Антреприза Альшуллера. Часть 1. Бенефис Альтшуллера и Юродивый Козловского.
Антреприза Альшуллера. Часть 2. Труппа уезжает в Пермь.
Антреприза Альшуллера. Часть 3. Начало.
Антреприза Альшуллера. Часть 4. Солянка для опероманов.
Антреприза Альшуллера. Часть 5. "Черевички", "Вертер", "Лиса Патрикеевна".
Антреприза Альтшуллера. Часть 6.
"Борис Годунов", "Пиковая дама", "Дубровский", "Севильский цирюльник", "Гугеноты"
"Борис Годунов", Мусоргский
Постановка "Бориса Годунова" на сцене Верх-Исетского театра можно только приветствовать. Пусть для этой оперы требуется несравненно более полный оркестр, пусть роль Бориса Годунова в драматическом отношении необыкновенно трудна и может быть безукоризненно исполнена разве только таким артистом, как Шаляпин, пусть вообще во всей постановке оперы многое оставляло желать лучшего, однако как дирекция, так и все артисты отнеслись особенно серьезно к своей задаче и сделали все возможное для возможно лучшей постановки оперы. И опера слушалась поэтому с громадным интересом. Как это ни возмутительно, художественный труд, потраченный на постановку, не был оценен по достоинству: публики было очень немного, да и та публика, которая была, осталась, по-видимому, недовольна "отсутствием музыки" в опере. Такой взгляд, хотя и наивен, но понятен: трудно отвыкнуть от тех музыкальных предрассудков, которые укоренились особенно прочно. Трудно отказаться от старых, привитых итальянской школой, взглядов, что в опере главное - красивая ария, пропетая по всем правилам итальянского bel canto, что игра, постановка, содержание, а главное.ю синтез драмы и оперы являются чем-то второстепенным.
Менее всего возможно было бы поставить "Бориса Годунова", руководясь такими взглядами. В этой опере в противовес итальянской романтической фальши - здоровый реализм, здесь каждому слову соответствует музыкальный оборот; фраза музыкальная и драматическая сливаются воедино. И от артиста здесь требуется полное освобождение от обычных, рутинных приемов, чтобы не только понять музыку Мусоргского, но и уметь ее передать правильно.
В этом отношении прежде всего необходимо остановиться на г.Маратове, который очень хорошо справился с этой сложной стороной своей партии. Благодаря своей выразительной дикции, музыкальному пению, умной, интеллигентной игре, ему удавалось отмечать мельчайшие оттенки речи и душевного состояния Бориса Годунова. Однако передать душевную борьбу надломленного, но все же сильного Бориса, передать коллизию двух "страстей", - жажды власти и безумного страха за прошлое, - что составляет главный драматизм оперы, артисту удалось не вполне; несмотря на полное понимание своей задачи, в его игре несколько не доставало силы и экспрессии.
Живо, но немного карикатурно была проведена г.Шидловским сцена в корчме, очень недурно пропета была небольшая партия хозяйки корчмы г-жей Ковельковой. Игра г-жи Спешневой на этот раз нас не удовлетворила; артистка не дала образа "гордой полячки".
Стильны были декорации и во всей постановке заметно было стремление сохранить исторический колорит.
Подписи нет, но манера та же. (Ур.Край, 27 октября, № 228, 1909)
"Пиковая дама", П.И.Чайковский
Повторение на сцене Верх-Исетского театра "Пиковой дамы" привлекло много публики. Видно, что Чайковский продолжает владеть екатеринбургской публикой.
Особенно интересна и талантлива была игра г.Чернова, если Чернов в некоторых операх, как например в "Паяцах", немного переигрывает, то это можно скорее объяснить самой партией паяца, мелодраматической по содержанию и довольно слащавой в музыкальном отношении; поэтому ее очень трудно исполнить, не впадая в некоторую ходульность.
Тип Германа немного глубже и реальнее, и г.Чернов великолепно передал его со стороны драматической. Зато со стороны вокальной в этот раз можно было пожелать много большего; артист был не совсем в голосе и в речитативах часто переходил с пения на разговор.
