была прочитана на татарском языке лекция «Великие стройки коммунизма», также на татарском языке были проведены консультации по международным, естественнонаучным вопросам, по медицине. В празднике принимал участие Симфонический оркестр Свердловской филармонии, исполняя музыку народов мира. Директором парка в то время является Протопов. [4].
При затратах 100 тыс. рублей выручка составила 200 тыс. (ЦДООСО, ф.2310, оп.1, д.6, л.75)

1969 год.
Сабантуй открывает Бикмулина М. - председатель комиссии по проведению праздника, о правилах соревнований и спортивных игр рассказывает один из организаторов праздника и главный судья соревнований Субханкулов А.М. (Абдулла Мухамеджанович). «При всем несовершенстве (пока!) нашей работы в этом направлении, мы видим, что праздники, в которых можно поучаствовать каждому желающему, пользуются наибольшим успехом. Это Праздник песни, народно-спортивный праздник «Сабан-туй»». В среднем каждый праздник в парке привлекает не менее 20 тысяч посетителей. Но рекорд по посещаемости ставит Сабантуй только по количеству проданных билетов - 63 167 штук, для сравнения на втором месте Праздник песни: продано 39 760 билетов. [5]

1974 год.
Сабан-туй совмещен с праздниками ГТО и Русской ярмарки. Государственный флаг поднимают в то время очень популярные и уже весьма титулованные гимнастки, ставшие спортивной гордостью города Свердловска - 4 сестры Назмутдиновы. [6]
Вот таким замысловатым образом братья Агафуровы передали эстафетную палочку сестрам Назмутдиновым. Вы знаете, я доволен своим путешествием с историю, я уверен, братья Агафуровы гордились бы сестрами Назмутдиновыми, и не имеет никакого значения, что они не родственники, дух ищет наследников своими путями...
А дописывая заметку, я случайно посмотрел выступление российских гимнасток на Олимпиаде 2012 и был потрясён - какого совершенства можно достигнуть в этом виде спорта! И вдруг у меня всё сошлось! Владение Пластикой, Лентой, Булавой и Обручем, но когда это делает команда - это выглядит просто невероятным... И джигитовка. Состязание в ловкости и силе. А борьба-то ведь начинается тогда, когда джигиты сбросили друг друга с лошадей... А приз, конечно, для возлюбленной и только любовь... А она повяжет ленту, передаст булаву, и обруч обернется обручальным кольцом. Вот такой Сабантуй! Ведь это Сабан-Туй! Теперь нетрудно понять, почему саван и сабан - слова однокоренные, покрывающий и раскрывающий, как саван и фата - покрывала уснувшего и непроснувшегося... смерть и жизнь... белый зимний снег, покрывающий землю, оберегающий её сон и яркое красочное лето... их вечный свадебный праздник.
...
Несколько фотографий с председателем оргкомитета Сабантуя - Абдуллой Субханкуловым, к сожалению, я не могу определить год.


...


...


...


...
[1] ЦДООСО, ф.4, оп.6, д.446, л.25.
[2] «Социализм Юлы», 1932, 1 мая.
[3] ГАСО, Ф.р-2709, оп.1, д.18
[4] ГАСО, Ф.р-2709, оп.1, д.35
[5] ГАСО, Ф.р-2709,оп.1,д.96
[6] ГАСО, Ф.р-2709,оп.1,д.123

Иллюстративный материал:
Это не сабантуй, конечно, но: от humus - Май 1958: A Day at the Races.
Примечание.
- Отчёт Ирбитского общества поощрения коннозаводства за 1915 год. Второй зимний беговой сезон. Ирбит, Типография Н-в Н.А.Лопаткова, 1915.
Бега проводятся во время ирбитской ярмарки с 18 января по 12 февраля (напомню, что ирбитская ярмарка проводилась с 25 января по 1 марта). Среди участников татар нет. Но Зайнетдин Агафуров является почетным членном общества.

Ирбит, Агафуровы, Антирелигиозная пропаганда, Назмутдиновы, Фотографии, Субханкуловы, Сабантуй, Свердловск

Previous post Next post
Up