По московским задворкам: от Котловки до Нагатино

Jan 23, 2021 03:09

В позапрошлую довольно тёплую и снежную субботу решили мы со Стасом пройтись по малоизвестным широкой публике задворкам районов Котловка, Нагорный и Нагатино-Садовники. Эти районы к югу от МОЖД, несмотря на все старания Сергей Семёныча, до сей поры хранят дух старой промышленной Москвы. Изрядная доля территорий этих районов до настоящего времени состоит из промышленных зон, в связи с чем они и притягивают таких социофобов, как мы. И пока эта Москва ещё не канула в небытие, хочется успеть насладиться тем, что от неё осталось. Словом, давайте гулять!

1. Начали мы свой путь с платформы Крымская МЦК. Тут нам сразу же повезло застать движуху на подъездном пути Управления производственно-технической комплектации № 114 при Спецстрое России (участок производственно-технической комплектации «Нагорная»). Редкий ныне пример грузовой работы на южном полукольце МОЖД вообще и станции Канатчиково в частности.



2. Крупный планчик. Тут надо сделать признание, что я, как настоящий творческий человек, иногда грешу творческим беспорядком, в том числе и в собственной голове. И это был как раз тот самый случай. Когда прогулка только началась, у меня напрочь вылетело из этой самой головы, что во время предыдущей съёмки в тёмное время было выставлено высокое число ISO, которое было бы неплохо подкрутить обратно. Как результат - первый десяток фото получился с нехилым таким шумом. Я немножко с ним поборолся, конечно, но вышло всё равно так себе. Но деваться некуда. Имеем то, что имеем.


3. Ещё один планчик на подъездной путь. Мне нечасто удавалось застать там движуху.


4. Затем мы свернули на 20-ю соединительную ветвь Канатчиково - Коломенское и двинулись по ней.


5. Взгляд назад. Входной светофор станции Канатчиково и кусочек о.п. Крымская.


6. И ещё один ракурс с Ласточкой. Над платформой и соеднительной веткой нависает Новосевастопольский путепровод, открытый 29 августа 2002 года и соединивший две части Севастопольского проспекта, ранее не связанные между собой.


7. Красивая кривая. Погода, к слову, была отличная, снежная.


8. За поворотом.


9. Вдали виднеется безымянный путепровод ветви над Нагорным проездом.


10. Здесь мы решили спуститься с насыпи ветви, но немного задержались.


11. Эта задержка позволила мне после этого кадра наконец заметить, что с ISO что-то не так.


12. И следующий кадр был рождён уже без шума. Также, благодаря этой задержке, мы получили ещё один бонус. Когда я делал этот кадр, издали раздался гудок тепловоза.


13. И вот уже красавица-Чмуха следует с Павелецкого хода на Окружную с небольшим грузовым составом.


14.


15. Затем мы спустились к начинающейся здесь же Нагорной улице. Это уже район с романтичным названием Котловка, где нас встретила вот эта композиция, которая носит не менее романтичное название «Галеонная фигура девушки с ядром». Данная малая архитектурная форма выполнена в виде галеонной фигуры на носу парусника. Специально установлена таким образом, чтобы казалось, что это сам парусник врос в землю, постепенно переходя в овраг.

Исторически галеонные фигуры (скульптуры на носовой части парусника) изображали древних божеств, мистических существ, животных и антропоморфных богов, оберегающих путешественников от неудачи и непогоды. В данном случае изображена фигура девушки, держащей ядро на вытянутых руках высоко над головой и над носом парусника. Эта скульптура раньше стояла в соседнем квартале, в районе Севастопольского проспекта, поэтому в ней присутствует аллегория парусного флота. Теперь она перенесена в это место (со значительными изменениями).


