Сегодня новый выпуск рубрики с разбором и объяснением освещения в кадре. Предыдущие уроки можно найти по тегу
РИСУНОК СВЕТОМ.
По традиции я выкладывал эту фотографию для самостоятельного решения. Кому интересно, можно посмотреть, кто был ближе всего к цели:
Ответы в ЖЖ и
Ответы Вконтакте. И зря многие не участвуют, к слову, это хорошая встряска для мозгов.
Фото на сегодня:
Сразу скажу, что какой-то смысловой сверхзадачи не стояло. Хотелось создать красивое фото с «нуарным» атмосферным освещением, задать настроение.
В комнате довольно много предметов, столик, диван, кресло, картина, статуя, колонна, тетка без трусов опять же. Просвечивать все это глобальными светами не хотелось - потерялось бы интимность в ощущениях. Требовалось загадать более вечернюю атмосферу, выхватывая бликами и рефлексами лишь части объектов, работая точечно.
Собственно, вечерний интерьер (и ночной город) - как раз идеальное пространство для постановки «скульптурного света». Мы не обязаны в этих условиях отталкиваться от солнца, а можем совмещать множество разнонаправленных источников и при этом не развалить фотографию на запчасти. Все потому, что, ориентируясь на обстановку, зритель сам подсознательно додумает свет, который мог быть в помещении - бра, торшеры, ночные лампочки и так далее.
Я использовал линзовый свет
DEDOLIGHT, как самый удобный, по моему мнению, инструмент для такой задачи.
Причины такого удобства две:
- Узкие точечные лучи. Только линзовым светом можно задавать направления столь точно и локально. Ни один тубус, даже с сотами, в качестве альтернативы не подойдет и близко - слишком широким будет луч.
- В отличие от импульсного света, с постоянным иногда работать удобнее, поскольку можно легко совмещать его с «живым» светом в помещении, например - бра.
Справедливости ради скажу, что с импульсным тоже можно это делать, просто нужно будет носиться с пачками нейтральных фильтров или же изощряться с длинными выдержками. - Размер имеет значение. Особенно!! в ограниченном пространстве и при необходимости использовать много источников. Не буду много писать, просто приложу картинку, на которой вы увидите примерное соотношение размеров прибора, которым я светил, и импульсной проекционной пушки (на примере Profoto).
Впечатляет? Это я еще про цену молчу... Теперь умножьте это на 10 источников и попробуйте рассовать незаметно это все по помещению. Вы кони двинете еще при затаскивании 2 тонн света на этаж.
На самом деле я давно пытаюсь найти удобоваримое импульсное решение для подобной съемки, пока неудачно. Как только найду - расскажу.
То, что в примере выше - годится только для тех, у кого перчик маленький, в качестве компенсации. (Объектив 70-200 прилагается.)
Я использовал галогеновые приборы DLH4. Галогеновый свет всегда качественнее светодиодов, да и удобнее. У диодов есть свои собственные преимущества, но не в таких условиях. Можно как-нибудь поговорить об этом отдельно, если хотите.
Переходим к сути. Вот, что у нас получилось (фото кликабельно):
Давайте разбираться. Далее к каждому источнику я вам покажу три картинки для удобства: схема с направлением света, конечный кадр с отмеченным красным цветом результатом данного источника и снимок с последовательным включением источников.
ИСТОЧНИКИ 1-2:
Изначально в комнате я оставил свет от двух бра на стене, мне они показались уместными в кадре.
По сути на свет в кадре эти бра работают только своим существованием. Зато атмосферно оправдывают весь остальной свет.
Горят источники 1-2:
ИСТОЧНИК 3:
Свет, который сзади-справа светит точно на столик, подсвечивая объекты на нем, чашку, чайник и тд. Больше этот свет ни на что не попадает, освещает ровно столько, сколько хотелось и не дает никаких паразитных рефлексов.
Горят источники 1-3:
ИСТОЧНИК 4:
Свет сбоку-слева, который светит сквозь статую на стену. А точнее вся суть была в том, чтобы подсветить картину на стене. Мне кажется, что она композиционно очень хорошо уживается с главным героем в кадре.
Как видно из снимка ниже, статуя отбросила тень на стену, которую я потом убирал в ФШ. Не сообразил на съемке, что она будет мешать в конечном снимке, слишком активный элемент - раз, и плюс задает резко противоположное направление света относительно основного источника в кадре.
Горят источники 1-4:
ИСТОЧНИК 5-6:
Вот в этом месте официально можете потешаться надо мной с криками «вот же задрот!».
Это два источника с проекционными насадками, которые дают две вертикальные световые полосы на стене слева.
