Режим фототерминатора или как убить Золушку

Mar 26, 2015 11:27

А теперь давайте подумаем, что же делает фотографа фотографом. Наличие фотоаппарата или своего света, или своей студии? Ой ли? Наличие фотоаппарата превращает человека в человека с фотоаппаратом... у которого стало существенно меньше денег. Людей с фотоаппаратом сотни миллионов, фотографов - хорошо если несколько тысяч.

Умение видеть. В целом это секрет полишинеля, но все же о такой простой вещи мало кто задумывается. Обожаю находить в Интернете и сохранять себе фотографии, снятые «с листа», без подготовки, без предварительной задумки. Я их называю «фотографии из ничего».

Вот один из примеров (автор Cornel Pufan):



Замечательное фото, лаконично, тонко, со своей философией. Созданное буквально на ровном месте, просто за счет умения увидеть свет.


Нет-нет, вы не подумайте, я там свечку не держал, я понятия не имею как это все снималось. Но, исходя из собственного опыта, могу сказать, что такие кадры не планируются заранее, ну не верю я в это. Почти уверен, что это какая-то компания перемещалась на пикник жарить шашлыки, звеня бутылками с водкой. И так уж сложилось, что один из них был фотографом. И он забыл запивку увидел. Тысяча человек тут прошла и у всех были открыты глаза, но увидел - только один. Дальше требовалось разогнать лишних, одному вручить в руки подобранную с земли палку и сфотографировать. И все, и можно идти по своим делам. Полторы минуты жизни = отличная фотография.

Или вот еще пример (автора не знаю):



Просто? Да вообще элементарно, но как круто! Я дал ей название «Ода сексизму». Черт возьми, вот в одном кадре описывается все то, за что мы так любим женщин. Обожаю шовинизм -)
К слову, это отличный пример того, что действительно некоторые фото все равно на что снимать, хоть на телефон. Причем есть подозрение, что на мобилку это и снято, ибо я так и представляю мужика в труселях с розовыми пандами и майке-алкоголичке, курящего с утра на балконе, почесывая задницу. Но даже столь важное занятие не помешало ему «увидеть».

Хотите еще? Их есть у меня!



Автор Denis Bushel. Вот если бы я составлял словарь терминов, то под словом «лаконичность» поместил бы эту фотографию. В двух штрихах сделан классный сюжет «про полосатую жизнь».
И опять же, я не знаю как это сделано, но никогда не поверю, что кто-то специально задумывал сюжет, подбирал модель, планировал локацию, искал девушке такую подходящую шапочку... Да нет же. Это дядька стоял на красный свет возле дороги перед зеброй (которая и сделала кадр). И увидел эту девушку в беретике. 10 секунд жизни = отличная фотография.

* * *

Я вам много таких фото могу показать. И вы мне скажете: «Илья, нуууу, это же талант». Да, так и есть. Только вот кто-то из великих заметил: «В любом успехе всегда есть 2 процента таланта и 98 процентов труда». И это святая правда!

Знаете за что отвечает талант? За то, чтобы вы никогда не нащупали границу своих возможностей. Лично для меня самое страшное, что может случиться, мой персональный кошмар, ужас, летящий на крыльях ночи - это когда-то вдруг увидеть свой потолок и понять, что вот до этой планки я дорасти могу, а дальше - все, конец пути, финита ля комедия. Тьфу-тьфу, если такое случится, я сразу брошу фотографировать и займусь чем-то другим.
Так вот талант - не такая уж редкость. Рискну предположить, что этим даром наделена большая часть людей на нашей планете. А может даже каждый, Бог щедр. Другое дело, что очень ограниченное количество сапиенсов способно талант в себе найти, и уж совсем единицы могут его выпестовать, вырастить и развить.
Ну да, давайте взглянем правде в лицо, - большая часть людей на планете - унылое, ленивое, безынициативное говно с завышенными запросами к жизни на основании только лишь наличия у них пизды. «Тренд Синдереллы» в действии (вспомните фильм «Красотка»). Кстати, вот это как раз не сексизм, к мужчинам это все относится в равной степени.

А хотите стать успешным, знаменитым, преуспевающим человеком, к мнению которого прислушиваются окружающие, хорошо зарабатывать, оставить что-то после себя в этом мире? Это просто. Вам поможет АДСКИЙ ТРУД. С вас 700 долларов за рецепт счастья.

* * *

Зачем я вербализирую здесь всю эту философию. Дело в том, что то самое волшебное «умение видеть» можно развить. Да-да, это скилл, который можно и нужно тренировать, апгрейдить, наращивать и прокачивать.



