Трамваи Измайловского парка

Jan 17, 2021 03:11

Как я и обещал ещё в рассказе про трамваи Живописной улицы, сегодня я хочу рассказать вам про трамвайную линию, которая пролегает через северную часть Измайловского лесопарка. Прогулку туда я предпринял 8 января сего года и с удовольствием поснимал там новенькие "Витязи" на фоне заснеженного леса. Текст в этот раз будет не слишком объёмным, потому как сильно много об этом участке и не расскажешь, больший акцент будет сделан на фотографии. В общем, надеюсь, что вам понравится. Поехали!

1. Начал я свой поход с места, где линия неподалёку от Первомайской улицы поворачивает с Главной аллеи в лес. Эта трасса через лес носит гордое имя Измайловского проспекта. Остановка «Главная аллея». Трамвай 11-го маршрута следует из Останкина в направлении конечной «16-я Парковая улица».



2. Обернёмся назад. 11-й, следующий в противоположную сторону как раз сворачивает с Главной аллеи на Измайловский проспект. Главная аллея является самой длинной и широкой в Измайловском парке. Она возникла из просеки, прорубленной фаворитом императрицы Елизаветы Петровны А. Г. Разумовским от его села Перово до дворцовой усадьбы в Измайлово - летней резиденции императрицы. В 1936 году аллея получила название Главный проспект, а 8 сентября 1964 года аллее было дано современное название.

Ныне соединяет Первомайскую улицу с Шоссе Энтузиастов и является проезжей. Общественный транспорт преставлен автобусами и на коротком отрезке от Первомайской улицы до данного поворота трамваями. Наш знакомый с предыдущего фото как раз встал на светофоре, чтобы повернуть на Первомайскую улицу. Линию, идущую по ней и конечную «16-я Парковая улица» можно увидеть в моём летнем репортаже в память 22-го троллейбуса, с которым трамваи до данного перекрёстка шли бок о бок.


3. Сам Измайловский проспект получил своё имя в конце 1930-х годов по бывшему селу Измайлово, около которого находился. Ранее он назывался Первомайский проспект. Фактически проспект не существует, как единая магистраль, по нему практически невозможно пройти от начала до конца, никуда не сворачивая даже пешком, для этого придётся пересекать открытый участок Арбатско-Покровской линии метро, а уж проехать по нему от начала и до конца и вовсе не представляется возможным. Это объясняется тем, что строительство полноценной магистрали было когда-то запланировано, но так и не было осуществлено, как и некоторые другие грандиозные советские градостроительные планы. Тем не менее, формально он существует и проходит от 2-й улицы Измайловского Зверинца до 16-й Парковой улицы, а примыкают к нему почти все Парковые улицы от 1-й до 16-й, кроме 4-й, 8-й, 10-й и 13-й, а также Большой Купавенский проезд с противоположной стороны.


4. Линия через лес имеет некоторый рельеф, поэтому снимать здесь трамваи, особенно телевичком очень приятно. Я как раз поспел к моменту перед началом сумерек и первые фото у меня вышли ещё при свете. Посмотрите, как чудесно трамвай дополняет лес, а лес трамвай. И ни единой машины, красота!


5. А вот и 12-й трамвай в несколько другом окрасе. Всего по этой линии в настоящее время ходят три маршрута: № 11 - Останкино - 16-я Парковая улица; № 12 - 2-я улица Машиностроения - 16-я Парковая улица; № 34 - Станция метро «Семёновская» - 16-я Парковая улица. К слову, родилась эта линия как раз при продлении от Семёновской заставы, когда в ноябре 1925-го года была проложена линия до Измайловского зверинца или, по другим данным, просто Измайлово и сюда стал ходить маршрут № 14 (Марьина Роща- Измайлово). Затем, в 1939-м году линию продлили по Первомайской улице до посёлка Народного комиссариата путей сообщения (район нынешней 12-й Парковой улицы), а нынешнее кольцо «16-я Парковая улица» было открыто в 1951 году.

К тому моменту 14-й уже ходил по другому маршруту, а новое кольцо обслуживало два новых трамвайных маршрута: № 32 - 16-я Парковая улица - Комсомольская площадь (1951-1993), укороченные рейсы маршрута № 32к - 16-я Парковая улица - станция метро «Семёновская» (1951-1956; 1986-1988) и № 34 - 16-я Парковая улица - Новогиреево (Перово поле), который остался и по сей день, но в сокращённом виде, до метро «Семёновская».

Следует отметить также, что у 14-го маршрута была довольно интересная история. В 1931-м году ходил сюда аж из Всехсвятского (нынешняя станция метро «Сокол»), затем с 1932-го от Белорусского вокзала, в 1938-м его обрезали по Комсомольской площади, затем в 1943-м он ходил сюда от Ильинских ворот, где сейчас вообще нет трамвайного движения, затем в 1944-м его перекинули из Измайлова на новый маршрут в Черкизово. А ещё одним интересным маршрутом ходившим здесь был 22-й. С 1932-го по 1938-й он ходил сюда ни много ни мало аж от Тестовского посёлка, будущего кольца «Шмитовский проезд», обслуживавшего знаменитый 23-й маршрут и уничтоженного при строительстве ТТК.