16. А прямо за этой замечательной скульптурной композицией в том самом овраге течёт река Коршуниха, левый приток реки Котловки. В прошлом она называлась Черёмушкой. Длина речушки 3,5 км, из них в открытом русле - около 1 км в нижнем течении. Исток находится в районе Профсоюзной улицы, а устье прямо рядышком с точкой съёмки. Во времена оны на берегах этой речки находились села Шаболово и Знаменское (Черёмушки). Гидроним Черёмушка происходит от последнего названия села Черёмушки (на Черёмушкинском враге), известного с XVI века. А современное название Коршуниха, видимо, антропонимического происхождения (фамилия Коршунов).


17. Симатичный домик, построенный по индивидуальному проекту в 1954 году для рабочих Шёлкокрутильной фабрики.


18. А вот и сама Котловка. Является третим по величине в городе правым притоком Москва-реки. Частично заключена в подземный коллектор, в открытом русле протекает в среднем течении. По правому берегу Котловки довольно далеко от верховья в прошлом располагалось село Зюзино, возле устья - село Котёл, а позднее - деревни Верхние и Нижние Котлы. С 1991 года фрагмент долины Котловки, который примыкает к Коробковскому саду, имеет статус памятника природы регионального значения. Длина реки - 8,5 км, её исток находится неподалёку от метро «Калужская».

Котловка относятся к одним из самых загрязнённых рек Москвы, так как в ней многократно превышены предельно допустимые концентрации содержания нефтепродуктов, фенолов, хлоридов и солей тяжёлых металлов, что, впрочем, свойственно многим малым московским рекам. Что касается происхождения названия, то существует две версии, которые перекликаются между собой. По одной из них Котловка получила гидроним от села Котлы. А по другой, как вы, возможно, догадались сами дело обстояло наоборот. В пользу этой версии говорит то, что в прошлом «котлами» называли ямы, котловины и похожие образования и река могла получить имя по своей глубокой долине. На заднем плане виднеется подножье спуска горнолыжного центра «Кант», куда мы и держали наш путь.


19. «Кант» является крупнейшим горнолыжным центром в Москве: имеет 5 больших склонов с подъёмниками, и ещё несколько помельче и оборудован всей необходимой инфраструктурой.

Высокий правый склон (25-30 м) долины реки Котловки был освоен людьми давно. Из известных объектов, которые когда-либо располагались здесь, можно отметить снесённую церковь Николая Чудотворца, Верхнекотельский пруд и усадьбу Прончищевых. В XX веке началось промышленное освоение прилегающего района. Крутые склоны, как пишут жившие в тех краях люди, в советские годы были известной свалкой радиодетелей и военного имущества - т.н. "Чёрная гора".

До Октябрьской революции здесь располагался Московский электролитический завод. Устав Акционерного общества Московского электролитического завода был Высочайше утвержден 26 января 1913 года. После революции получил название Московский металлоаффинерный завод. В 1930-х годах назывался Московский медеплавильный и электролитный завод имени В.Молотова. Позже носил название «Мосэлектрофольга», затем АО «Медная фольга» (производство медной фольги, медных слитков, изделий гальванопластики, гальванопокрытий). В октябре 1942 года на Медеплавильном заводе им. Молотова был открыт Отдельный Лагерный Пункт ГУЛАГ, который существовал до 1948-1949 годов. Информации о предприятии не так уж много, но, судя по всему, там производилась и продукция военного назначения.

По воспоминаниям современников, сама "Чёрная гора" во многом образована шлаком, который выдавал медеплавильный завод. Река у подножия горы, по словам очевидцев, в те далёкие времена иногда имела ядовито-зелёный цвет солей меди. Гильзы и пули, которыми было буквально усыпано всё вокруг, выпадали из карманов мальчишек, которые их тырили с территории завода. За забором виднелись горы бракованных и стреляных боеприпасов, которые, разумеется, привлекали многих пацанов из разных районов.

