Как учиться управлять светом. Часть 4 «Говно художника»

Apr 09, 2015 14:12

Окончание бразильского сериала про обучение работе со светом. Сегодня вы узнаете, кто был сыном Хуаниты и Алехандро.

Начало статьи:
Как учиться управлять светом. Часть 1-я "Палата №6".
Как учиться управлять светом. Часть 2-я "Замурованные".
Как учиться управлять светом. Часть 3-я "Режим бога".

Что уже обсудили ранее:
  1. Откажитесь от любого сектанства.
  2. Научитесь видеть свет вокруг себя.
  3. Никогда ничего не зубрите.
  4. Замуруйте себя в студии.
  5. Пленер как живой учебник.

  6. На заключительную часть статьи я оставил несколько лайфхаков.

  7. ТФП-модель - ваш персональный филиал ада на Земле.

    Пока у вас задача - учиться, никогда, повторяю, НИКОГДА не занимайтесь этой содомией под названием Time for print. Ибо это вас обязывает и, тем самым, рушит всю красивую концепцию постижения дзен.

    Представим ситуацию - ваш мозг, в самый неожиданный момент, с утра, пока вы были беспомощны и невинны, жестко поставил вас раком и оплодотворил идеей. Нет, не так, с большой буквы - Идеей! Ну или же вы скомуниздили чужую идею, и теперь у вас суррогатный сюжет.
    Короче, задумали вы какую-то съемку, свежую, необычную для вас. Вам нужно исторгнуть из себя некое новое качество, то, что вы еще не знаете и не умеете. Сразу почти никогда не получается, вас тошнит, что-то мокрое льется по ногам и хлюпает в ботинках, вам больно, страшно, и может даже потом вас придется кое-где зашивать. Вы тужитесь час, два, три, кричите: «Да никогда больше!!!», все бестолку, не выходит каменный цветок. На четвертом часу вы в поту и соплях, на дрожащих ногах стоя посреди луж кровищи, что-то начинаете порождать. Вот уже показался хвост и копытце... И только-только огонек надежды зажигается в ваших воспаленных глазах, как эта коза девочка перед вами произносит что-то вроде:

    - Слушай, ну мы 3 часа фоткаемся, у нас там хоть одна фотка-то есть, а?

    Если бы мы снимали кино, в этом месте был бы звук фанфар: Та-дамммм!
    Все. Финита ля комедия. Смело собирайте ошметки того, что из вас успело вылезти и запихивайте обратно через любое отверстие на ваш выбор. Может выживет до следующего раза. Может - нет. Приятного аппетита, кстати, если вы это читаете за завтраком.





    Короче. ТФП-модели вы должны. Вы еще даже снимать не начали, а на вас уже висит кредит с процентами. Она потратила на вас время, сиськи и тонну смс-ок подружкам - и теперь требует компенсации в виде фотографий со съемки. И когда она говорит ту самую коронную фразу, вас накрывает испуг, потому что вы до сих пор ничего не сняли толком, просто не успели, вы же искали то самое новое качество.
    А времени осталось мало. И вот тут, вместо того, чтобы упереться рогом и дожать-понять-осознать физику того света, который вы три часа вынашивали, вы... знаете что вы делаете... вы скатываетесь к своим привычным «схемам» и проверенным методам. Снимаете так, как делали уже тысячу раз, и сами себя ненавидите при этом. Ближайшее будущее легко предсказать - модель будет ныть «а когда будут фотки», вы будете теряться Вконтактике, болеть, уезжать в командировки, а потом, с ненавистью глядя в монитор, откроете ФШ и попытаетесь сделать из говна конфетку.

    Лирическое отступление, в котором я вам открою величайший секрет, тщательно оберегаемый масонами всеми знатными фотошоперами. Так вот, барабанная дробь, - из говна можно сделать только говно. В красивой обертке.



