В конце прошлого поста я обещал написать о Петербурге, а я своё слово стараюсь всегда держать. Но начать я решил не со всем известных видов центра Северной Пальмиры, а с его непарадной стороны. Собственно я вообще больше я гулял как раз там, где туристов обычно не водят. Во-первых, я просто, как вы знаете, люблю такие места, а, во-вторых, всегда рад открывать для себя что-то новое.
Некоторые места давно были в планах, но по тем или иным причинам никак не удавалось их посетить. Однако в этот раз план поездки был на удивление выполнен на все 100%. Сегодня мы с вами пройдёмся от парка Екатерингоф на юго-западной окраине Адмиралтейского района Северной столицы до Канонерского острова.
1. Начинаем прогулку у памятника «Героям Краснодона», расположенного у центрального входа в парк неподалёку от площади Стачек, метро Нарвская и одноимённых триумфальных ворот.
2. Парк ведёт свою историю с петровского времени, когда в устье речки Екатерингофки был выстроен утраченный позднее Подзорный дворец. В 1933 году переименован в парк имени 1-го Мая, затем в 1948 году в парк имени 30-летия ВЛКСМ. Первоначальное название было возвращено в 1992 году. Расположен на острове Екатерингофском, ограниченном рекой Екатерингофкой, Бумажным каналом и рекой Таракановкой.
Деревянный Екатерингофский дворец появился в 1711 году на южном берегу устья реки Невы как загородная резиденция Екатерины I - жены Петра I. Эти земли Пётр подарил жене уже через несколько лет после отвоевания у шведов. Неподалёку на соседних островах находились и царский Подзорный дворец, и отведенные их дочерям усадьбы Анненгоф и Елизаветгоф (не сохранились).
От разобранного на дрова в 1926 году дворца императрицы получила название речка Екатерингофка, являющаяся западной границей всего парка и его старой, западной части.
3. В XIX веке Екатерингофский парк стал общедоступным местом гуляний и превратился в излюбленное место отдыха петербуржцев. Проспект Римского-Корсакова, ведущий из центра города в сторону парка, в то время назывался Екатерингофским. В 1823 году по инициативе военного генерал-губернатора Петербурга графа М. А. Милорадовича парк был благоустроен и капитально преобразован постройкой новых зданий, спроектированных архитектором О. Монферраном В 1830-е гг. Екатерингоф стал местом традиционных гуляний петербуржцев. Особенно многолюдными были гулянья в день 1 мая, городского праздника весны. «Место сие, - писала I мая 1824 года газета "Русский инвалид", - прежде столь уединенное и мало украшенное Искусством, превратилось ныне, как бы некоторым очарованием, в прекрасные сады и гульбища».
В парке по проектам О. Монферрана были построены павильоны, свободно размещенные в пространстве и оформленные в разных неостилях. Вблизи берега Екатерингофки встали два деревянных павильона «в готическом вкусе»: Ферма с башенкой-бельведером и Львиный павильон, увенчанный высоким шпилем. По другую сторону прогулочного шоссе, в пейзажной части парка Монферран построил большой павильон также в готическом стиле, предназначенный для концертов и летних балов. Этот павильон назывался «вокзалом» (так в России стали называть разные загородные и полузагородные сооружения, предназначенные для развлечения публики). «В готическом вкусе», со стрельчатыми арками, было возведено ещё одно большое здание: Катальная горка. Неподалеку от вокзала, в Детском садике, Монферран расположил Мавританский павильон (Pavilion Moresque), оформленный в экзотическом «восточном вкусе». А в некотором отдалении, рядом с небольшим живописным озером, Монферран построил здание Русского трактира. Парк окружала живописно петлявшая речка. Одной из достопримечательностей парка был первый в России новаторский цепной мост, спроектированный инженером П. Базеном. Четыре цепи моста опирались на пилоны, сделанные в виде массивных готических колонн.
По оценке доктора искусствоведения А. Л. Пунина, важность построенного Монферраном паркового комплекса в том, что он стал первым в истории русской архитектуры проявлением нового творческого метода, который шел на смену классицизму и прокладывал дорогу эклектике.
К. А. Тон построил неподалеку, на Старо-Петергофском проспекте, первый храм в русско-византийском стиле - Екатерининскую церковь (не сохранилась).
Екатерингоф часто упоминается в произведениях русской классической литературы, включая романы «Обломов» и «Идиот». С появлением Путиловского завода Екатерингоф превращается в фабрично-заводскую окраину города.