История создания спортивного комплекса КАНТ началась в 1982 году, когда инициативная группа под руководством Ариевича Г.Э. с поддержкой райисполкома Советского района организовала здесь горнолыжную базу ФОК "Нагорная". Комплекс развивался без финансовой подосновы, на энтузиазме группы горнолыжников. Работы велись по договорам со спорткомитетом Советского района, а далее со спорткомитетом ЮАО. Участок земли 7,4 га отводился вначале соседнему НИАТУ, далее спорткомитету Советского района. Получив территорию в пойме реки Котловка, инициативная группа приступила к её благоустройству, были подняты и досыпаны склоны, заасфальтированы подъездные пути и построены трассы. Комплекс продолжал развиваться и в 90-е, и в нулевые. Совсем недавно, в 2019-м году проводились работы восстановлению, формированию, наращиванию и укреплению склона с помощью специального, завозимого грунта.


20. Со склона открываются весьма годные виды на прилегающие окрестности и на Москву вообще, особенно с телевичком. Собственно мы там выглядели, как белые вороны. Толпы по-спортивному экипированных людей со сноубордами, лыжами, тюбингами и прочими девайсами для катания и на контрасте два типа с сигаретами и фотоаппаратами. Но в том и была наша цель подъёма на склон - поснимать оттуда, а ещё, чтобы спуститься уже с другой стороны в Нагорный район.


21. Снежок, тем временем, сыпал всё сильнее. На близком расстоянии это скрашивало безысходную архитектуру позднесоветских панелек.


22. А вот вдаль уже снимать было тяжелее. Впрочем, данные объекты находятся относительно недалеко. ТЭЦ-20 ПАО «Мосэнерго» и узнаваемое здание РАН ("Золотые мозги"). На переднем плане - территория того самого Управления производственно-технической комплектации № 114 при Спецстрое России, на подъездном пути которого стоит тепловоз с первых фото.


23. А вот те объекты, что находятся далеко через пургу были видны совсем слабо. Но всё же по силуэтам их вполне себе можно было идентифицировать. Трудно с чем-то спутать высотку МГУ.


24. А это у нас, как вы, наверное, догадались - Сити.


25. МИД, высотка на Кудринской площади, Белый дом. На переднем плане справа - купола Большого («Нового») собора Донской иконы Божией Матери Донского монастыря (1684-1689 гг., перестроен в 1748 г.), а слева перед МИДом, судя по всему, колокольня Храма Иоанна Богослова в Андреевском монастыре (1748 г.).


26. Шуховская башня. Справа от неё едва-едва виднеется, похоже, силуэт высотки на Котельнической набережной, во всяком случае ничего другого в похожего в том направлении нет.


27. Трубы ТЭЦ ЗИЛ. На переднем плане - Павелецкое направление.


28. Архитектурный хаос московских спальников.


29. И вид на юг. Окрестные промзоны, среди которых, мы и держали наш дальнейший путь.


30.


31. Спутились вниз в Нагорный район к Проектируемому проезду № 3735. Справа - производственное здание 1955-го года постройки с окнами из стеклоблоков.


32. Даже в этих краях уже видна рука Собянина. На месте Автобазы № 23 «Мосовощтранса» и приборостроительного техникума строится очередной огромный комплекс человейников TopHILLS. Верной дорогой идёте, товарищи, верной! Кому нахер нужен какой-то там техникум?


33. Но хватит об этом. Мы поворачиваем на улицу с чарующим названием Электролитный проезд. Название сие было дано оному в 1956 году в честь того самого находившего здесь медеплавильному и медеэлектролитному заводу. Ныне от него осталось только одна небольшая конторка ООО «ППК "Медная фольга"». А на фото - комплекс ОАО НИАТ «Национальный институт авиационных технологий». Предприятие проводит НИОКР по авиационным технологиям и организации авиационного производства.


34. Окрестные виды. За базой лома виднеется электрическая подстанция № 630 «Нагорная» 110/10/6 кВ ОАО «МОЭК».


35. Электролитный проезд весьма уютный, благодаря низкоэтажной застройке.