Г-жа Веселовская очень прилично исполнила роль Лизы; артистка обладает красивыми нижними нотами, но в верхнем регистре сильно вибрирует.
Г-жа Спешнева, как всегда, доставила нам истинное драматическое наслаждение своей игрой.
Очень мила была г-жа Ковелькова в роли Миловзора.
"Дубровский", П.И.Чайковский
О "Дубровском" сказать много не приходится. Опера эта, хотя и мелодичная, но севсем не оригинальная и, кроме некоторых красивых арий и хоров, которые, кстати сказать, были очень недурно исполнены, ничем не отличается.
Из исполнителей выделялись г.Чаров и г-жа Негина; голос Чарова сначала звучал довольно глухо, но потом артист распелся и пел с обычной музыкальностью; не можем не отметить особенно удачной на этот раз игры артиста.
Симпатичное впечатление оставила на нас Негина своим чистым и красивым голосом; жаль только, что артистка не вложила больше темперамента в свою игру.
Г.К. (Ур.Край, 28 октября, № 229, 1909)
"Севильский цирюльник", Россини
Веселая полная обаятельного юмора опера прошла очень живо.
Трудно говорить об отдельных исполнителях; цельный ансамбль, живая игра, великолепные гримы, умение выдержать стиль оперы - все это еще раз показало нам, как широко смотрит вся труппа на свою художественную задачу и насколько она вся проникнута стремлением освободить нашу оперу от многих искусственных условностей.
С этой стороны нужно признать постановку "Сивильского цирюльника особенно удачной. И со стороны вокальной опера была исполнена весьма удовлетворительно. Трудные в техническом отношении партии Розины и Альмавивы были проведены г-жей Осиповой и г.Чаровым с большой легкостью и музыкальностью.
Но как сильно пострадала цельность впечатления, когда после музыки Россини пришлось услышать пошленькие звуки цыганских романсов.
Впрочем, вина в этом исключительно падает на значительную часть нашей публики, со вкусами которой волей-неволей должна считаться труппа и, скрепя сердце, удовлетворять им.
Без подписи (Ур.Край, 30 октября, № 231, 1909)
"Гугеноты", Мейербер
Своей постановкой "Гугенотов" труппа Альтшуллера показала, что она не только вполне реально и художественно умеет ставить наши русские и так называемые "легкие оперы", но что ей удается при помощи сравнительно бедных декоративных средств небольшого хора и оркестра, справиться с "grosse oper", какой являются "Гугеноты".
Оперы Мейербера, царившие еще так недавно почти исключительно в репертуарах всех больших опер Европы и поныне почитаемые многими за идеал драматической оперы, во многих отношениях не отвечают современным музыкально-драматическим воззрениям. Отсутствие художественной цельности и правдивости, тривиальная подчас quasi - итальянские мелодии и бессодержательные колоратурные арии - вот отличительная сторона мейерберовских опер. Но великолепная оркестровка, сила и широкий размах, а местами величайший драматизм сохраняют их неувядаемую ценность.
Глубоких драматических мест в "Гугенотах" особенно много и они, благодаря стройному хору и оркестру и талантливой игре г.Чернова были очень хорошо переданы, стоит указать, например, на сцену прощания Рауля с Валентиной и сцену клятвы католиков.
Заметно, что г.Палиев проявил больше тщательности и внимания, чем обычно. Очень тонко и музыкально была проведена им увертюра.
Ансамбль в "Гугенотах" был полный. Сильное впечатление произвела игра г-жи Веселовской и г.Чернова в четвертом акте. Г-жа Осипова, обладающая прекрасным лирическим голосом, но еще не вполне выработанной колоратурой, даже с чисто колоратурной стороны на этот раз прекрасно справилась с партией Королевы. Вообще в постановке "Гугеноты" нужно отметить ее законченность, что нельзя сказать о многих других операх.
Впрочем, такое требование вряд ли и можно предъявлять к труппе, которая обязана ставить чуть ли не ежедневно все новые и новые оперы.
Г.К. (Ур.Край, 31 октября, № 232, 1909)
...