ВНИМАНИЕ: все материалы, приведенные на данном ресурсе, предназначены для образовательных целей. Я - Ющук Евгений Леонидович, специалист конкурентной разведки, кандидат экономических наук, доцент.
На примере информационного нападения на меня, которое совершил ведущий курса «Конкурентная разведка через Интернет» Кузнецов Сергей Валентинович в 2007 году, я намерен показать, что представляют из себя и как решаются подобные инциденты.
Делаю это, чтобы представители отечественного бизнеса и просто граждане не испытывали ужаса по поводу подобной ерунды, могли без финансовых затрат избежать ущерба, а при удачном стечении обстоятельств и выиграть на возникшей проблеме.
Цель этого бесплатного открытого мастер-класса, который провожу я, Ющук Евгений Леонидович - показать, каким образом средствами информационной войны можно противостоять нападению из Интернета, используя
общедоступные, бесплатные ресурсы.
Мы будем в открытом эфире анализировать проблему, искать пути ее решения и тут же по возможности подробно рассматривать инструменты, технические средства и методологию, которые могут помочь в решении.
Кузнецов Сергей Валентинович, ведущий курса «Конкурентная разведка через Интернет», атаковал меня с помощью технологий оптимизации сайтов и техник «Черного пиара».
Я, Ющук Евгений Леонидович (Evgeny Yushchuk), считаю, что руки у меня в отношении ответных действий Кузнецову Сергею Валентиновичу развязаны. Конечно, мы не станем опускаться до нарушения закона, подобно Кузнецову Сергею Валентиновичу, тем более, что методы конкурентной разведки сделать это позволяют.
Попытаемся извлечь максимум учебной пользы из инцидента, который инициировал Кузнецов Сергей Валентинович. Не будем обсуждать, насколько плохо или хорошо Кузнецов Сергей Валентинович поступил (я дал объяснение истинных мотивов Кузнецова Сергея Валентиновича в статье под названием «Ющук Евгений Леонидович. Ответ на «Черный список», автор которого Кузнецов Сергей Валентинович или
"Про Белую бумажку, Черный список и Окрашенную скамейку"), а сосредоточимся исключительно на технической стороне вопроса.
В чем основная сложность борьбы с ситуациями, подобными той, что создал Кузнецов Сергей Валентинович?
1. Противник редко соглашается официально признать, что это его рук дело, если вопрос все-таки доходит до суда. Если ответственный за публикацию в прессе чаще всего может быть найден (пусть и не всегда), то поиск ответственного за публикацию в Интернете - дело долгое и кропотливое, притом с неизвестным результатом.
2. Процедура судебного рассмотрения инцидентов, подобных рассматриваемому на примере противозаконных действий Кузнецова Сергея Валентиновича, достаточно долгая, тогда как перенос информации на новый сайт - минутное дело в буквальном смысле.
3. Нет возможности самостоятельно снять информацию с «вражеского» ресурса, поскольку тот находится под контролем противника. Как сказал один из специалистов конкурентной разведки, эта ситуация напоминает борьбу с плакатами времен холодной войны на территории противника.
4. Из-за того, что атакованы мы, при любом дальнейшем повороте событий мы вынуждены делать ход вторыми, а значит изначально отстаем от противника на шаг.
Для того, чтобы понять, какие действия лучше предпринять в ответ на нападение, следует понимать, каких целей и какими техническими средствами добился противник. Эта задача, с технической точки зрения, лежит в сфере оптимизации сайтов (SEO). А с точки зрения идеологии и приемов информационной войны она входит в компетенцию конкурентной разведки, или службы PR, или службы безопасности предприятия.
Чего же хотел достичь противник? Совершенно очевидно, что его задачей, с точки зрения техники, было вывесить свою информацию с так называемым «Черным списком» на первую страницу результатов поиска в Интернете по ключевым словам. В нашем случае ключевыми являются, прежде всего такие слова, как Ющук Евгений Леонидович, Ющук Евгений, Конкурентная разведка, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich, Черный список, Competitive intelligence.
На этом, пожалуй, достижения противника заканчиваются и приходит время для нашего хода.
В тот момент, когда информация противника достигает верхней части первой страницы результатов поиска, можно констатировать, что враг достиг пика своих технических возможностей. Ведь выше первой страницы подняться у него не получится :)
В ситуации, созданной в рассматриваемом случае, по сути дела, речь идет о том, как если бы на сарае около вашего дома краской ежедневно писали ругательство. Само по себе это ничего не значит, ибо, как говорят специалисты государственных спецслужб: «Мало ли, что написано? На сарае вон написано х@й, а там дрова», однако возникает необходимость реагировать.
Наверное, любому человеку понятно, что у противника тоже есть сарай. А у нас достаточно краски. Значит, нам надо пытаться сделать так, чтобы, во-первых, в принципе нанести надпись на его сарай, а, во-вторых, написать то, что на самом деле в этом сарае лежит.
Эта задача облегчается, если, как в нашем с Кузнецовым Сергеем Валентиновичем случае в сарае у противника лежит «грязное белье». Потому что нам, в отличие от противника, нет необходимости писать неправду, а вполне достаточно правду написать.
Будет при этом наша точка зрения в первой строке выдачи или в четвертой, принципиального значения не имеет, поскольку довести ее до целевой аудитории удастся в любом случае.
Как противник достиг поставленной цели? Он создал с целью самопиара сеть Интернет-сайтов, зарегистрированных преимущественно на Кузнецова Сергея Валентиновича. При наполнении этих сайтов контентом использовались несколько основных особенностей «мышления» поисковых машин:
- На странице должно быть много ключевых слов
- Должны быть гиперссылки с сайта на сайт
- В тексте гиперссылок должны содержаться ключевые слова
- Желательно, чтобы сайты ссылались друг на друга «по кругу»
Давайте разберем эти пункты подробнее
На странице должно быть много ключевых слов
Кузнецов Сергей Валентинович в данном случае, создавая страницу с «Черным списком», многократно упомянул ключевые слова, а особенно «Ющук Евгений Леонидович». Жанр «Черный список» очень хорошо подходит для этого, потому что упоминание ключевых слов должно быть хотя бы как-то логически обосновано. В противном случае владельцы поисковых машин могут просто выбросить сайт из индексации - за поисковый спам. На заре развития поисковых машин была применена такая техника, как клоакинг - например, на странице зеленого цвета зелеными буквами размером в один пиксель публиковалось ключевое слово. Поисковик, считая эту страницу очень тематической, поднимал ее в выдаче.
Отчасти я использовал этот прием (разумеется, не клоакинг, а частый повтор ключевых слов) при написании данного текста, сознательно упоминая ключевые слова по возможности часто, но не в ущерб содержанию. Точнее, не в ущерб заявленным учебным целям.
Должны быть гиперссылки с сайта на сайт
Не загружая читателя терминами, скажу лишь, что поисковые машины считают: если на сайт ссылаются, значит это полезный сайт и его надо поднять в выдаче повыше. И чем больше на сайт ссылаются, тем он лучше. Добросовестные люди делают сайт с нормальным контентом (содержанием), который нужен людям, и за счет этого сайт приобретает ссылки на него - как если один человек советует другому хорошую книгу или хорошего парикмахера.
Сергей Валентинович Кузнецов по каким-то своим причинам не стал ждать, когда (и если) на него кто-то сошлется и сделал массу ссылок с одного своего сайта на другой.
Для тех, кто не очень в курсе, покажу, как выглядит гиперссылка «изнутри».
Например, гиперссылка:
Сайт Ющука Евгения Леонидовича. Конкурентная разведка a>
Будет выглядеть как надпись ‘Сайт Ющука Евгения Леонидовича. Конкурентная разведка’,
а вести будет на адрес http://ci-razvedka.ru/ В нашем случае противник сделал гиперссылками огромное количество страниц на своих сайтах и нацелил их на свои же ресурсы. В общем, поговорил «тихо сам с собой» и за счет этого «обманул» роботов поисковых машин.
В тексте гиперссылок должны содержаться ключевые слова
Как мы уже рассмотрели, хорошо, когда гиперссылки извне на сайт есть. Но эффект усиливается, если в тексте гиперссылок будут содержаться те же слова, что и на сайте, на который гиперссылка ведет.
То есть, для того, чтобы поднять на первую страницу текст по запросу «Ющук Евгений Леонидович», требуется слова ‘Ющук Евгений Леонидович’ сделать текстом гиперссылок.
Наример, гиперссылка. помогающая "поднять в выдаче мою точку зрения на первую страницу результатов по запросам ''Ющук Евгений Леонидович ', 'Кузнецов Сергей Валентинович" и "Черный список" может выглядеть так:
Ющук Евгений Леонидович ответ на "Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович Желательно, чтобы сайты ссылались друг на друга «по кругу»
До недавнего времени пауки воспринимали примерно одинаково любую ссылку с одного сайта на другой. Но затем поисковые спамеры (это люди, которые заинтересованы в продвижении своей рекламы через поисковые машины любой ценой, в отличие от оптимизаторов сайтов, которые преследуют те же цели, но делают это в рамках неписанных правил, принятых в Интернете) начали создавать так называемые программы-линкаторы. Эти программы создавали огромное количество ссылок сайтов друг на друга и люди, которые продвигали свои ресурсы за счет создания качественного содержимого, не могли соревноваться с такими роботами в скорости создания гиперссылок.
Тогда пауки поисковых машин стали вводить понижающие коэффициенты рейтингу взаимных ссылок сайтов друг на друга.
Оптимизаторы сайтов ответили созданием «колец из сайтов». На простейшем примере это выглядит так, что все сайты ссылаются друг на друга, но есть один, два или более сайтов, которые ни на кого не ссылаются, но получают ссылки со всех остальных сайтов, формально самостоятельных, но объединенных общим замыслом поискового оптимизатора или спамера. Эти-то «получатели ссылок» и поднимаются выше всех.
Образно говоря, можно представить себе, как если бы множество людей взяли в руки вилы с длинной ручкой и одномоментно начали поднимать клок сена.
Или можно провести аналогию с увеличительным стеклом, которое собирает отдельные солнечные лучи в точку, в результате чего температура в этой точке поднимается очень высоко.
Каждый член Интернет-сообщества может увидеть на данном примере все эти инструменты, научиться пользоваться ими собственноручно, а также оценивать их эффективность.
Механизм, позволяющий увидеть внешние гиперссылки, существует. Это так называемый оператор Link, который есть во всех основных поисковых машинах.
Для того, чтобы без дополнительных хлопот увидеть, как работает гиперссылка с вашего сайта, достаточно пройти по одной из ссылок на поисковую машину Яндекс, Гугл, Yahoo! или Рамблер, приведенной ниже, и посмотреть, кто ссылается на сайт мастер-класса извне.
Чтобы увидеть этот механизм в действии, просто разместите на своем сайте или на странице своего блога гиперссылку на страницу
http://razvedka-vs-pr.livejournal.com/633.html Просто скопируйте в свой блог или на свой сайт гиперссылку, приведенную ниже:
Ющук Евгений Леонидович ответ на "Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович И затем, щелкая по приведенным ниже ссылкам, смотрите, через сколько времени ваша страница, на которой вы разместили учебную гиперссылку, станет видна в поисковых машинах:
В Яндексе В Гугле В Yahoo В Рамблере Обычно период попадания правильно сделанного интернет-ресурса в поисковые машины занимает от 1 до 14 дней, хотя это в значительной степени зависит от того, как сделан ресурс, как он связан гиперссылками с другими ресурсами и где размещен. Соответственно, этот период может колебаться в значительном диапазоне. Например, слова, размещенные на
"Форуме разведчиков", где обсуждаются вопросы конкурентной разведки и служб безопасности предприятий, могут быть видны в поисковых машинах уже через 7-10 часов.
Эта гиперссылка, которую я предложил вам разместить на блоге или странице сайта (
Ющук Евгений Леонидович в порядке ответа на "Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович ), если на нее посмотреть "изнутри" (т.е. в исходном коде страницы), выглядит так:
Ющук Евгений Леонидович ответ на "Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович Теперь позвольте несколько слов о том, надо ли вам раскрывать свое инкогнито для участи в мастер-классе.