6. 12-й маршрут, как и 34-й обслуживаются трамвайным депо им. Русакова, 11-й - трамвайным депо им. Баумана. Маршрут № 11 появился здесь с 1956 года, а 12-й совсем недавно, с 2019-го.


7. Сама линия через Измайловский лес имеет длину около одного километра.


8. А вот ещё один 11-й, на этот раз в корпоративном окрасе, следующий до Сельскохозяйственной улицы, то есть в депо.


9. Собственно с тыла об этом так и написано. Безусловно, весь его маршрут до ВДНХ и далее в Останкино тоже заслуживает быть отснятым, особенно подобная этой лесная часть линии в Сокольниках. Впрочем, как я уже говорил ранее, в моей голове вынашивается план в будущем постепенно отснять вообще всё московское трамвайное хозяйство и создать здесь в жж отдельный пост со ссылками на разные участки, что-то вроде виртуального путеводителя по современным московским линиям.


10. Ну, а эта линия заслуживает быть так же ещё раз отснята в другие времена года. Зимой красиво, но представьте как красиво здесь летом, когда всё в зелени или, что ещё более прекрасно золотой осенью? Собственно, изначально я сюда и хотел доехать золотой осенью, но так и не срослось.


11. Сумерки постепенно сгущались, начали потихоньку зажигаться фонари.


12. В парке было довольно много гуляющих. Морозец тогда стоял мягкий, приятный.


13. Внимательный читатель найдёт на фото табличку с угрожающей надписью "листопад".


14. Очередной 11-й. Надо сказать, что он вообще ходит чаще остальных на этом участке.


15. На мой взгляд, один из лучших кадров, который получился в этот вечер. Во многом, конечно, благодаря рельефу.


16. Встреча. На мой личный взгляд, корпоративный окрас и "Витязям" не очень идёт. Серо-красно-белый и сине-чёрно-белый куда лучше.


17. Хотя, конечно, "Витязи" он не так сильно портит, как старушки-"Татры". Впрочем, это моё субъективное мнение.


18. Пассажиры с "ватрушками".


19. Немножко поменял локацию, прошёл по линии дальше к горочке. Вид в сторону следующей остановки - ТПУ «Партизанская».


20. Тем временем. начался небольшой снежок.


21. Взгляд назад.


22. 12-й с необычной зелёной подсветкой табло.


23. Кстати, на мой взгляд, смотрится неплохо.


24. Красивый эффект снежного шлейфа.


25. Очередной 11-й.


26. И очередная встреча.


27. Переместимся на другую сторону и в другую точку, примерно в середине линии. Справа за забором - территория войсковой части 61643, уютно спрятавшейся в лесу. Тем временем, сумерки сгущались, постепенно переходя в темноту. Стал отчётливее виден в свете фар снег, а игра света на снегу становилась всё более яркой.


28. Единственный минус этой чисто трамвайной улочки в том, что фонари расположены довольно редко и света дают не то, чтобы очень много, поэтому, ввиду отсутствия штатива, приходилось ставить высокое ISO, что в свою очередь способствует некоторому шуму на фотографиях.


29. Левый трамвай, словно бы, хитро выглядывает из-за пригорка, как кот, готовый к охоте.


30.


31. А вот и приехало и то, чего я ждал целый час, а именно 12-й трамвай в новогоднем оформлении. Он ушёл у меня из-под носа, когда я как раз перебегал дорогу у перекрёстка Первомайской улицы и Главной аллеи, ибо пешеходных переходов там почему-то не предусмотрено, ближайшие - примерно в километре, что направо, что налево.


32. Красавец!


33. А как хороша игра света на снегу!


34. Я вот только так и не понял, за счёт чего создаётся такой цвет, близкий к цвету ультрафиолетовой лампы.


35. Переместился на противоположную сторону. Красивая аллея из заснеженных деревьев очень гармонирует с трамваями.


36. Ещё один праздничный трамвай.


37. И ещё один в корпоративном окрасе с цветовыми переходами на снегу.


38. А вот наконец удалось сделать чёткий кадр с идущим снегом в свете фар. Жаль, что была не мощная метель, но и так сойдёт, пожалуй.


39. Ещё один "новогодний" трамвай. То пришлось ждать целый час, а тут пошли почти один за другим.


40. Остановка ТПУ «Партизанская».


41. Взгляд назад.


42. Общий вид на остановку. Направо можно пройти к метро «Партизанская» и платформе «Измайлово» МЦК, налево - т.н. 1-й квартал Измайловского парка.


43.


44. Приближаемся к западному концу лесной части линии.


45. Вид обратно.


46. Впереди - Вернисажная улица и далее Щербаковская в сторону «Семёновской», туда я схожу как-нибудь в другой раз. Заснеженные пути от стрелки идут к временно закрытому ныне кольцу «Станция метро „Партизанская”», которое обслуживает временно отменённый в настоящий момент в связи, кажется, со строительством метро маршрут № 32 (Станция метро «Партизанская» - ДК «Компрессор»).


47. Ну и напоследок ещё один вид в сторону Вернисажной улицы с двумя встречными трамваями.


На этом на сегодня всё. Не знаю, когда именно я в следующий раз доберусь до трамваев, но обещаю эту тему не забрасывать, а по мере возможности продолжать. Во всяком случае, надеюсь, что вам это нравится и интересно, как и мне. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы и живите богато!

история, фото, прогулки, краеведение, Измайлово, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up