Одна ветвь по отцовской линии - агрызовская (Татарстан, в Ахмади прадед приехал из Казанской губернии), они рыжие, белокожие, с веснушками... очень возможно, что когда-то примешалась и финно-угорская кровь... Предки мамы - нижегородские татары (по-моему, из-под Шумерля, сейчас это Чувашская Республика), так что возвожна и чувашская кровь, вполне возможно, что в бабушке по маминой линии - ногайская кровь, тех ногайцев, которые кочевали от северных предгорий Кавказа до Крыма, поэтому и здесь не исключаю возможность того, что кто-то из предков был с Северного Кавказа, а кто-то из Крыма... А большой город... второе, тем более третье поколение... никуда от этого не денешься, рано или поздно обрусевает и растворяется в среде... уже в поколении моих родителей были смешанные браки... кто-то уже оказался в Америке, кто-то уже в Израиле, кто-то в Англии... не знаю, мешает или помогает им жить сознание наличия татарской крови, помнят ли они об этом...
Националисты, думаю, давно вычеркнули меня из списков татар, что не умаляет моего ощущения своей роли в исследовании истории татар и башкир на Урале... Признаюсь, я об этом и не переживаю. Вчера они были преданными коммунистам, вплоть до сотрудничества с КГБ, сегодня перекрасились и также самозабвенно молятся другому богу... и таких я хорошо знаю. Я делаю свое дело, ни у кого ничего не прося, выкладывая массу бесценной информации по истории татар, которую нахожу и публикую без всякой финансовой помощи со стороны тех, кто бьет себя в грудь, считая истинным татарином... Журнал личный, свое мнение я никому навязывать не собираюсь. Интересно - читай, неинтересно - так я и не заставляю читать, а тем более - соглашаться.
---"Даубы" (к стыду своему, я не знаю, почему его так называли)--- Дэу, большой, старший. Дэу эни - бабушка, дэу эти -дедушка. Иногда используют эту приставку и к дядьям и тётям, дэу абый, дэу апа. Или оло абый, оло апа.
Кстати в постановке одного московского театра пьессы по повести Мустая Карима "Долгое, долгое детство" бабушку называют старшей мамой, т.е. дословно. Правда в Башкортостане дэу эни, дэу эти употребляется реже, в наших северных краях РБ чаще употребляется зур энкей, зур эткэй, что в принципе то же самое. Бабушек ещё ласково называют нэней. Мы бабушку по маме называли нэней, а по папе еракай, поскольку жила она несколко в отдалении, не в самом Янауле, а в Ижболдино. Да, у татар много ещё и других приставок. Например чибар апа-красивая тетя, та же ерак апа-дальняя (географически) тетя.
Точно! Спасибо, Ирек, я вспомнил, конечно, так оно и есть! Что значит настолько выпасть из среды и из языковой реальности... Но в тексте это признание оставлю - как Урок, что происходит с памятью...
Я с пяти лет рос в русскоязыычном районе своего Янаула, с 69 года по 70 года я в Москве, с 70 по 72 а армии, с 72 по по 74 в Янауле, а с 74 года и по сию пору в Москве. С 80 года в Зеленограде. Ну и учеба исключительно на русском языке Наверное сказалось, что до пяти лет, я сугубо был исключительно только в своей среде, ну ещё любимый старший внук часто гостевал у своей нэней. Братишка мой родной, живя в Янауле не очень яхши иизъясняется татарча. Я же говорю на бытовом языке татарча до сих вполне сносно. Вот пишу плохо. В семье с женой татаркой не удалось обеспечить татароязычность, были логопедические сложности со старшим, т.е. просто перестал было обучаться говорению. Из обычного садика, перевели в логопедический, и соответственно.
Может, это самый сложный вопрос: сосуществование в двух языковых реальностях на одинаково высоком уровне не в ущерб друг другу, часто получается, что и там и там - на средненьком уровне... Зависит еще и от способностей, и от среды, от тебя самого... Быть может, однажды я и взялся за эту тему, чтобы окончательно все не растерять, но осознавая, что уже не вернусь, провожая "патриархов" рода, заменить их уже не смогу... С другой стороны, ты прекрасно понимаешь, что это касается не только татар, но и людей любой нерусской национальности в центральной России, которые родились в больших городах, воспитывались уже в русских садиках и школах, общаясь на родном языке только дома, а если ты оторвался от деревенской родни, а деревня оставалась единственной реальной средой, в которой ты вынужден был общаться на языке... потом от родителей, потом и не с кем просто становилось говорить... постепенно память порастает мхом... Это не оправдания, и не упреки. Нужно искать новые подходы к решению проблемы. Вчерашние подходы безнадежно устарели, они чаще
( ... )
Угадал ли ты свое предназначение? Свой ли путь ты выбрал? Что было заложено в тебе и в тебя твоими предками? Ради чего, собственно, тебя рожали, растили, воспитывали? На что они надеялись и насколько ты оправдал их надежды? Именно этими вопросами задаешься, когда рассматриваешь старые фотографии.