4. В советское время Парк, получивший название имени 30-летия ВЛКСМ, имел районное значение. В ходе благоустройства парадной (восточной) части парка после войны там был установлен памятник героям Краснодона (копия памятника «Клятва», что в Краснодоне): молодым подпольщикам из организации «Молодая гвардия», боровшимся во время Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими оккупантами в Луганской (Ворошиловградской) области Украины. На памятнике можно обнаружить профиль Сталина - это одно из трёх сохранившихся в Петербурге исторических скульптурных изображений генсека. В этой же части были устроены кафе, некоторое количество аттракционов и лодочная станция, сохранившиеся до XXI века. В западной, более старой части парка в советский период появились небольшой стадион и конно-спортивная школа, действующие и в XXI веке. Эта часть парка более запущена.
5. С другой стороны воды Екатерингофки омывают Гутуевский остров, который в основном представляет из себя одну большую промзону с небольшим количеством жилых домов и социальных объектов в его северной части. На фото - здание бывшей Гутуевской суконной мануфактуры "Т. Л. Аух", увенчанное водонапорной башней необычной формы. Первые корпуса были построены в 1884 году по проекту архитектора Ю. Ю. Бенуа (это была его первая работа в качестве архитектора). А в начале XX-го века были построены новые корпуса по проекту гражданского инженера К. И. Нимана (его самое известное произведение в Петербурге - аптека Пеля).
13 марта 1919 г. фабрика была национализирована и вошла в Петроградскую шерстяную группу текстильных предприятий РСФСР под названием "Петроградские шерстяные фабрики РСФСР (Петрошерсть)", в которую входили еще несколько национализированных фабрик. 18 февраля 1921 г. фабрики были переданы Петроградскому губернскому управлению текстильной промышленности. В 1980-е гг. АО "Невская мануфактура" (комбинат им. Э. Тельмана) - красильно-отделочное производство. Суконная фабрика № 1. Главное производственное здание с водонапорной башней общества Гутуевской суконной мануфактуры "Т. Л. Аух" внесено в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
6. Рядом, на набережной Екатерингофки у Гутуевского моста расположена Богоявленская церковь. Храм построен в память чудесного спасения цесаревича Николая Александровича (будущий царь Николай II). 29 апреля 1891 года во время проезда наследника-цесаревича через город Оцу в Японии, где он был ранен в голову саблей японским фанатиком.
В первую годовщину покушения на цесаревича по благословению митрополита Исидора (Никольского) состоялась закладка храма. Архитектор - Василий Антонович Косяков. 29 апреля 1899 года состоялось освящение главного престола храма. Чин освящения совершил митрополит Петербургский Антоний, в сослужении трёх архимандритов, знаменитого настоятеля Кронштадтского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанна Кронштадтского), благочинного протоиерея Н. Н. Головина и местных священников Е. Я. Балановича и П. А. Лебединского. 18 июля 1899 года освящен правый придел в честь преподобного Иоанна Спостника. При храме были открыты церковно-приходское попечительство, бесплатная библиотека, приходской хор любителей церковного пения.
В мае 1935 года церковь была закрыта. Полностью были утрачены шатры и главки, внутреннее убранство и иконостас, большинство архитектурного декора, в том числе и майоликовые иконы и узоры купола. Впоследствии в церкви находились овощебаза, склады, мыловаренный завод и морг, она была обнесена бетонной оградой. Историческая кованая ограда в 1936 г. была перенесена к новой школе на углу Болдырева пер. и 2-й Турбинной ул. (современный адрес - Промышленная ул., 18). Примерно в 2006 г. ограда была сдана в металлолом.
Во время Великой Отечественной войны в храме произошёл пожар, в ходе которого здание сильно пострадало.
В 1991 году изуродованный и обезображенный храм в аварийном состоянии был возвращён церкви. От былой красоты не оставалось буквально ничего. Обезглавленный, с закоптившимися стенами - так он тогда выглядел. В Богоявление, 19 января 1992 года в храме состоялось первое богослужение. В том же году начались восстановительные работы, которые снаружи уже завершились, за исключением узоров на куполе. 4 мая 1995 года на купол был поднят крест. Так, после долгих лет реставрации храм, находившийся в ужасном состоянии, вновь засиял во всём своим былом благолепии. В 2005 году была демонтирована бетонная ограда. Примерно в 2010-2011 гг. храм обнесен новой оградой, она повторяет утраченную в 2006 г. старую ограду. Сейчас ведётся реставрация внутри, росписи частично восстановлены, в сентябре 2012 г. освящен заново созданный керамический иконостас. Сейчас в церкви проводятся регулярные службы.
7.
8. Покидаем Екатерингоф и выходим на Лифляндскую улицу, которая пересекает парк с севера на юг и двигаемся в сторону Обводного канала.