Для начала, требуется его «включить», это самое сложное. Представьте себе, что у вас не глаза, а окуляр объектива и видите вы не беспросветно унылый мир, а кадр. Всегда.

Это потребует времени и усилий. Приведу спортивную аналогию. Когда вам надоедает «прятать тело жирное в утесах», и вы решаете пойти в спортзал, то, в том числе, ставится задача - держать живот, то есть напрягать мышцы, чтобы брюшко было в тонусе. Сразу не получается, вы выползаете из дома, вроде помните про живот, но, пройдя 20 метров, отвлекаетесь, и опять волосатый пузень нависает над ремнем из под которого торчат трусы. Горько плачете, одергиваете себя, опять забываете. И так недели две. А через 14 дней происходит «мышечное запоминание». Все, вам больше не нужно об этом думать, мышцы всегда в тонусе. Вам же не требуется сосредотачиваться на том, чтобы не ронять голову при ходьбе? А голова весит, между тем, 5-6 килограмм. Хотя у адептов тренда Синдереллы килограмма 2, не больше.

Так вот с режимом «вижу кадр» все ровно тоже самое. Напоминайте себе, всегда, куда бы вы не шли, чем бы не занимались: «Я фотограф!»

Вы ложитесь спать, выключаете свет, и, вдруг, по стене побежали тени - это уличный фонарь светит в ваше окно, а цветы на окне дают теневые маски в виде чудовищ.
Вы идете за хлебом (советские люди в булочную на такси не ездят) и вдруг замечаете, что тени от заборчика направлены в противоположную сторону от направления солнца. Какого???... Не бывает же так. Но если посмотреть, присесть, наклониться, прилечь полежать в пылищу, то можно угодить в дурку найти тот ракурс, с которого видно, что солнце попадает в ряд стекол дома, мимо которого вы идете, и уже от стекол яркий рефлекс рисует тени от заборчика.
А видели какие классные 20-метровые гулливерные тени дают фары машины, догоняющей вас ночью во дворе?

Еще можно мыслить сюжетами, видеть композиции, просто фантазировать. Возьмите себе за правило 2-3 раза в день делать 10-минутное упражнение. В любом месте останавливайтесь и начинайте поворачиваться вокруг своей оси по 15 градусов. Смотрите прямо перед собой. Что вы видите, какие объекты, какие знаки, каких людей? Что можно было бы здесь снять?

Перед вами на фоне белого неба большое ветвистое осеннее дерево с облетевшими листьями, перед деревом площадь, там сидят, стоят, ходят люди. Можно было бы сфотографировать философскую историю. Если бы над деревом в небе были видны стаи улетающих птиц, покидающих это место в поисках «лучшей жизни». И этот иконический знак контрастировал бы с людьми, застывшими на площади, которые символизируют отсутствие динамики, неизменность жизни большинства людей, их нежелание что-то изменить. Подчеркнем утопию парой опадающих с дерева на людей листьев. Это суть идеи. Теперь реализация - как должен быть расположен свет, чтобы прорисовать эту историю? Я бы загадывал контровое солнце сквозь легкие облака строго сзади, - тогда все фигуры были бы контрастно черными, плоскими на фоне глубокого светлого пространства.
Как-то так. Это я пишу долго и много, а пока вы стоите на площади, мысли пролетают в голове в долю секунды. Фотоаппарат вам не нужен, создавайте снимки в воображении. Сфотографировали? Теперь повернитесь еще на 15 градусов, придумывайте следующий кадр. Еще на 15.

А люди? Откуда берется вся сложная пластика, интересная эмоция, движения, позы? Все из реальной жизни. Наблюдайте за людьми, постоянно, всегда, замечайте что-то интересное, реагируйте, запоминайте, напитывайтесь этой визуальной информацией. Пните собачку, посмотрите, как она красиво летит.

Это могут быть даже какие-то мелкие детали. Вот вы едете на маршрутке на работу, перед вами сидит девушка. И вдруг вы обратили внимание на ее губы. Во-первых, почему вы среагировали? Да потому что она их облизнула, и по влажным губам блестнуло солнце через окно маршрутки - вот вам важная информация для съемки. Они вам чем-то понравились, присмотритесь внимательно - чем именно? Например, я знаю миллион разновидностей губ, но особенно мне по душе вот такая форма:



Это большая редкость, такие губы состоят из трех овальчиков, и у всех дуга направлена вниз. А чаще всего встречается вариант, когда две крайние дуги овалом направлены вверх. Казалось бы ерунда, но это сильно все меняет.



