"Армяно-татарский" спор... или сотрудничество? 1929 год

May 02, 2013 00:15


В качестве эпиграфа:
"…если мы пошлем наших юношей в Бухару, они вернутся оттуда ослами, а если пошлем их в Стамбул, - полицейскими и шпионами..."
"По-моему, газета «Терджиман» никакого отношения к нам, татарам, не имеет.
Во-первых, язык ее - язык крымский - чужд нашему.
Во-вторых, даже сейчас, когда широко разливается море свободы, она все продолжает свою черносотенную линию,
сочувствуя всем бюрократам, и даже муллам и ишанам".
- Г.Тукай
Это 1906 год. Много лет эти слова Тукая не дают мне покоя... Почему так жестко и однозначно. Большевиком он никогда не был и не станет. Что они знали, чего не знаем мы?
Хороша ложка к обеду. Теперь можно и выдать свое невежество... после марганцевых страстей умалчивать о незнании этой страницы в истории России бессмысленно... Но по прошествии времени я не могу восстановить те мысли, которые так встревожили меня много лет тому назад. Я не мог найти источников. Они появятся рано или поздно. Дату появления этой заметки назвать не могу, в lj начал - май 28, 2012, на самом деле, конечно, несколько лет тому назад... Потом появлялись еще и наслоения - Польша и Азербайджан...
Сажусь за крайне сомнительную, но очень важную, на мой взгляд, заметку.
Не первый раз я обращаю внимание на то, что в издаваемой в 30-е годы литературе, натыкаешься на то, что невозможно найти сегодня.
Одна из уникальных книг издательства "Безбожник" подписана в печать Мособлитом 23 июня 1930 года и будет издана в 1931 году в рязанской типографии тиражом 5000 экземпляров. Это будет совместная работа - первая и последняя (насколько я знаю) - армянского публициста А.Аршаруни и литературного критика и татарского историка Х.Габидуллина - "Очерки панисламизма и пантюркизма В России".
После перестройки татарские учёные будут частенько ссылаться на это издание, но почему-то ни один из них не задумается над вопросами: а при чём здесь армяне? дашнаки, почему столь скандальное издание появляется в 1931 году? почему в среде эмиграции возникает спор между армянскими и татарскими националистами?
Я, конечно, не смогу ответить на эти вопросы, попробую наметить пути поиска ответов на заданные вопросы.
Пропустив первые главы, обращусь к статье "Кризис тюркской идеологии, сделав предварительно несколько замечаний. Ряд татарских националистов достаточно быстро соблазнились идеями младотюрок - панисламизмом и пантюркизмом. Одна из самых ярких фигур - Абдурашит Ибрагимов, один из самых последовательных проводников этих идей, выбранный им путь приводит к предательству - к сотрудничеству с фашистским режимом.
А одна из поразительных акций, на которой он зарабатывает капитал доверия у младотурок - это переселение нескольких татарских деревень в Турцию.
28 мая 2012 года в Татарской деловой газете «еТатар» появляется статья Ильхама Валиева "Роль татарина в турецко-японских отношениях". Само название чего стоит! Речь, казалось бы, идёт о татарской деревне Бөгрүдерик в Турции. Не совсем:
"Именно он в начале прошлого века призывал татар переселяться из Российской имерии в Османскую. В итоге 100 семей из сибирских татар в 1908 году оказались на территории провинции Конья, где они и обосновались".
С какой-такой радости, с какого-такого перепугу уезжать за тридевять земель?
...
Мандельштам представляет шедевр Зареванда в лоб, т.е. ответственность за деяния турецких пантуранистов он запросто возлагает на тюрко-татар России! Конечно, даже при отсутствии симпатий к большевикам и СССР это - чистейшая провокация. Ответ мог быть только "интернациональным".
"Но для русских читателей она важна особенно тем, что обнажает настоящие корни пантуранизма, которые оказываются не в Турции: главный толчок к пантуранскому движению дан был не турками Оттоманской Империи, а тюрко-татарскими элементами России. Автор обстоятельно излагает роль, сыгранную в этом отношении тюркскими вождями этого движения, как в самой России, где их деятельность особенно широко развилась под влиянием революции 1905 года, так и в Турции, куда вожди переселились после наступившей в России реакции. Нет никакого сомнения, что идейными основоположниками пантуранизма нужно считать российских выходцев татар Ахмеда Агаева, Юсуфа-Акчуру, Али Гуссейна Задэ, Измаила Гаспиранского и др. Об этом свидетельствуют как приводимые автором извлечения из писаний этих лиц, так и описанная им агитационная их деятельность в России". - "Введение" Андрея Николаевича Мандельштама к книге Зареванда "Турция и пантуранизм" (Париж, 1930).

Польша и Азербайджан.
- отzamglavred вhistory_russia - "Прометей" против СССР.

