Приветствую всех! И вновь поговорим о трамваях. В своём
не столь уж давнем рассказе о возвращении трамвая к метро «Сокол» и на «Войковскую» я анонсировал, что 10-го мая все трамвайные маршруты после полугодичного ремонта наконец вернутся также и на линию через Коптево. В результате, хотя и не без некоторых неприятных неожиданностей, трамваи действительно пошли. И 10-го числа я прогулялся там и поснимал их на линии, но из-за огромного количества работы, которой меня просто-таки завалили сразу после праздников по самые помидоры, я долго не мог взяться за эти фотографии и тем более написание рассказа. Но сейчас всё же взялся, поэтому давайте погуляем по трамвайному Коптево.
1. Начал я с того, что прокатился до треугольника на «Войковской» на трамвае своего любимого с детства (пусть и сильно изменившегося) 23-го маршрута, по которому очень скучал.
2. Затем я повернул на улицу Зои и Александра Космодемьянских. Там активно продолжались работы по дальнейшему благоустройству. Как это принято у собянинской команды эффективных менеджеров, этот участок тоже открыли с огромным количеством недоделок.
3. Ну да ладно, зато открыли. Хотя, в тот день не всё задалось. Моим изначальным планом было дойти до «Дмитровской», но оказалось, что незадолго до моего появления в тех краях, что-то произошло с питающим кабелем и линия от Михалковского треугольника до «Дмитровской» встала. В итоге на подмогу срочно вернулись автобусы 027, а трамваи 27-го 29-го маршрутов, застрявшие там, пришлось тащить тягачами. В итоге участок вновь заработал только на следующий день. Рискну предположить, что кабель повредили такие же эффективные, как в команде Собянина "менеджеры" по благоустройству из солнечных республик Азии.
4. Один из новичков Краснопресненской сети - "Витязь".
5. Работы продолжаются на всём протяжении линии по улице Зои и Александра Космодемьянских. К слову, улица, как вы догадались, была названа в честь 3. А. Космодемьянской и А. А. Космодемьянского - сестры и брата, Героев Советского Союза 9 мая 1960 года. Здесь находится школа, в которой они учились, во дворе которой в 1981 году установлен памятник Зое и Александру Космодемьянским (скульптор О. А. Иконников, архитектор К. С. Шехоян).
Ранее улица носила название Новоподмосковная (1950-1960-е годы) по своему расположению невдалеке от железнодорожной
станции Подмосковная, а ещё ранее - Александровский проезд, по фамилии местного домовладельца.
Справа - здание Академии управления МВД РФ.
6. "Мангровый лес" как следствие дождей, ливших все майские.
7. Остановка «Школа им. Зои и Александра Космодемьянских».
8. Взгляд назад.
9. Встречный трамвай с красивой вагоновожатой.
10. Количество недоделок здесь, конечно, зашкаливает просто.
11. К Коптево у меня всегда лежала душа за большое количество зелени и трамваев.
12. Симпатичная угловая "сталинка" серии II-03 1953-го года.
13. Угол улицы Клары Цеткин, линия поворачивает на неё.
14. Вообще здесь хорошая точка для съёмки трамваев, но неоконченные строительные работы, конечно, несколько портят кадр.
15. Татра на фоне т.н. районного центра «Рассвет», построенного на месте снесённого в августе 2018 г. кинотеатра «Рассвет». А вот остановка на предыдущем фото по-прежнему носит название «Кинотеатр "Рассвет"».
16. Вид обратно с интересной кирпичной пятиэтажкой 1952-го года.
17. Улица Клары Цеткин. Такая же зелёная и трамвайная. В Коптево вообще чувствуешь себя ненадолго вернувшимся в детство. Здесь очень мало лужковских и собянинских уродцев-новоделов и ещё жив дух старой Москвы.
18. Нет, ну попадаются, конечно, как вот тот дом на заднем плане.
19. Или ТЦ "Петровский" справа. Но, если в целом брать район, то он сохранился очень неплохо.
20. Взгляд назад. Труба на заднем плане принадлежит научно-производственному предприятию «Дельта». Оно было образовано в 1932 году как завод пластмасс, а ныне основным видом его деятельности являются приборы систем ориентации космических кораблей.
21. Линия поворачивает направо вдоль Новопетровской улицы.
22. Здесь тоже весьма неплохая точка для съёмки трамваев.
23. Остановка «Новопетровская улица». Улица эта возникла 8 сентября 1950 года, когда была выделена из Старопетровского проезда, в составе которого находилась с 1939 года, в связи с изменением городской застройки. До этого (с 1935 года) именовалась 1-й Старопетровский проезд. В составе названия присутствует имя бывшего с. Петровское (известно с начала XVIII в.), принадлежавшего Высоко-Петровскому монастырю. До 1935 г. - Чистяковский проезд, по фамилии местного домовладельца.
24. Поймать кадр без машин был та ещё задача, даже в выходной день. Но удалось.
25.
26. Вид обратно. Очень люблю трамвайные выделенки, где машины не загораживают вагоны.
27. А вот и вновь наша знакомая красивая вагоновожатая на Татрочке 23-го маршрута.