Нет, давай, грустить не будем. Будем искать ответы. Но даже сформулировав вопросы, мы делаем, пусть маленький, ничтожный, но шажок вперед. А работы... непочатый край... нужно было умудриться развалить так все за двадцать лет... Помню на меня произвели жутковатое и обнадеживающее впечатление фотографии, как граждане какого-то немецкого города разбирают мусор, разрушенные бомбежкой кварталы. Они не сваливают все в кучу... А камень к камню... Пережитый фашизм, потом бомбежки союзников... Когда видишь такое отношение, невольно задумываешься, а осознавали ли они и осознали, что делали их отцы, мужья и сыновья?.. Не знаю, в душу к другому не проникнешь. И все начинать сначала... Вообще, конечно, что происходило в душе людей, - страшно об этом думать... Нынешняя власть России пытается вдохновить новое поколение подвигами дедов, которых она же и предала, давно предала за ту же немецкую колбасу и американские консервы... бессовестно смотреть в глаза, давая то ли юбилейную медаль, то ли крест, пытаясь этим заменить отнятый смысл жизни и борьбы
( ... )
Про Германию, Россию... как точно Вы все описали. "...Вообще, конечно, что происходило в душе людей, - страшно об этом думать..." - страшно)
Да, Вы правы. Впереди туман. Но что-то должно произойти! Что? не знаю) Или сейчас вспоминаю, люди всегда ждали, что произойдет что-то (снимали ответственность с себя)
Согласен. А забыть их невозможно. Не лукавлю, это были счастливые времена уже потому, что они были живы, были рядом... и нас любили, не сомневаясь, что нас ждёт более счастливое будущее... а наша судьба - бессильно наблюдать, как разрушают то, что они строили, не в силах противостоять этому... хватаясь за осколки памяти, недоумевая, ради чего столько страданий перенесли наши предки
Comments 25
Reply
Reply
Reply
Предки мамы - нижегородские татары (по-моему, из-под Шумерля, сейчас это Чувашская Республика), так что возвожна и чувашская кровь, вполне возможно, что в бабушке по маминой линии - ногайская кровь, тех ногайцев, которые кочевали от северных предгорий Кавказа до Крыма, поэтому и здесь не исключаю возможность того, что кто-то из предков был с Северного Кавказа, а кто-то из Крыма...
А большой город... второе, тем более третье поколение... никуда от этого не денешься, рано или поздно обрусевает и растворяется в среде... уже в поколении моих родителей были смешанные браки... кто-то уже оказался в Америке, кто-то уже в Израиле, кто-то в Англии... не знаю, мешает или помогает им жить сознание наличия татарской крови, помнят ли они об этом...
Reply
Reply
Reply
Дэу, большой, старший. Дэу эни - бабушка, дэу эти -дедушка. Иногда используют эту приставку и к дядьям и тётям, дэу абый, дэу апа. Или оло абый, оло апа.
Кстати в постановке одного московского театра пьессы по повести Мустая Карима "Долгое, долгое детство" бабушку называют старшей мамой, т.е. дословно. Правда в Башкортостане дэу эни, дэу эти употребляется реже, в наших северных краях РБ чаще употребляется зур энкей, зур эткэй, что в принципе то же самое. Бабушек ещё ласково называют нэней. Мы бабушку по маме называли нэней, а по папе еракай, поскольку жила она несколко в отдалении, не в самом Янауле, а в Ижболдино.
Да, у татар много ещё и других приставок. Например чибар апа-красивая тетя, та же ерак апа-дальняя (географически) тетя.
Reply
Reply
Наверное сказалось, что до пяти лет, я сугубо был исключительно только в своей среде, ну ещё любимый старший внук часто гостевал у своей нэней. Братишка мой родной, живя в Янауле не очень яхши иизъясняется татарча. Я же говорю на бытовом языке татарча до сих вполне сносно. Вот пишу плохо.
В семье с женой татаркой не удалось обеспечить татароязычность, были логопедические сложности со старшим, т.е. просто перестал было обучаться говорению. Из обычного садика, перевели в логопедический, и соответственно.
Reply
Reply
Именно этими вопросами задаешься, когда рассматриваешь старые фотографии.
Так грустно...
Reply
Reply
"...Вообще, конечно, что происходило в душе людей, - страшно об этом думать..." - страшно)
Да, Вы правы. Впереди туман. Но что-то должно произойти! Что? не знаю)
Или сейчас вспоминаю, люди всегда ждали, что произойдет что-то (снимали ответственность с себя)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment