Эту статью можно читать отдельно или же начать со вчерашнего потока ненависти
ЗДЕСЬ. Мы уже сожгли несколько сотен людей, предлагаю вырастить что-то живое на прахе и золе. Потому от картошки перейдем к примерам насущным. Свадебщиков я и так пинал весь предыдущий месяц, и, пока они сидят в своем углу, и им втирают вазелин в распухшую морду, порвем на тряпки детскую фотографию...
Богатейший, кстати, рынок. Ничуть не менее доходный, развитый и востребованный, чем свадебный, а может и поболе.
Зайдите на fashionbank.ru, посмотрите сколько там детских фото. Начиная от ми-ми-ми и заканчивая гламурными съемками 11-летних девиц, которых снимают в образе 30-летних прожженых шлюх в боевом раскрасе. Анал, орал и садо-мазо приветствуются. Да и бог с ними, обсуждать слабый мозг их мамаш с замашками сутенерш мы будем в другой раз и в другом месте.
Вернемся к пресловутому рынку демпинга. Я приведу пару примеров разных по своей сути фотографий.
ПРИМЕР ПЕРВЫЙ:
Рискну утверждать, что, снимая такие фотографии, вы будете отлично востребованы. Подавляющему большинству мамаш это очень понравится. Особенно если в процессе съемки вы будете не против обсудить цвет вчерашних какашек ее отпрыска.
Какие основные характеристики приведенных выше фото?
- Они достаточно хороши технически.
- В сюжете каждой есть попсовая шутка уровня Петросяна.
Ни в коем случае не тоньше, никаких Камеди клаб и даже не думайте об уровне юмора, например, Гришковца. Не поймут. Евгений Ваганыч - ваш кумир, скачайте его с торрентов и смотрите год. Закрепите пройденный материал выпусками Аншлага. После этой процедуры вы станете либо пациентом Кащенко либо детским фотографом.
Теперь давайте рассуждать здраво. Сложно сделать такие фотографии? Да совсем нет. Элементарная техническая грамотность, маломальский опыт, аккуратность в ФШ и дворовый юмор.
Отсюда вывод - снимать ТАК может множество фотографов. Да, это будет чуть отличаться в ту или иную сторону, но на несущественный градус. Соотвественно все эти люди будут конкурировать напрямую по цене, вольно или невольно опуская друг друга. И цена такой фотосессии всегда будет иметь потолок. Выйдете за потолок - выберут другого, который сделает тоже самое, но дешевле.
Сколько это может стоить. Ну, возьмем цифру с потолка, пусть 10 000, сейчас точность не важна. Чтобы заработать ну хотя бы сотку в месяц (тоже не предел мечтаний, да?), вы должны провести 10 съемок. Не забываем, что это еще минимум 10 дней обработки (если вы монстр, чаще больше). Получаем 20 рабочих дней в лучшем случае - и это полноценный рабочий месяц, на отдых у вас только выходные. В таких условиях у вас будут силы и время на творчество, вы сможете развиваться?
Нет. Ну или сможете, но черепашьими темпами. Я уже молчу о том, что постоянный поток даже самой креативной работы волей или неволей отупляет со временем. Из художника вы превращаетесь в укладчика кирпичей.
Я знаю о чем говорю, я напарывался на этот эффект, работая дизайнером. Первые три года у меня горели глаза. Я вставал в 6 утра, ехал на работу, уходил в 23-00 и на следующий день, счастливый, летел обратно. От отпуска с негодованием отказывался. Через 3 года я перегорел, что-то сломалось. Нет, я уважаю себя, я не дерьмо собачье и никогда не позволял опускаться в своей дальнейшей работе ниже определенной планки. Но крылья сгорели раз и навсегда. Лучше объяснить не могу.
И с фотографией на потоке с вами может случиться ровно тоже самое. А фотограф без крыльев - это калека. Лучше ему сменить профессию.
Ладно, я отвлекся, простите, вернемся к теме. Поскольку времени и сил на творчество у вас фактически нет, а освободить себе вы его тоже не можете, ибо тогда ваши голодные дети будут просить милостыню в переходах, то вы находитесь в том самом порочном кругу, который я описывал в
прошлой статье. Низкая квалификация - низкая цена - много работы - нет времени - нет творчества - нет развития - низкая квалификация - низкая цена - алкоголизм - депрессия - мелкие кражи - тюрьма - голодные дети просят милостыню в переходах.
И это я еще молчу о том, что в этой нише вас могут демпинговать целеноправленно. Например, появляется фотограф, или компания, у которой есть «подушка безопасности» в виде счетов в банке. И они вполне могут затравить вас копеечными ценами просто выкинув с рынка или уморив голодом. Я бы вот так и сделал, если бы меня интересовал этот сегмент рынка.
И согласитесь, дорогие читатели, что я привел далеко не самый печальный пример фотографий. Они действительно неплохого уровня, бывают много-много хуже. Но я считаю, что если уж вы даже так не умеете снимать, - то вам вообще не следует брать ни с кого деньги, совесть имейте!
Ок. ПРИМЕР ДВА:
Автор: Magdalena Berny. А можно снимать детскую фотографию вот так:
И здесь концептуально другой коленкор. Глупо обсуждать технические навыки или уровень владения фотошопом автора. У этого фото есть сюжет, суть, атмосфера. У него есть душа. А у автора - крылья, и они не сгорели.
Это штучная работа. Так снимает именно Магдалена Берни. Вам может это нравиться, не нравиться - это неважно, важно то, что такая фотография никогда не будет сравниваться по цене. И, что еще важнее, у цены такой фотографии потолка не существует, а задемпинговать ее - невозможно.
Давайте прикинем. Я стану утверждать, что клиентов у Магдалены будет в разы, а то и на порядки меньше. Большинство людей скажет: «Вы что, сбрендили, у моего ребенка даже лица не видно, это же брак!» 9 человек из 10 так скажут.
Но вот я - тот самый 10-й, который никогда ничего не заказал бы у первого автора, и с огромным удовольствием попросил бы Берни поснимать моего ребенка. И я готов заплатить гораздо больше, чем 10 000.
Причем, что характерно, автор в данном случае может называть вообще любую цену, все зависит от того, сколько стоит его свободное время. Если она хочет 1 млн долларов или 1 тысячу долларов, - это ее право. Дальше вопрос только в том, могу ли я себе позволить такого фотографа. И пусть у нее один раз за жизнь будет клиент на млн долларов, но это же... миллион (шепотом)... сразу.
Одно из основных правил маркетинга - уметь сегментировать клиентскую нишу. Вчера я выслушал несколько классических комментариев о том, что мол «креативную фотографию большинство людей не поймет, бла-бла-бла». Ну да!! А вы хотели по-другому? Вы хотите снимать то, что нравится абсолютно всем? Ну тогда клипайте видюхи с котиками, которые ловят бантик на ниточке, - миллион просмотров на Ютубе вам обеспечен.
На самом деле я очень грубо, почти топором, но описал два основных подхода к коммерческой фотографии. Вам выбирать.
Вы можете иметь много постоянных клиентов, но планку по цене и потоковое производство. Или же вы будете иметь штучного клиента, но по высокой цене.
С моей точки зрения, второй вариант много предпочтительнее. У вас будет свободное время для развития. Заработав разово те самые 100 000, вы можете дальше выбирать - поработать еще или же заняться творчеством. Вы не устанете от фотографии, потому что всегда есть возможность отдохнуть (в том случае если вы не тот маньяк, который считает, что необходимо заработать все деньги на свете).
И last but not least - вас никогда не будут просить снимать невест на ладошке. Попросту глупо платить эти деньги за то, что может сделать любой упырь в 10 раз дешевле. Вам будут заказывать реально хорошие съемки. А это - удовольствие от работы.
Есть еще ТРЕТИЙ ПУТЬ.
Как высший дзен для фотографа.
Я сейчас покажу очень!!! провокационный пример, постарайтесь отнестись незашоренно, очень вас прошу.
Есть такой широко известный на мировом уровне фотограф Арсен Савадов. Крайне рекомендую смотреть его различные проекты и читать аналитику, многое даст для вашего бекграунда.
Показываю фото из самого жесткого его проекта, который называется «Книга мертвых».
И тоже, в общем-то, с участием детей... мда. Так вот, Савадов, чтобы снять этот проект, устроился работать в морг. И по ночам он складывал из мертвых людей сценки, которые больше всего похожи на жизнь в коммунальной квартире.
По сути, многие даже сперва не понимают, что это не живые люди на фотографиях. Там происходит действие, есть энергетика, все как в театре.
Суть и цель проекта Савадова была в том, чтобы заставить людей говорить о табуированной теме смерти. Поднять вопрос, который все и всегда замалчивают, обходят стороной.
Тема очень спорная, порождающая ожесточенный дискурс. Мы довольно активно обсуждали это во время моей последней передачи
Разбор полетов онлайн.Мое личное отношение неоднозначное, я сомневаюсь, что сам стал бы так снимать, однако это очень интересно обсудить и поспорить. И, конечно, Савадов добился цели, которую преследовал.
Зачем я привет такой шокирующий пример. На нем очень хорошо объяснить суть третьего пути - это вообще полное отсутствие ориентированности на клиента. Не может быть заказчика у подобного рода фотопроектов.
Первые два подхода, не смотря на их разную суть, все же - есть коммерческая фотография.
Третий подход - это художественная фотография, искусство.
Есть менее провокационные примеры. Фото из двух проектов АЕС (тоже очень интересных):
Кстати, я надеюсь вы понимаете, что художественная фотография вовсе не означает нищего голодного творца? Если вы так думаете, то вы никогда не слышали об аукционе Сотбис, например. Почитайте, прослезитесь.
Но дело даже не в деньгах. Знаете, есть простая, но очень красивая в своей правоте фраза:
«Чем фотограф отличается от хорошего фотографа? Фотограф снимает то, что продается, а хороший фотограф продает то, что снимает.»