36. Памятник Ленину, постамент которого на самом деле вполне мог принадлежать Молотову. Сам Ленин зачем-то поставлен сюда аж в 2019-м году, до этого постамент пребывал в состоянии близком к руинам. А в пользу принадлежности оного Молотову говорят те факты, что весь этот квартал в прошлом был рабочим посёлком того самого Электролитного завода имени Молотова. Да и сам посёлок также был имени Молотова. Появился в конце 20-х - начале 30-х гг. XX века.


37. Дом 1931-го года в стиле конструктивизм. Ранее был жилым, сейчас там расположены всякие многочисленные ООО.


38. Ещё одно бывшее жилое здание 1931-го года, также являвшееся когда-то частью рабочего посёлка.


39. А напротив него стоит дом культуры «Нагорный», ранее являвшийся домом культуры электролитного завода, позднее - ДК «Металлург» (начало 1930-х гг., реконструкция 1950-х гг.).


40. Далее мы по путепроводу пересекли Павелецкое направление. Крайний левый путь - та самая соединительная ветвь № 20, с которой началась наша прогулка.


41. И вот мы на другой стороне.


42. Ещё немного и вот мы уже в районе Нагатино-Садовники. Хлебозаводской проезд. Образован 12 мая 1956 года и получил название по находящемуся вблизи хлебозаводу (ныне - Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское»).


43. Вид обратно из другого конца, здесь мы на некоторое время простились с цивилизацией и углубились в дебри.


44. А именно, пройдя по тропочке через гаражный кооператив, вышли вот на эту глухую просеку. Самое занятное, что от этой точки по прямой всего 9 километров до Кремля. Похоже? Эта просека на самом деле представляет собой заброшенные садовые участки ЦНИИХМа, труба которого торчит на заднем плане.


45. Впрочем, на поверку оказалось, что они не совсем заброшенные. Кто-то же ходит по этой тропинке, ведущей к этому вот, например, участку. Могли себе представить, что такое есть в 9 километрах от Кремля?


46. Атмосферное место.


47. Водонапорная башня 1930-х годов на территории ЦНИИХМа. Сам «Научно-исследовательский институт химии и механики» (ЦНИИХМ) был основан в 1894 году в Санкт-Петербурге на базе химической лаборатории по исследованию бездымных пироксилиновых порохов Охтинского порохового завода и испытательной комиссии этого завода. В 1931 году лаборатория преобразована в Военно-химический научно-исследовательский институт (ВХНИИ) Наркомата оборонной промышленности СССР и переведена в Москву.

Институт как научная организация сложился к 1936 году, став научно-исследовательским институтом № 6 (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР. С организацией в 1939 году Особого технического бюро в его стенах также формируется группа заключенных специалистов, которые работали над разработкой и внедрением в производство порохов, взрывчатых веществ и изделий из них. Среди них - изобретение кумулятивных снарядов, производство зарядов для «Катюш». В 1941 году ОТБ при НИИ-6 было эвакуировано в Казань на завод № 40, где было создано ОТБ-40. В документах 1939-1940 годов фигурирует Особое бюро НКВД № 320, которое также занималось боеприпасами.

До конца Великой Отечественной войны НИИ-6 (ЦНИИХМ) был единственным в стране комплексным научно-исследовательским учреждением по порохам, взрывчатым веществам, пиротехническим и зажигательным средствам, но снаряжению боеприпасов и средств инициирования. В начале 1950-х годов в НИИ-6 впервые в отрасли начаты исследования и опытно-конструкторские работы в области смесевых ракетных твёрдых топлив, различных технологий переработки их в заряды для твердотопливных ракет.

За выдающиеся достижения в области разработки новейших образцов боеприпасов институт награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В 1969 году НИИ-6 был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт химии и механики - Центральный НИИ отрасли боеприпасов и спецхимии. В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.