Я понимаю, что мы работаем в полностью открытом эфире и не требую регистрации. Поэтому оставить комментарий, сохранив инкогнито, можно. Для этого достаточно воспользовавться одним из многочисленных анонимайзеров - например, из тех, которые можно найти
на главной странице моего сайта справа-внизу. Я допускаю такую ситуацию потому, что считаю: мысли человека значительно важнее, чем его статус. Более того, если исключить влияние заранее известного статуса, то смысл того, что человек говорит, воспринимается более объективно. Поэтому будете вы представляться или нет - на ваше усмотрение.
Кузнецов Сергей Валентинович, осуществляя свое мероприятие по нападению на меня, Ющука Евгения Леонидовича, столкнулся в первые несколько дней с такой проблемой: Ему удалось обойти все обычные ресурсы, содержавшие ключевые слова «Ющук Евгений Леонидович, Ющук Евгений, Конкурентная разведка, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich, Черный список, Competitive intelligence.» Эти ресурсы пали перед его спамерской атакой быстро потому, что ключевые слова «Ющук Евгений Леонидович, Ющук Евгений, Конкурентная разведка, Evgeny Yushchuk, Yushchuk Evgeny Leonidovich, Черный список, Competitive intelligence.» содержались на них в незначительных количествах - ведь это были сайты, содержавшие информацию о моих книгах или статьях, которые не были главными для этих сайтов.
Затем "сдался" и уступил одну строку в рейтинге мой личный сайт. Он не имел шансов на успех потому, что расположен на бесплатном ресурсе - на «Народе» по адресу
http://ci-razvedka.narod.ru/ Бесплатные сайты имеют понижающий коэффициент у поисковых машин. Считается, что там расположены в основном личные странички людей, и они менее информативны, чем остальные ресурсы. И тем не менее, даже находясь на бесплатном хостинге, мой сайт достойно смотрится на фоне произведенного нападения.
В настоящее время я запустил тот же сайт на платном хостинге по адресу
http://ci-razvedka.ru/ и на его примере хочу лично увидеть, и показать остальным, как будет выглядеть индексация платного и бесплатного ресурсов, существующих параллельно. Комментарии специалистов по SEO приветствуются, тем более, что учебный пример, которым и является этот мастер-класс, носит интерактивный характер.
А вот с моим блогом, у господина Кузнецова на начальном этапе нападения вышла неувязка. Мой
блог, на котором я размещаю бесплатные материалы по вопросам конкурентной разведки, размещенный здесь же, на Живом журнале , сопротивлялся долго. Господину Кузнецову даже пришлось корректировать свой «Черный список», добавляя туда ключевые слова, чтобы как-то справиться с ситуацией (сторожевой робот
WebSite Watcher немедленно показал, что противник дополнил ключевыми словами свою страницу). И даже после этого к моменту начала мастер-класса мой блог, не рассчитанный в тот момент на противостояние атакам, и мирно отдающий людям бесплатные знания по конкурентной разведке, оставался в выдаче Яндекса на строчку выше, чем материал противника.
А значит, что сейчас, в эпоху начинающегося Web2.0, который предусматривает более широкое участие обычных людей в жизни Интернета, каждый из вас может внести свой вклад в то, чтобы по запросу ‘Кузнецов Сергей Валентинович’ текст моего ответа этому субъекту занял место рядом с его рекламой. Той самой рекламой, с помощью которой он пытается загнать к себе на учебу доверчивых пользователей, которые уже поняли, что Интернет им нужен, но еще не поняли, что не всей рекламе, находящейся вверху, можно доверять. Вы же сами сейчас наблюдаете, как достигается эффект выдачи вверх.
А по запросу ‘Ющук Евгений Леонидович’ я хотел бы поставить мой ответ господину Кузнецову рядом с его материалом на эту тему.
К решению этих двух задач и приступим, корректируя свои действия в процессе преодоления сопротивления противника и анализа его ответных действий.
Исходное положение по этим двум запросам можно увидеть
здесь.
На отдельных страницах блога я буду показывать различные варианты поисковой оптимизации, которые могут быть применены против любого человека или любого предприятия. Вы сами увидите, как это выглядит и как устроен механизм работы того или иного инструмента.