    Создайте бескомпромиссную ситуацию для себя. По-хорошему у вас есть два качественных, проверенных варианта:

    • Платная модель.
      Во-первых, раз вы заплатили деньги, вы уже ничего никому не должны. Получатся фотографии - отдам. Не получатся, вот тебе 300 рублей и чебурек, гуляй и радуйся. Все довольны.
      Во-вторых, девочки, которые этим зарабатывают, как правило обладают неплохими навыками позирования, и хоть об этом у вас голова болеть не будет. Есть, правда, и один минус (потенциальный). Когда модель по своему статусу/опыту круче, чем фотограф - это неправильная психология на съемке. Но тут уж...
    • Любая ваша подруга или друг (если предпочитаете мужиков).
      Проще говоря, тот человек, которому вы легко можете сказать: «Слушай, а давай я тебя помучаю часов пять, но может на выходе ты вообще ничего не получишь, зато мы приятно пообщаемся и хорошо проведем время». И в ответ услышать: «А давай!».
    Вот это те два варианта, при которых вы можете качественно учиться. Потому что тот самый «level up», вознесение на следующую ступеньку эволюции, происходит в тот момент, когда, после долгих часов мучений, вас вдруг осеняет и озаряет. Открылась следующая чакра. Никаких компромиссов, никаких кредитов. Ну или же можете продолжать бегать с дубиной между пещерами и угукать.



    Кстати о фотошопе...


  8. Не рисуйте свет, который вы не умеете фотографировать.

    Это аутомазохизм и членовредительство. По сути, вы ломаете себе ноги и заменяете их кривыми, бракованными костылями. А если у вас еще и руки из жопы, уууу...

    Я ничего не имею против рисования вообще и фотошопа в частности. Я даже «за». Как иначе поместить в фотографию свадебщиков мамонтов, падающих в пропасть?



    Но... Чтобы рисовать свет, нужно понимать досконально его суть и материю. У любого вида света или артефакта, или эффекта есть четкие и внятные законы, по которым он образуется, условия и предпосылки.

    Фотографируя и изучая свет, вы познаете его природу, изучаете всю цепочку причинно-следственной связи. Когда вы точно знаете как определенный свет сфотографировать, вот в этот момент у вас появляется возможности и знания, позволяющие его рисовать (если надо, ну бывает!), но так, чтобы комар носа не подточил.
    Второй вариант - получить академическое художественное образование. Там занудные старперы будут упорно бить вас линейкой по башке, пока не научат.
    В идеале - совместить оба варианта в одном тельце.

    Сначала лошадь, потом телега, сначала фотография, потом фотошоп, не путайте порядок уравнения, не сойдется.
    В противном случае получается жанр, всемирно известный под названием «Беспощадный российский диджитал арт». Если есть что-то кошмарнее российского фешена «Голова в макияже», то вот оно, знакомьтесь...

    Композиция, пространство, перспектива, свет... не, не слышали.

    Как правило это чудо вылупляется так: молодая, только что родившая мамочка день и ночь зависает на форумах «Майн беби». Там она знакомится с другими представителями своего биологического вида, где они всей стаей каждодневно изучают цвет детских какашек, причитая «ой, зелененькое сегодня». В какой-то момент, насмотревшись на разноцветное говно, в нашей героине просыпается «Художник». Тут все логично. Ловко манипулируя эмоциями счастливого папаши, «художник» получает деньги на зеркалку. Теперь он художник-фотограф.
    «Чего-то не хватает», - думает оно, смотря на фото укаканного чада с лиричным боке из занавесок и ковра. «Облачков и зайца», - невероятная по степени нетривиальности мысль рождает нового адепта Братства планшета и пера, лови свет, алилуйя!


  9. Одна фотосессия - одна фотография.

    Буду краток. Бейте себя ушами по щекам, не распыляйтесь. Лучше сделать 1 хорошее фото, чем 5-6 «так себе», 20-30 «с пивом потянет» или 5000-6000 полного г... в этом месте большой привет «свадебщикам» из первой части статьи.


  10. Не существует правильного и неправильного света.

    Забудьте об этом, как о страшном сне. Если кто-то где-то будет вас учить снимать «правильно», светить «правильно», строить кадр «правильно» - снимите шляпу, поклонитесь и выйдите вон.

    Есть внутренняя логика и суть конкретного изображения. Анализируя его сюжет и атмосферу, можно конструктивно говорить о каких-то возможных ошибках, недочетах, верной или сомнительной постановке.
    Следом вы откроете другую фотографию, с иным сюжетом, и все прежние рассуждения рассыплются в прах.

    Пример:
    фраза «Пересвет - это недостаток деталей в светах» неверна и глупа, поскольку зажевано окончание мысли.
    «Пересвет - это недостаток деталей в светах там, где согласно логике и атмосфере конкретного изображения, зрителю хочется видеть эти детали». С тенями тоже самое.