Горят источники 1-6:
Попробую оправдаться. Дело в том, что основные композиционные элементы во всем кадре - это овалы, ими сцеплено практически все пространство кажра и каждый значащий элемент.
Всю эту «бахрому» мне хотелось оттенить четкой вертикальной структурой. Есть линии колонны, есть линии картины на стене. Лично мне этого мало для счастья, потому и нарисовал две световые полосы для поддержки.
ИСТОЧНИК 7:
Точечный источник, который показывает нам часть дивана. (Иначе просто черное пятно там будет).
Горят источники 1-7:
ИСТОЧНИК 8:
Еще один точечный источник подсвечивает кусочек кресла.
Горят источники 1-8:
Кстати, почему именно два источника, а не один широкий? Потому что тогда не было бы теневых разрывов и вместо аккуратного намека у нас торчали бы и били по глазам все детали меблировки, что совсе не требуется.
ИСТОЧНИК 9:
Вот это основной источник света в кадре, задающий главное направление света. Стоит у стены слева и светит жестким светом прямо в объектив.
Что он дает по факты. Высвечивает абрис статуи, контуры спинок мебели, круглый стеклянный столик позади кресла, дает свет на переднем столике, выхватывает левую грань столба.
На девушке этот свет задает тонкий активный абрис фигуры с левой стороны (лево-право я пишу от нашей стороны), и всю структурную часть волос.
Поскольку это жесткий свет, западающий прямо в объектив, он начинает переламываться в линзах - отсюда тот самый световой эффект с лучами. Некоторые называют такие вещи «артефакты» и борятся с ними, я же называю это «инструменты» и активно использую.
Самый тонкий момент в этом источнике тот, что он лупит прямо в кадр. Иногда такие направления уместны в фото. Но в данном случае, мне кажется, что он перевешивает визуально, да и сложно логически оправдать такой источник в подобном интерьере.
Это было понятно и видно на съемке, потому сразу планировался Фотошоп: на конечном снимке я выставил одну сильно повышающую кривую, а потом кисточкой в маске слоя проявил ее в виде окна за источником. Оставил тень в виде кошки в той же маске. Затея минуты на 1,5 примерно.
Горят источники 1-9:
ИСТОЧНИК 10:
Жесткий моделирующий свет справа от стены.
Отрисовывает абрис девушки справа, плюс жает правую грань колонны.
Горят источники 1-10:
ИСТОЧНИК 11:
Единственный полумягкий источник в схеме. Светит слева-сзади из-за кресла только на девушку.
Он дает гораздо более мягкие обводы фигуры с левой стороны, а соответственно - объем.
Если бы мы оставили там только контровый свет (источник 9), то фигура получилась бы слишком плоской.
Горят источники 1-11:
ИСТОЧНИК 12:
Последний источник. О нем было очень тяжело догадаться в задачке, поскольку это запросто мог быть и отражатель и просто рефлекс от стены позади фотографа.
Однако это именно источник света, потому что отражений и рефлексов явственно не хватало.
Жесткий источник, светит очень слабо прямо «в лоб» на модель. Поскольку стоит он довольно близко, а требовалось осветить почти всю фигуру, то на него надета широкоугольная начадка, расширующая угол луча.
Этот свет подбивает тень спереди, а такде зает легкие блики по выступающим частям лица, по груди, по бедрам.
Горят источники 1-12:
Ниже приведу общий снимок, на котором видно, как стояли приборы на съемке (фото кликабельно, кто хочет размер побольше):
Чтобы всем было удобно и приятно, ниже я собрал небольшой флеш, в котором последовательно меняется картинка при включении каждого нового источника света. (Можно сделать полноэкранный режим, паузу и тд.)
К сожалению на планшетах этот флеш не работает - советую посмотреть на компьютере, это действительно наглядно.
Собственно, все -)
Кто хочет плакать и стенать по поводу «слишком до хрена приборов и дорого» - плачьте и стенайте.
Остальным - читайте решение этой проблемы в статье
Антикризисный план для фотографов Приглашаю:
САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16-26 апреля.
Я сотрудничаю с многими производителями отличного постоянного и импульсного света. Вы можете обратиться ко мне за консультацией, а заодно получить скидку при покупке. Подробности:
Последнее интересное в блоге:
-
Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.-
О фототусовке. Сферический срач в вакууме.-
Объявлен ФОТОКОНКУРС с призами.-
Хроники фотографа. Взаимоотношения с моделью.-
Новый РАЗБОР ПОЛЕТОВ ОНЛАЙН, запись.-
Список книг для фотографов.-
Что такое концептуальная фотография. Часть 1-я.-
Страшная правда о музыкальном бизнесе. Добавляйтесь
Вконтакте,
Фейсбук,
Твиттер