С уважением,
Ющук Евгений Леонидович,
автор
двух книг по конкурентной разведке,
кандидат экономических наук, доцент,
член Международного общества профессионалов
конкурентной разведки SCIP
14.02.2007г.
Итак, чтобы участникам проекта не рыться по блогу, еще раз здесь скажу, как можно поступить, чтобы увидеть, как скоро и какие поисковые машины проиндексируют вашу гиперссылку (и заодно помочь поднять страницу в выдаче поисковыми машинами).
Сначала надо скопировать один из двух вариантов гиперссылки на страницу своего блога или сайта (вариант со словами лучше поднимает в выдаче ресурс, нежели вариант без слов):
razvedka-vs-pr.livejournal.com/633.html или
Ющук Евгений Леонидович ответ на "Черный список", автор которого Кузнецов Сергей Валентинович Затем надо некоторое время подождать и будет виден результат. Результат можно будет увидеть здесь:
В Яндексе В Гугле В Yahoo В Рамблере Обычно результат может появляться в интервале от одного до 14 дней.
Когда проиндексируется ссылка, вы с помощью приведенных ниже гиперссылко просто увидите свою страницу в перечне ссылающихся на нужный сайт страниц.
Для просмотра ссылок, ведущих на сайт извне (и поднимающих его в результатах выдачи) использован оператор link, который есть во всех крупных поисковых машинах. О том. как им пользоваться. можно прочитать либо в разделе "помощь" поисковых машин, либо в статьях на эту тему - например. статье Дениса
liveuser Хозяйке на заметку" (Это руководство по профессиональному поиску через Яндекс)
или в моей статье
Google без секретов (операторы Гугла в практических примерах) Тем, кто не хочет изучать операторы запросов (например потому, что не часто возникает необходимость в их использовании), могу рекомендовать воспользоваться специальной
страницей сайта be1.ru. Этот сайт предоставляет возможность бесплатно пользоваться простой, интуитивно понятной консолью, одна из функций которой - показывать, кто ссылается на нужный ресурс.
Оглавление. Для удобства навигации по мастер-классу. Статья, предваряющая начало мастер-класса. Про Белую Бумажку, Черный Список и Окрашенную Скамейку. Начинаем обучение. Открыто, бесплатно, интерактивно. Объяснение стартовых условий. в которых начинается мастер-класс по противодействию информационному нападению. Обзор основных приемов, которыми пользуется в подобных случаях противник
Статистика внешних ссылок на мастер-класс в поисковых машинах Статистика положения материалов мастер-класса в поисковых машинах по ключевым словам
Учебный пример: Технология многократного осмысленного повтора слов в тематическом тексте, в сочетании с гиперссылками на критические недостатки противника, которые тот пытался утаить
Учебный пример: "Технология спамеров". Гиперссылки в знаках препинания (НАЧАЛО). Учебный пример: "Технология спамеров". Гиперссылки в знаках препинания (ОКОНЧАНИЕ). Прием "Ссылки как плакаты времен Холодной войны"
Френды (друзья) в блогах - реальная взаимовыручка. Интернет-форумы как целевая аудитория в отражении информационного нападения Доски объявлений как инструмент в отражении информационного нападения
Региональные блоги и форумы как инструмент защиты от информационного нападения Комментарии в блогах как инструмент отражения информационного нападения. Гостевые книги как инструмент информационной войны Необычный опыт. «Десантная операция» в информационной войне Рейд в «Картинки» Метод «Вытащи лжеца на свет» Сервисы закладок как оружие в информационной войне (автор идеи:
Артем Овсянников)
Технический раздел.
Как вставлять ссылки и картинки в комментариях в Живом Журнале (по ссылке расположен учебный материал, а сразу под ним - в комментарии можно увидеть образцы его практического применения) Благодарю
alex_inside за предоставленные материалы.
Блог поддержки Открытого бесплатного мастер-класса Ющука Евгения Леонидовича: «Конкурентная разведка против пиар-технологий в живом эфире». Ющук Евгений Леонидович. В порядке ответа на «Черный список», который создал Кузнецов Сергей Валентинович в 2007 году.