    Это глянцевый снимок, сделанный в рекламной стилистике. В данном контексте, пересвет на лбу выглядел бы явным косяком:



    Это фото - тоже глянец, но уже совершенно в другой манере. Нормальный человек, не насмотревшийся перед этим зеленых детских какашек, может критиковать его за недостаток деталей в тенях? А может, пересвет на фоне? Или горизонт завален?



    А уж о всякого рода жанровых портретах я вообще промолчу.



    На мастерклассах иногда кто-то из зала начинает спрашивать: «Илья, а как вы относитесь к... людям?» «Илья, вам не кажется, что тень на лице слишком плотная, может высветлить?»
    Я всегда отвечаю так: «Пока я держу в руках камеру, я творец, мне «не кажется», потому с тенью все хорошо. Но... Как только камеру в руки возьмете вы, ситуация в корне поменяется. Вам кажется по-другому, значит нужно тень высветлять».

    Не бойтесь доверять своему вкусу и внутренним ощущениям. Вкус - штука хитрая, он имеет обыкновение меняться под воздействием приобретения новых знаний, впечатлений, насмотренности, размышлений. Всего того, что в сумме называется «творческий и духовный бекграунд».

    Управление светом - это магия бликов (глянец), теней (жанр), рефлексов и отражений (кино) или просто все светит на все?
    Фотографируйте так, как считаете правильным в данный момент. Развивайтесь, учитесь и удивляйтесь, как стремительно меняется ваше «правильно».

  11. Купите себе свет.

    Важно, чтобы у вас было личное оборудование. Даже если вы имеете постоянный доступ в студию, этого недостаточно.

    Имея свой свет, вы всегда можете дрочить на него лишний раз потренироваться дома, сделать съемку в квартире модели, договориться с какой-то кафешкой на фотосессию, купить бензиновый генератор и снимать с ним на улице, изводить соседей, пыхая по ночам им в окна, и много других прелестей и бонусов. Мои вот домашние съемки закончились через годик нарядом ментов под дверью, которые пришли арестовывать порнопритон... Добрые соседи из дома напротив постарались. Было занятно)

    Не вдаваясь в данной статье в лишние подробности, дам лаконичный совет: для начинающих количество источников - три, лучше начать с импульсного света, идеально - переносные генераторы, они самые сексуальные.


  12. Займитесь прямым плагиатом.

    Кроме шуток - это великолепная форма самообучения. Методика проста и невинна, как юная ню-модель с небритыми ногами: вы находите какую-то фотографию, которая вызывает ваш живой интерес в плане техники съемки или техники света и проч.
    Желательно, чтобы автор данного фото был существенно вас моложе - это сразу выводит вас из зоны комфорта и заставляет страдать, что есть очевидное благо.



    Распечатываете снимок или же берете на съемку ноутбук, вешаете перед собой, и ставите задачу - «снять один в один».
    Вот в этом месте будьте внимательны, не «снять примерно похоже», не «снять в подобной манере», а «ОДИН в ОДИН». Именно такой постулат лишит вас возможности компромисса и позволит освоить технологию полноценно. Не жалейте себя.
    Да, вы потратите кучу времени на то, что никогда нельзя будет опубликовать. Зато получите +2 к ловкости и +4 к живучести.

    Совсем идеальной структура такого обучения будет в том случае, если у вас есть «старший товарищ», который может быть вашим наставником. Тогда вам помогут перед съемкой разобрать свет и технику, дадут карту поиска сокровищ... а после съемки тщательно объяснят, почему вам следует удавиться. Если не стеснены в средствах - закажите периодическое индивидуальное обучение у человека, мнение которого уважаете.


  13. Стоит ли ходить на уроки.

    Если речь бы шла об образовании в глобальном смысле, то вопрос не стоил бы даже обсуждения. Со времен свадебщиков питекантропов весь прогресс человечества, как биологического вида, основывается именно на возможности учиться. Просто задумайтесь. Можно ведь и алгебру с физикой самому заново выдумать, а можно в школу пойти и сэкономить несколько сотен лет себе для лежания на любимом диване.