Примечание.
- athanatoi - Турция и Пантуранизм, начало 20 века. Часть 1.
- Турция и Пантуранизм, начало 20 века. Часть 2.
- Очерки панисламизма и пантюркизма в России, А.Аршаруни, Х.Габидуллин, Москва, изд.Безбожник, 1989г.
- "Введение" Андрея Николаевича Мандельштама к книге Зареванда "Турция и пантуранизм" (Париж, 1930).
- Мамед Эмин Расулзаде. НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ. 1934 г., Варшава, цитируется по изданию: Мамед Эмин Расулзаде. Национальное движение в Азербайджане. Баку, Элм, 2009 г.
- О.Н.Сенюткина. Первый Всероссийский съезд мусульман и его решения.
- Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905-1916 гг.) /О.Н. Сенюткина/ - 3.2. Российские тюркисты в эмиграции (1907-1908 гг.).
- ..Всероссийские мусульманские съезды 1905-1906 гг. / Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В.
- Рустем Мухаметшин, Дамир Исхаков. Идеологические разногласия между представителями кадимизма и джадидизма.
- Г.А.Демоян. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПАНТЮРКИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. - сайт Карабах88.
- Александр Сафронов. ТЕРРОРИЗМ В КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ.
- ...
- Игорь Алексеев. Татарский след в черносотенном движении.
- ...
ГАБИДУЛЛИН, Хаджи Загидуллович
(1897-1937)
Тюрколог-историк; гос. деятель. Род. в д. Савидибашево Буздякского р-на Башкирии (по др. свед., в г. Кунгур Пермской губ.), в семье муллы. Чл. РСДРП(б) с 1917. Предс. СНК Татарии (1924-27). Чл. Малого СНК РСФСР (1927-30). В 1930-33 слушатель Вост. сектора ИКП. Чл. коллегии НКП РСФСР (1933-37). Преп. КУТВ с 1931, зав. каф. Татарии и Башкирии. С 1934 зав. каф. колониальных и зависимых стран МГУ (проф. новой истории колониальных стран). В дек. 1935 без защиты присвоена степ. канд. ист. наук. Участник 3-го Конгресса Тур. лингв. общ-ва (1936). Зам. предс. и уч. секр. Комиссии содействия науч. связям с Турцией АН СССР (с марта 1937). Арестован 25 июня 1937. Намечен к репрессированию по первой категории (расстрел) в списке "Москва-центр" от 15 сентября 1937 на 117 чел., № 21, по представлению нач. 8-го отдела ГУГБ НКВД В. Е. Цесарского. Подписи: "за" - Сталин, Молотов. 27 сент. 1937 ВК ВС СССР приговорен к ВМН с конфискацией имущества (ст. 58-6, 8, 11 УК РСФСР). В тот же день расстрелян. Место захоронения - территория Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован 14 мая 1957.
Соч.: Татарстан за семь лет (1920-1927). Казань, 1927; Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931 (совм. с А. Аршаруни); Проблемы младотурецкой революции // РВ. 1934. № 3. С. 146-164; № 4. С. 111-131; Младотурецкая революция: Ист. очерки. М., 1936.
Лит.: Азиатский музей. С. 421-422; РВост. № 4. С. 119; Антонова, 1991. С. 147; Милибанд. Кн. 1. С. 263; Степанов, 1999. С. 104, 164, 168, 169, 261; СРС, 2002.
АРШАРУНИ (Чинарьян) Аршалуис Михайлович - род. 17(29) ноября 1896 года в гор. Кигизмане Карской губ. ( вилайет Карс, Турция) - умер 20 октября 1985 года.
В 1920 г.( сообщение в газете «Вечерняя Москва № 244 от 22 октября 1985 года.) - Окончил историко - филологический факультет Варшавского университета ( Ростов - на -Дону), в 1924 г. - ИКП, профессор, заслуженный деятель искусств Арм. С.С.Р. (с 2 августа 1960 г.) Преподаватель Свердловского ком. Университета, ИФЛИ, МГПИ им. Ленина ( 1922-1956.) Сотрудник секции литературы и искусства Ком. Академии - 1930 г. Участник революционного движения и гражданской войны в Армении и на Северном Кавказе.
Награжден Орденом «Дружбы народов» (18 ноября 1976 г.и медалями СССР. Состоял Членом Союза писателей СССР с 1935 года и Союза Московских писателей.
Им издано около 40 работ.
Аршаруни А. М. - публицист и литературный критик в области изучения художественной литературы народов Востока. Знаток нескольких восточных языков; тюркского, арабского, древнеперсидского. Был знаком и находился в личной дружбе и с известными дагестанскими писателями; Камилем Султановым, Расулом Гамзатовым, Аткаем Аджаматовым. Написал ряд работ о национально - культурном строительстве и проблемах национально художественного творчества. Сотрудник журналов; « Коммунистическая революция», «Красная печать», « Новый Восток», « Печать и революция» и т.д.
Автор ряда др. работ о народах Востока в сфере политики, экономике, истории и культуры.

О переселенцах:
- Насыров Т. Татарская эмигрантская пресса. - Эхо веков.
- Тюменцам расскажут историю переселения сибирских татар
- Форум. В Турции отметят столетие татарской деревни Бегрюделик
- “Äbderäşit İbrahim häm törek-yapon mönäsäbätläre”. Абдрашит Ибрагим и туречко-японская ...
- ...

Эмиграция, Гаяз Исхаки, Ибрагимов А., Азербайджанский вопрос, Панисламизм, Турецкий след, Армянский вопрос, Пантюркизм, Польский вопрос

Previous post Next post
Up