Так просто и так глобально, да?
Я пока этого не достиг даже близко, но мне бы очень хотелось. И я приложу максимум усилий, чтобы иметь возможность творить «чисто».
И вам искренне желаю именно третьего пути.
* * *
И, после этого внушительного вступления, перейдем к вопросу, которым закончился прошлый пост. Как выйти из рынка демпинга?
И у меня сразу, по старой еврейской традиции, есть вопрос встречный: «А как вы вообще в него попали?» Мне искренне непонятно.
Есть два варианта:
- Вы в возрасте 16-22 года.
Так вы же студент! Студенту по статусу положено лапу сосать, это нормально. Да, я тоже болтался в общаге, жрал стаканами паленую водку, а на ужин у нас был плов из риса, жира и красного перца. На мясо денег не было. Объедение! Никто не стонал, не ныл - даже наоборот, самое веселое и беззаботное время.
Учись, студент, все у тебя будет. - Вы в возрасте 22 года - и до бесконечности.
Вот этого я не понимаю от слова «совсем». Почему в таком возрасте у вас нет профессии? Чем вы занимались все отрочество и юность, вы учились, работали?
Давайте теперь каждый, кто приобрел себе хобби, будет бросать основную работу. Любишь ловить рыбу - продавай ее на рынке, у тебя же профессиональный спининг!, вышиваешь крестиком - самое время пробиваться на подиумы Парижа...
Так вот, как бы паршиво это не звучало, из порочного круга выхода нет, в него нужно НЕ попадать.
И рецепт прост и гениален: «Не берите денег!»
Не надо, не берите. Не ищите клиентов, не покупайте эти сраные ТОПы на Майвед, не нужно снимать по дружбе «за 500 рублей» никого. Вы даже не клиентам несчатным плохо делаете, а себе в первую очередь.
Вам нравится фотографировать? Вот и фотографируйте. Это прекрасно, что с развитием фототехники так много людей в мире получило возможность хоть немножко творчески реализовываться. Любое хобби стоит денег, любое. Посчитайте хотя бы, сколько стоит тот самый пресловутый спининг, вы пытаетесь его «отбить» продажей выловленной рыбы? Нет? Какого лешего тогда вы пытаетесь «отбить» купленный фотоаппарат, что за кривая логика?
Творите, радуйтесь, учитесь, развивайтесь, делайте то, что вам нравится, делайте это от души. Черт, мать его за ногу, я сейчас напоминаю себе священника в баптистской церкви... Лови свет!
Если то, что вы делаете, будет выбиваться из общей массы, это станет интересно людям. Если это станет интересно людям, они захотят это себе или же захотят, чтобы вы для них что-то сделали. И вот, когда вам предложат такую сумму, на которую вы сможете жить месяц, - вот тогда вы, при желании, можете ее взять.
И все. И вас никакие демпинги не волновали и волновать не будут - вы сразу уже вне этого рынка, вас там не существует. У вас клиент, который выбирает фотографа, а не стоимость съемки.
Ну а коли уж вы бестолочь, которая уже пускает пузыри в том самом болоте, рецепт один единственный - сесть на подножный корм и жрать плов из риса и жира. Откажитесь от всех клиентов, продайте квартиру, машину (а лучше подарите мне) и езжайте на Тибет. Там настанет просветление.
* * *
Есть один забавный парадокс.
Я всю эту нехитрую философию рассказываю на занятиях довольно часто. И, казалось бы, вербализированное выше - совершенно элементарные, простейшие вещи. НО, как ни парадоксально, о них мало кто задумывается. Никто не анализирует свои системы ценностей, приоритеты, не ставит целей, не планирует шаги для их достижения. Просто плывут по течению и «будь что будет».
И вот, когда я пою баптистские псалмы, я вижу, что люди мне верят, они понимают, где на них пролился свет истины, но... очень часто в глазах я вижу такое: «Это все правильно, но со мной будет все не так».
Нет. Ноу, нихт. С вами будет ИМЕННО ТАК, ничем вы от остальных 6 миллиардов не отличаетесь, не врите себе.
Подумайте вовремя, по какому пути вы хотите идти. Из болота выбираться ой как нелегко и, чаще всего, без посторонней помощи вообще невозможно.
На этом я свою сегодняшнюю проповедь закончил, поехал читать лекцию по Современному искусству. Радуюсь... я обожаю эту тему.
Следить за новостями (+):
Приглашаю:
САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16-26 апреля.
А также: записывайтесь на новое онлайн-шоу
ИНТЕРВЬЮ, открыта запись на
РАЗБОР ПОЛЕТОВ ОНЛАЙН.
Последнее интересное в блоге:
-
2,5 фотографии за 7 лет.-
Как учиться управлять светом. 4 части.-
Режим фототерминатора или «Как убить Золушку».-
Рисунок светом. Новый выпуск-
Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.-
О фототусовке. Сферический срач в вакууме.