    Но именно в плане обучения свету, я не могу с чистой совестью дать однозначный совет, и вот почему: дело в том, что сам я - самоучка. Когда я начинал заниматься фотографией, я понятия не имел не только о мастерклассах, но даже о том, что существуют фотосайты. Моделей себе искал по сайтам знакомств. То еще развлекалово, скажу я вам. «Фотографироваться? А секс будет? Нет? Ой, ну тогда неинтересно».

    Один мой школьный приятель отдал мне «поиграться» три студийных прибора, и... с тех пор я такой.
    Есть тут один нюанс, о котором не могу не сказать. Только не сочтите за самонахваливание, я этого не просил и душу не продавал уродцу с рожками. Дело в том, что свет и пространство я понимаю интуитивно, это как дышать. Не то, чтобы не было мучений и преодолений, но ни единой задачи по свету мне не попалось такой, чтобы я не смог придумать решение без посторонней помощи.
    Я не умею рисовать, никогда не учился в художке, но покажите мне любой рисунок, я вам сразу скажу, где там кривая перспектива и неверные тени.

    Если у вас так - может вам и не нужно ходить на мастерклассы, чтобы учиться свету. Сам я посещаю уроков очень много и с большим удовольствием, но у меня совсем другая мотивация - я хожу к личностям. Мне интересно покопаться в голове у любого человека, имеющего внятную жизненную и творческую позицию. Я впитываю философию, образ мысли, векторы, имею внутреннюю дискуссию и спор, и это сильно обогащает.

    Но мы отвлеклись, речь не обо мне. Решение за вами. Любое обучение, прежде всего - это экономия вашего времени. То, что вы будете месяцами мучительно выдумывать, вам могут дать за пару дней прямым уколом в вену, и пользу такой операции трудно переоценить.
    Как выбрать, к кому пойти:

    • Ищите тех, кто преподает давно. Мало уметь фотографировать, необходимо уметь преподавать. Те, кто не умеет, не выживают, их сжирает «сарафан». Человек, преподающий хотя бы несколько лет и не пропавший с небосклона - уже показатель хорошего уровня.
    • Свет - это не тот случай, когда «преподаватель не обязан уметь сам». Тут это не работает. Не уметь и преподавать, к примеру, искусствоведение, вполне возможно, так даже чаще всего и бывает. Не уметь светить и преподавать свет - бред сивой кобылы. Если ты не умеешь, что ты преподаешь? Если ты умеешь - почему твои фотографии такое говно?
    • Постарайтесь поискать или просто попросить у человека исходники его фотографий, хотя бы в виде скриншотов. Огромная доля фотошопа в конечном результате - явный признак неумения работать со светом. Смело ступайте к этому персонажу на урок фотошопа. А с освещением пусть голову не морочит приличным людям.

    Идеальная форма обучения - индивидуальные занятия. Минус один - дорого.
    А если сможете напроситься ассистентом на съемки к кому-то, кто вам интересен, - получите попросту незаменимый опыт настоящей работы. Все же мастеркласс не может сымитировать полностью реальную съемку, по очень многим причинам.

    И последнее по порядку, но не по значению: мастеркласс не заменяет самообучения, о котором мы говорили в данной статье, а только лишь ускоряет. Цель любого урока - дать вам хорошего пинка тяжелым ботинком, а уж дальше ваша задача превратить эту кинетическую энергию в реальные знания.

    * * *

    Ох и портянка у меня получилась, до этого места мало кто дочитает )
    Я надеюсь, что за 4 выпуска данной статьи окончательно убедил вас выбросить фотоаппарат и пойти работать водителем маршрутки. За сим считаю свою миссию выполненной и с чистой совестью перехожу к другим темам. Предложения и пожелания принимаются.

    Следить за новостями (+):









    Приглашаю: САМАЯ ПОЛНАЯ программа мастерклассов в МОСКВЕ 16-26 апреля.

    А также: Записывайтесь на новое онлайн-шоу "ИНТЕРВЬЮ" и "РАЗБОР ПОЛЕТОВ ОНЛАЙН"

    Последнее интересное в блоге:
    - КОНКУРС. Голосование за приз зрительских симпатий.
    - Режим фототерминатора или «Как убить Золушку».
    - Рисунок светом. Новый выпуск
    - Четыре коня апокалипсиса. Как спланировать обучение фотографии.
    - О фототусовке. Сферический срач в вакууме.

рисунок светом, статьи

Previous post Next post
Up