В настоящее время ЦНИИХМ является ведущей организацией страны в области прорывных научно-технических решений для перспективных вооружений, включая новейшие виды боеприпасов, ракетных топлив, порохов и взрывчатых составов, занимает передовые позиции в разработке конкурентоспособной гражданской продукции. И, надо полагать, сюда (к счастью) Сергей Семёныча с его бригадой не подпустят и на пушечный выстрел.


48.


49. На границе двух миров.


50. Взгляд назад. Тем временем сгустились сумерки.


51. Переходный пункт № 37 110 кВ.


52. Люблю такое.


53. Проходная ЦНИИХМа.


54. Напротив него разбит небольшой сквер, носящий название сквер Ветеранов. Место под закладку нового сквера было выбрано неслучайно - после окончания Великой Отечественной войны сотрудники ЦНИИХМа высадили каштановую аллею около своего предприятия в честь праздника Великой Победы. Спустя несколько десятилетий по инициативе жителей и администрации района было принято решение об организации на этом месте сквера Ветеранов - в память об участниках войны. Недавно прошло благоустройство по стандартной ныне схеме (см. на плиточку).


55. Т.н. "Опасный перекрёсток" улиц Нагатинская (прямо), Высокая (слева), Садовники (справа), а также Нагатинского бульвара (слева за кадром). На данном перекрёстке очень «хитрая» организация движения. Всему виной трамвайные пути, которые здесь переходят с обочины дороги на середину проезжей части, чем сбивают массу водителей с толку. Многие двигающиеся по Нагатинской улице со стороны проспекта Андропова в сторону Варшавского шоссе, ориентируясь по ним, производят непредумышленно выезд на полосу встречного движения. Здесь часто дежурят сотрудники ГИБДД, поэтому случаи лишения прав нередки.


56. А вот и красиво спускающийся к Москва-реке Нагатинский бульвар.


57. Очень приятная улица.


58.


59. И вот мы уже на Нагатинской набережной. Она названа так в 1964 году. Проходит по южному берегу Нагатинского рукава Москва-реки.


60. На противоположном берегу когда-то был ЗИЛ.


61. Снег был просто прекрасен.


62. Нагатинский метромост.


63. За метромостом уже район Нагатинский затон.


64. Нагатинский метромост построен над спрямительным каналом реки Москвы (Нагатинское спрямление) по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Дуганова в 1966 году, то есть на два года раньше самого канала. Этот уникальный мост возводили через старицу реки Москвы (Новинковский рукав), и лишь потом на месте старицы провели канал.

Длина перехода 807 м. Длина моста 233 м. В том числе средний пролёт 114 м, крайние пролёты - по 59,5 м. Ширина моста 40 м. В том числе метропроезд 10 м, автодорожная часть 30 м. Пролётное строение выполнено в виде неразрезной железобетонной сборной балки, состоящей из блоков, соединение которых выполнено эпоксидным клеем. Подходы к мосту оформлены в железобетонных эстакадах, в которых устроены гаражи. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976 год). Является совмещённым мостом: в одном ярусе проходят, как автодорога (проспект Андропова), так и Замоскворецкая линия метрополитена.

На заднем плане во тьме прячется промзона Южного порта. Видны прожетора осветительных вышек станции Москва-Южный порт.


65. Набережная "Острова Мечты".


66. Всё меньше "номерных" остаётся в московском метро, скоро они последуют за "ежами" и станут историей... А в детстве, помнится, они казались такими новыми, современными...


67.


68. Нагатинский затон.


69. Ещё один взгляд на метромост. Уж больно он хорош!


70. И в завершение рассказа - красивый танец метели у метро «Коломенская».


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно и вы узнали что-то новое о закоулках Москвы. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы и живите богато!

жд, история, Котловка, Замоскворецкая линия, Нагорный, Крымская, фото, прогулки, промзона, метро, Канатчиково, подъездные пути, Нагатинский затон, краеведение, промышленность, Нагатино-Садовники, ГЗЛ, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up