А как устроены знаменитые «раскосые» глаза, знаете? Вооот... А я знаю, но вам не скажу. Таких наблюдений очень много, по поводу лица, фигуры, мимики, пластики, анатомии, как устроены мышцы, сухожилия, как человек двигается, что происходит, когда он смеется... Я вам могу от руки нарисовать сходу три основных типа женского живота - со всеми мышцами и прочим суповым набором. И это не из книжки взято, это личные наблюдения.

Ну а уж про свет я вообще молчу. Верьте на слово - все, что я знаю про работу света (а знаю я ой как немало), взято из реальной жизни и анализа того, что я вижу перед собой. Нет, это не учебники, внятных, хороших книг по свету для фотографии вообще нет, все очень примитивно и убого.
В моем случае это только наблюдения. Вот вам пример:



Да-да, это холодильник на кухне. На моей. Откуда такой рисунок света? Вот отсюда (пардон за грязное окно после зимы):



Разбираемся. Жесткий источник света (лампочка) светит в окно. Окно представляет из себя стекло черного цвета (потому что за окном ночь). Такое стекло - среднеотражающая поверхность. В отражении это дает нам общий градиент на дверце холодильника. Почему справа светлая полоса? Потому что туда попадает отраженный свет от белой пластиковой рамы. Белая рама отражает лучше, чем черное стекло. А самое яркое пятно - это круглое зеркало, которое является высокоотражающей поверхностью, расположеной под углом, потому в отражении на дверцу дает световой овал. Причем в этом овале есть двойная тень. Ее рисует фигурка лошади, стоящей перед зеркалом. А две тени лошади получаются, потому что сначала лошадка маскирует свет лампочки перед зеркалом, а потом маскирует уже отраженный свет зеркала под другим углом.

Я эту нехитрую картинку сфотографировал только что, специально для статьи. Но при этом я восстановил давний случай из моей реальной жизни, когда я сидел курил на кухне и вот точно также смотрел на дверцу холодильника, анализируя случайно получившиеся блики. Ерунда вроде, да? Ну окей. Только вот я из этого простого факта сделал такую тонну выводов по поводу работы с поверхностями с разной отражающей способностью, что самому страшно. Я это использую в студии, в интерьере, на пленере, могу делать любые формы световых бликов, причем разной яркости, смешивать это все, приправлять тенями нужной формы, могу нарисовать вам световую дорожку на земле на пленере в любом месте и на любой поверхности. И это только верхушка пирамиды, и всего лишь один случай, а ведь было их не счесть.
Источник информации - посидеть покурить на кухне. Минздрав предупреждает - курение вредит вашему здоровью... но поднимает уровень терминатора -)

* * *

Окей, справедливости ради вынужден признать, что есть у этого подхода существенные минусы.
Дело все в том, что этот режим трудно включить, но если удалось, - его категорически нельзя выключить. А соответственно, мы имеем последствия в виде неудобных профдеформаций.

Нормальный человек смотрит кино полтора часа, а ненормальный фотограф часов шесть. Я лично зависаю регулярно, хуже даже Виндоуса. Увидел кадр, он катализировал мое больное сознание, пошла химическая реакция, и я полчаса «варю» какую-то идею. Скриншоты, кстати, сохраняю себе, есть такая привычка:









В булочную ту же можно и полтора часа ходить, если залипнуть по дороге на чем-то...
Ой, а какая беда с женщинами, вы себе не представляете. Идиотская привычка разбирать их на запчасти выносит мозг!
- Здравствуйте, я Маша.
- Рад познакомиться, Илья.
А сам думаешь: «Ага, у Маши справа тоналка поехала, глазик левый косит, прикус неправильный, губы чуть высоковато сидят, еще Маше срочно пора корректировать нарощенные ногти, валики у нее над коленками, так все, хватит!!»
А Маша-то писанная красавица... но е-мое.

* * *

Я вам скажу так: книги, мастерклассы, материалы в интернете - все это очень нужно и полезно, поскольку экономит тонну вашего времени. Но... пока вы не убьете в себе Золушку... я все сказал.

Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16-26 апреля.

Последнее интересное в блоге:
- Рисунок светом. Новый выпуск
- Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.
- О фототусовке. Сферический срач в вакууме.
- Объявлен ФОТОКОНКУРС с призами.
- Хроники фотографа. Взаимоотношения с моделью.
- Новый РАЗБОР ПОЛЕТОВ ОНЛАЙН, запись.
- Список книг для фотографов.

Добавляйтесь Вконтакте, Фейсбук, Твиттер

статьи

Previous post Next post
Up