Железные дороги Очаковской промзоны. Часть 1-я

Jan 25, 2021 00:21

Ввиду того, что на улице из-за оттепели воцарилась противная слякоть, я подумал, что неплохо было бы вернуться в лето, хотя бы и виртуально. Материалов с лета ещё осталось немало, но особняком стоит, пожалуй, отснятый в День железнодорожника (и по совместительству ВДВ) материал об Очаковской промзоне и рассекающих её многочисленных промышленных железках.

Огромная Очаковская промзона долгое время оставалась для меня одним из последних белых пятен на карте нашей прекрасной столицы. Прогулку там я всё время откладывал на потом, т.к. особой тревоги за её сохранность не было, да, в общем-то, и сейчас нет. Но всё же когда-то этот поход должен был состояться, ибо там действительно есть на что посмотреть. Что мы со Стасом и осуществили в упомянутый выше праздничный день 2 августа прошедшего года. Но, поскольку интересного там очень много, то и рассказ получится очень большим. Поэтому я решил разбить его на две части и сейчас будет часть первая.

1. Свой поход мы начали от Озёрной площади, дошли до Киевского направления у платформы Очаково и, перейдя через пути, оказались к западу от них, на Вокзальной улице у въездных ворот подъездного пути ПАО «Домостроительный комбинат № 2». Это предприятие было основано в 1956 году, её собственником ныне является ПАО «Группа Компаний ПИК», широко известная своими совершенно убогими в архитектурном плане человейниками, которые растут как грибы по всей Москве.

Ирония судьбы заключается в том, что, если самой Очаковской промзоне в целом пока что ничего особенно не угрожает, то о «ДСК № 2» этого сказать нельзя. Производственные мощности предприятия планируются в выводу на другие заводы собственника, а сама территория планируется к застройке жильем. Надо полагать, что сам «ПИК» и выступит застройщиком. Вот так в погоне за наживой девелопер пожирает сам себя, сокращая свои же производственные мощности.



2. Разворачиваемся на 180 градусов и направляемся к южной горловине станции Очаково I. По количеству бурьяна, растущего на путях и отсутствию наката, можно судить о востребованности этого подъездного. Недолго ему осталось, судя по всему, как и предприятию.


3. Выходим к станции Очаково I.


4. Станция Очаково I (или просто Очаково) Киевского направления МЖД входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По характеру основной работы является грузовой, по объёму выполняемой работы отнесена ко 2-му классу. На станции выделяются чётный и нечётный парки по сторонам от трёх главных путей.

До 2006 года станция была узловой: существовало разобранное к настоящему времени ответвление общего пользования в восточном направлении на станцию Очаково II (а ранее до промышленной станции Ленгоры у метро «Университет»):

Очаково II - бывшая товарная железнодорожная станция в Москве, в районе Раменки, к северу от Мичуринского проспекта, существовала с 1958 по 2006 год. Ранее обслуживала предприятия в районе Винницкой улицы, а также бетонный завод, находившийся между проспектами Вернадского, Мичуринским и Ломоносовским. Подъездной путь на АО «Бетон» проходил за Мосфильмовской улицей, затем пересекал Мичуринский проспект в районе площади Индиры Ганди и заходил на территорию промзоны Раменки. В дальнейшем путь разветвлялся: одна часть представляла собой станцию бетонного завода с полуофициальным названием «Ленгоры», вторая доходила до станции метро «Университет». Южный подъездной путь, идущий от станции Очаково, обслуживал закрытые военные предприятия на Винницкой улице. Путь к станции соединялся с Киевским направлением у платформы Матвеевская, однако отдельный путь шёл до станции Очаково, имелся мост через реку Раменку.

В 2002-2004 ввиду закрытия бетонного завода был разобран участок Очаково-2 - Ленгоры - Университет. Так как после закрытия завода обслуживание других предприятий было малорентабельно, станция была закрыта и разобрана. Участок пути к станции Очаково-2 до долины Раменки сохранялся до 2007 года, но никак не использовался. В конце 2007 года основная часть пути от станции Очаково была разобрана, но фрагмент в охраняемой зоне реки Раменки, ставший изолированным от сети, был демонтирован значительно позже.

На заднем плане виднеется сооружаемая временная деревянная платформа Очаково, которая будет обслуживать пассажиров во время реконструкции существующей платформы под стандарты МЦД. Напомню, что в будущем платформа Очаково войдёт в состав 4-го Киевско-Горьковского диаметра МЦД (Апрелевка - Железнодорожный).


5. На станции есть несколько подъездных путей. Самый крупный куст подъездных путей общей длиной около 3,9 км ведёт на север, ППЖТ принадлежит ОАО «Очаково-Промжелдортранс» и обслуживает более десятка предприятий. Неофициально станцию на этом ППЖТ называют Очаково III.


6. Манёвровые светофоры старого образца на подъездных путях «ДСК № 2», дальний принадлежит ещё одному подъездному пути на это же предприятие, который заходит на его территорию чуть в стороне от упомянутых на 1-3 фото.


7. Хорошо летом!


8. Слева высятся дома 1-го квартала Очакова (входит в район Очаково-Матвеевское ЗАО г. Москвы).


9. Корпус металлобазы «Металлсервис», которая является одной из трёх крупнейших профильных металлобаз Москвы (ещё две расположены в Карачарово и Капотне).


10. Ветвь в глубину промзоны и к парку Очаково III уходит вправо от насыпи Киевского направления.


11. Взгляд назад.


12.


13. Ещё один общий планчик.


14. Туда мы обязательно пойдём, но чуть позже.


15. А пока поднимемся на насыпь. Дело в том, что Очаковская промзона подразделяется на три сегмента: Промзона № 37 «Очаково», № 37с «Северное Очаково» и № 37ю «Южное Очаково». Так вот южный сегмент обслуживает не станция Очаково, а соседняя, расположенная за МКАДом в районе Солнцево станция Солнечная. Поэтому сначала было решено пройтись туда.


16. Электропоезд следует на Киевский вокзал.


17. Заброшенный железнодорожный тоннель под путями Киевского хода, в котором ранее пролегала промышленныя железнодорожная ветвь на базу сыпучих стройматериалов, которая располагалсь к западу от насыпи Киевского направления. В 2019 году база была закрыта, а железнодорожный путь демонтирован.


18. Перегон Очаково I - Солнечная. Впереди Очаковский автомобильный путепровод. Открыт 30 декабря 2015 года. Является частью южного участка Северо-Западной хорды (СЗХ). Соединяет Рябиновую и Никулинскую улицы. Длина путепровода 645 м, ширина - 24 м.


19. Взгляд назад. Входные светофоры Очаково.


20.


21. Приближаемся к МКАДу, сходим с насыпи вправо.


22. А вот и то, что мы искали. МКАД вдали, а перед нами хитрая система подъездных путей промзоны «Южное Очаково». Почему хитрая? Сейчас объясню. Левый путь на котором я стою проходит под МКАД параллельно с тремя главными путями и вливается в них на станции Солнечная. За спиной у меня располагается маленькая безымянная промышленная "станция", где он соединяется с путём расположенным правее, который в свою очередь вот там вдали соединяется уже собственно с подъездным путём и упирается в тупик.


23. Вот эта самая маленькая "станция". Не знаю использовалась ли она когда-нибудь как-то ещё, но сейчас явно предназначена лишь для манёвров по этой сложной схеме.


24.


25. Парочка крупных планов. Уютное местечко.


26.


27. Справа как раз подходит подъездной путь из южной части промзоны. Таким образом, чтобы попасть с её территории на станцию Солнечная надо по этой хитрой схеме аж трижды поменять направление движения. Для удобства тех, кто не понял, даю ссылочку на схему (откроется в новом окне), где я стрелками обозначил как должно меняться направление движения при выезде из промзоны. Информации почему здесь всё организовано именно таким образом, к сожалению, найти не удалось.


28. Взгляд назад.


29. И планчик в сторону главных путей со стороны подъездного пути.


30. Подъездной путь обслуживает Московский комбинат шампанских вин (основан в 1980 году и сегодня выпускает более 10 торговых марок шампанского, а так же тихие вина и коньяки разной выдержки. Из наиболее известных марок, пожалуй, можно выделить Российское шампанское), а также известный каждому школьнику и студенту нулевых годов Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково», производящий знаменитое пиво «Очаково» (оно же «Очко»), а также баночные коктейли, квас «Очаковский» и различные марки лимонадов. Помните знаменитые "баклахи" (или "сиськи"), которые пили во всех окрестных дворах и подъездах? Вот это здесь их производили до запрета разлива пива в тару 2,5 литра, теперь литраж выпускаемой продукции стал поскромнее.

Днём рождения данного предприятия можно считать 18 декабря 1978 года, когда в Москве был запущен Московский пиво-безалкогольный комбинат, необходимый для обеспечения участников и гостей Олимпиады-80 пивом и безалкогольными напитками. Первым делом запустили производство пива «Жигулевское» и «Столичное». Спустя год начали делать безалкогольные напитки под собственными марками, а также разливали первые в СССР партии Pepsi и Fanta. Это единственный в мире прецедент, когда одна компания одновременно выпускала продукцию и PepsiCo, и The Coca-Cola Company.


31. Первое десятилетие работа ладилась не очень: за это время правительство сменило на предприятии 13 руководителей. Чехарда закончилась в 1988 году, когда и.о. директора комбината назначили Алексея Кочетова, руководителя отдела нового оборудования Министерства пищевой промышленности СССР. Но на модернизацию предприятия надо было заработать: на смену плановой экономике пришла рыночная. В 1993 году в рамках всероссийской кампании по приватизации Московский пиво-безалкогольный комбинат стал акционерным обществом. Прибыль пускали не на премии, как было принято, а на закупку европейского оборудования. В 1994-м запустили флагманский бренд - пиво «Очаково», первыми в мире выпустили пиво в пластиковых бутылках, а спустя год - первое в России пиво в алюминиевых банках.

С 1994 года в течение пяти лет на комбинате провели масштабную реконструкцию: заменили всё оборудование современным, каждый год открывали по 2-3 новых цеха или линии. Сейчас комбинат производит 70 000 бутылок в час. При этом многие процессы автоматизированы. Параллельно работали над выпуском кваса по традиционной технологии, но в промышленных масштабах. Сотрудники комбината ездили по деревням России, собирали рецепты - и создали квас «Очаковский». По материалам тех же экспедиций в 2013 году технологи предприятия разработали белый квас «Семейный секрет». «Очаково» до сих пор - единственный крупный производитель кваса по домашней технологии двойного брожения.


32. Сейчас квас и пиво комбината продаются в более чем 30 странах, а первым экспортным товаром стало пиво «Столичное». Это случилось в 1997 году, когда компания «Очаково» заключила контракт на поставки в Малайзию. Тогда же появился и первый слабоалкогольный напиток. Это был знаменитый «Джин-тоник», который мгновенно стал лидером продаж в сегменте и оставался номером один 10 лет кряду. Главные причины успеха, по словам производителей, это использование только натуральных экстрактов и ароматизаторов, а также упаковка на выбор: и банка, и ПЭТ. В 1999 году компания «Очаково» стала основным акционером завода «Сатурн», который разрабатывает и производит солнечные и аккумуляторные батареи для космических аппаратов. Так что, выпив очаковского «Джин-тоника», наверное, можно улететь в космос, к далёким звёздам и туманностям (шутка).

В настоящее время МПБК «Очаково» включает в себя аж 10 предприятий: 4 пивоваренных завода в Москве, Краснодаре, Пензе и Тюмени; солодовню в Липецкой области; «Южную винную компанию» в Краснодарском крае; виноградное хозяйство (или совхоз «Победа») на Таманском полуострове; сельскохозяйственные угодья в Тамбовской и Московской областях, на которых выращивается и перерабатывается сырье для производства; завод «Сатурн»; санаторий. Помимо упомянутых выше пива, кваса, слабоалкогольных коктейлей и лимонадов, к настоящему времени компания производит также другие безалкогольные напитки, воды, вино и даже водку. Её мощности составляют 285 млн декалитров в год. «Очаково» владеет 19 000 га сельхозугодий, где выращивает зерновые для солода и виноград для напитков собственного производства. Продукция «Очаково» поставляется в более чем 30 стран (США, Канаду, Китай, Германию, Грецию, Испанию, Вьетнам, Японию и другие). Вот такой вот алкогольный уголок представляет из себя промзона № 37ю «Южное Очаково».

На фото - въездные ворота Московского комбината шампанских вин, через территорию которого путь также попадает и на МПБК «Очаково».


33. Территория МКШВ, на заднем плане ворота МПБК.


34. Милая деталь - флюгер.


35. Взгляд назад к переезду через Рябиновую улицу.


36. А теперь вернёмся обратно на станцию Очаково. Начало огромного куста подъездных путей в промзоны «Очаково» и «Северное Очаково».


37. Ветвь круто по дуге берёт вправо. Электрификация заканчивается, дальше - царство тепловозной тяги. Слева виднеется гора, напоминающая террикон. Это полигон утилизации отходов от разборки пятиэтажного жилого фонда, а также отжившего своё асфальта.


38. Справа за забором - металлобаза «Металлсервис».


39. Взгляд назад.


40. Металлолом, впрочем, грузится в полувагоны не только на территории металлобазы, но и здесь, за её территорией.


41. Подъездные пути металлобазы и входной светофор Очаково I.


42.


43. Ворота металлобазы. Внутри очень внушительное путевое развитие. Жаль, что туда не пускают погулять.


44.


45. Очень стыдно перед работниками металлобазы, которых видно на заднем плане. Они очень заинтересовались, что мы снимаем и оценили нашу любовь к промзонам, я им дал ссылку на свой блог, а руки написать пост дошли только сейчас. Надеюсь, что они всё же дождались этого момента и не потеряли бумажку со ссылкой. Привет вам, мужики! :)


46. Здесь также имеется небольшая безымянная "станция", которую просто разъездом вроде бы и не назовёшь. Правый путь обслуживает металлобазу и небольшой бетонный заводик, крайний левый - складской комплекс ТППК «Моссахар».


47. Взгляд назад.


48. Красивое место. Всё в высшей степени аккуратно, установлены новые фонари, видно, что железка очень востребованная. Но при этом абсолютно все стрелочные переводы ручные.


49. Ещё один взгляд назад.


50. И покрупнее.


51. Очень понравилось это место.


52. Справа - упомянутый выше складской комплекс «Моссахар».


53. Стрелочка.


54.


55. Вообще это одна из самых живых московских промзон. На рельсах накат не хуже, чем на магистральной линии.


56. Ещё один взгляд назад. Справа видны въездные ворота подъездного пути складского комплекса.


57. Слева располагается территория асфальтобетонного завода.


58. На самом деле там можно снимать очень долго. Ибо красиво.


59. Бетонный заводик. На заднем плане трубы ТЭЦ-25 ПАО «Мосэнерго», которая, разумеется, тоже входит в Очаковскую промзону.


60. Люблю такие контрасты.


61.


62. Правый путь обслуживает ещё один складской комплекс на территории бывшей овощебазы.


63. Впереди виднеется путепровод через проспект Генерала Дорохова (он же Южный дублёр Кутузовского проспекта или ЮДКП).


64. Асфальтобетонный завод.


65. Общий вид назад.


66.


67. Путепровод над ЮДКП. Построен в 2017 году на месте старого с более узким проездом. Ранее старый путепровод по сути являлся мостом через реку Навершку (Натошенку), которая ныне заключена в коллектор.


68. Проспект Генерала Дорохова в сторону СЗХ и МКАД.


69. Взгляд назад.


70. А впереди уже видна горловина парка Очаково III станции Очаково, который иногда также называют станция Очаково III. Вправо уходит подъездной путь ТЭЦ-25.


71. Но это я покажу вам уже во второй части.


На этом пока что всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи! Будьте здоровы и живите богато!
Продолжение читайте здесь.

Очаково-Матвеевское, жд, история, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, краеведение, Киевское направление, промзона, Очаково I, Россия, Солнечная, Москва

Previous post Next post
Up