28. Перекрёсток с Коптевской улицей. Она образована в 1968 году из улицы Старое Коптево и 2-го Коптевского проезда. Название улицы сохраняет имя деревни Коптево, которая впервые упоминается в документе 1595 года как пустошь Коптево. Название, от неканонического имени Копоть или фамилии Коптев (известны в XV-XVI веках). В 1770-1810-х годах более употребительным было название Георгиевское (Егорьевское) по имени владельца (до 1786 года) - грузинского царевича Георгия Вахтанговича. В конце XIX века деревня Коптево разделяется на Старое Коптево и Новое Коптево. С 1917 года деревня вошла в черту Москвы.
29. Остановка «Коптево». В самом, так сказать, сердце района. Очень понравились часы на остановке.
30. Линия поворачивает на Соболевский проезд, пожалуй, один из самых уютных трамвайных участков в Москве среди тех, что пролегают через городскую застройку. Вот это настоящая старая Москва, как в моём детстве. Здесь, к счастью, никаких недоделок не было и ничто не портило идиллии.
31. Взгляд назад.
32. Линия идёт прямо среди уютных и зелёных дворов пятиэтажек. Вокруг сплошь детские площадки и никакого шума.
33. Приятное место.
34. Как-будто и не в Москве вовсе. Москву выдаёт разве только московский окрас Татры.
35. А на этого красавца вся местная детвора ринулась снимать телефонами с криками "Нооооовый!". До этого дня в их дворе такие ещё не ходили.
36. Ещё одна красивая кривая. Остановка «Коптевская улица».
37.
38. 10 мая листва была ещё не такой густой, сейчас там, наверное, и неба-то почти не видать.
39. Уютные старые дворики - моя слабость.
40.
41. Впереди Коптевский бульвар.
42. Вид обратно.
43.
44. Красавицы-Татрочки, уже более полувека бороздящие столичные линии. И пусть они несколько устарели и уступают современным, но они прекрасны. Ходят слухи, что 2021-й станет последним годом их работы в Москве, поэтому спешите снять их в регулярной пассажирской эксплуатации пока их ещё много. Потом, конечно, будут какие-то парады, но это уже не то. А вообще неплохо было бы по выходным, например, маршрут А делать ретро-маршрутом и пускать на него только Татры, причём, оригинального окраса. Но вряд ли собянинские до такого додумаются, что им история Москвы?
45.
46. Остановка «Коптевский рынок».
47. Взгляд назад.
48. Двигаемся дальше. Впереди - 3-й Михалковский переулок.
49. Уже знакомый нам "Ноооовый" (с) едет обратно.
50.
51. Очередная живописная кривая.
52. Остановка «Соболевский проезд».
53.
54. Михалковский треугольник трамвайных путей. Он имеет богатую историю. Сначала трамваи ходили только по Михалковской улице. Потом появилось ответвление в Коптево по Соболевскому проезду. И, наконец, в последнюю очередь трамваи стали ходить из Коптево в Михалково.
В результате сокращения трамвайной сети города и сокращения количества маршрутов, трамваи перестали ходить из Михалково на Масловку, но рельсы и контактная сеть остались. В начале нового века рельсы прямого пути по Михалковской улице были вырезаны, но стрелки остались вместе с небольшими кусками обрезанных рельсов.
На сегодняшний день треугольник полностью восстановлен, а 10 сентября 2016 года по Михалковской улице был запущен трамвайный маршрут № 27к - Станция метро «Дмитровская» - Михалково, впервые за много лет обеспечив беспересадочное движение по ней. Позднее данный маршрут был перенумерован в 29. На фото виден автобус 027, срочно брошенный на замену вставшим из-за повреждения кабеля трамваям.
55. В этой связи, я принял решение дойти до кольца Михалково, а до «Дмитровской» пройтись отдельно в следующий раз.
56. Очередной "Витязь", которых постепенно становится всё больше и больше. И уходящая "Татра". Смена эпох в одном снимке.
57.
58. Михалковская улица, ранее называлась Михалковским шоссе по направлению в село Михалково; с 1950 г. Михалковская ул. Село упоминается в документах с 1584 г., названо по владельцу, в 1960-м году было включено в состав Москвы.
59. Всегда нравилась эта улица.
60. Взгляд назад с Останкинской башней вдали.
61. 23-й у последнего поворота перед кольцом. А улица продолжается прямо и поднимается на одноимённый путепровод над Окружной ж/д (МЦК), которая до 1960-го в этих краях была границей Москвы.
62. Остановка «Проезд Черепановых», до 1964 года называлась «Станционное шоссе».
63. Взгляд назад.
64. И вот мы подошли к кольцу. Здесь работы, к счастью, завершены, но маленький стройгородок посередине пока ещё не убрали.
65. Конечная трамвайная станция «Михалково» с кольцом появилась здесь в 1923 году. Сюда был продлен от ТСХА трамвай № 12, который следовал до Страстной площади. В 1984 году, после начала строительства нового путепровода было перенесено на нынешнее место.
66. Кольцо обслуживает маршруты № 23 - Станция метро «Сокол» - Михалково; № 29 - Станция метро «Дмитровская» - Михалково; № 30 - Улица Кулакова - Михалково. На заднем плане - конкорс о.п. Коптево МЦК. Так что Михалково - это вполне себе полноценный ТПУ, только, к счастью, без торгового комплекса.
67. И на этом всё.
Спасибо за внимание, до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!