9. Здесь, на углу с его набережной расположен интересный конструктивистский жилмассив конца 20-х - начала 30-х годов прошлого века. Это комплекс 2-го рабочего городка завода "Красный треугольник". Заводу я отдельно посвящу следующий пост.
10. На другом берегу канала расположена территория закрытого в 2008 году варочного цеха Комбината пивобезалкогольной продукции им. Степана Разина (Калинкинского пивоваренного завода). Здание производственного цеха на фото построено в 1879 году по проекту архитектора Юргенса Эммануила Густавовича.
11. Переходим на Гутуевский остров, отсюда видно здание прядильно-ниточного комбината ОАО «Советская звезда». Первоначально на этом месте располагался сахарный завод, выкупленный Леопольдом Егоровичем Кенигом, который он в начале 1870-х гг. закрыл, как нерентабельный. В сентябре 1873 г. им было получено разрешение Санкт-Петербургской городской управы на переоборудование своего сахарного завода под хлопчатобумажное производство. Эта дата считается основанием бумагопрядильни. В 1873 г. под руководством архитектора Н. В. Трусова началось строительство прядильного корпуса, а в 1874 г. - склада готовой продукции.
В 1883 г. мануфактура перешла в управление к сыну Леопольду Леопольдовичу, главе фирмы «Л. Кениг-младший». В период 1880 - 1890-х гг. строительными работами на мануфактуре руководством архитектор В. В. Виндельбрандт. Были построены основные корпуса, водонапорная башня, котельная с дымовой трубой и насосная. Позднее архитектор К. К. Шмидт надстроил водонапорную башню и южное крыло прядильного комплекса.
Перед революцией фактическим руководителем семейного дела стал младший сын Кенига - Юрий Леопольдович. В это время строительные работы велись архитектором А. Г. Гавеманом, который построил корпус ниточной фабрики, которая была полностью реконструирована в 1950-х гг. При фабрике Кениига было создано общежитие, больница, читальня для рабочих, дети рабочих учились в Нарвском училище Императорского Русского Технического общества за счет владельца.
В 1918 г. фабрика была национализирована. Владельцы эмигрировали в Германию. В 1922 г. фабрика получила название «Советская звезда», позднее стала называться прядильно-ниточным комбинатом. В 1950-1960-х гг. был построен новый четырехэтажный корпус ниточной фабрики с полной реконструкцией соседнего здания и надстроен главный прядильный корпус. В 1970-е гг. последовало расширение производства, которое повлекло значительные архитектурные изменения. Были вновь построены красильно-белильный и складской корпуса.
В 1994 г. комбинат «Советская звезда» вместе с комбинатом «Красная нить» вошел в концерн «Квартон». В настоящее время это ОАО «Советсая звезда» - является одним из крупнейших производителей текстиля и выпускает нитки и пряжу разного назначения.
12. Далее, наскоро пробежав мимо жилых кварталов, мы вышли к промзоне, через которую двинулись в сторону Канонерского острова.
13. Здесь на улице Шотландской расположен довольно большой куст подъездных путей, ведущих от станции Новый порт к ОАО „Холодильник№1“, каким-то складам и нескольким мелким предприятиям. Проезд, возникший в 1930-е годы от Двинской улицы до современной Невельской улицы, в 1955 году получил имя Шотландская улица. Её название связано с существовавшими в том месте в начале XX века складов Шотландского акционерного общества, которое занималось морскими перевозками и продажей продовольственных товаров из Шотландии.
Изначально улица проходила только до Невельской улицы. В 2011-2012 годах, в связи с подключением съезда Западного скоростного диаметра (ЗСД) к набережной реки Екатерингофки, улицы Гутуевского острова подверглись реконструкции. Так, Шотландская улица была расширена, продлена до набережной и переведена в односторонний режим (направление - от Невельской улицы), на пересечении с Невельской улицей был обустроен широкий перекрёсток.
14. Мимо железной дороги мы пройти не смогли, по ней было идти гораздо интересней, нежели, чем вдоль пыльной улицы.
15. Взгляд назад.
16. Выходим к железнодорожной станции Новый порт. Это конечная таможенная и пограничная грузовая железнодорожная станция т.н. «Путиловской ветви» (соединяет станции Санкт-Петербург-Товарный-Московский, Волковская, Цветочная, Корпусный Пост и Новый Порт (длина ветви - 13 км) Санкт-Петербургского железнодорожного узла на территории Гутуевского острова. Основана в 1881 году, открыта в 1891.
17. В настоящее время по сути является комплексом из трёх станций: Новый Порт, Новый Порт - Перевалка и Новый Порт - Экспорт. Обслуживает близлежащие предприятия петербургского морского порта и имеет паромное железнодорожное соединение с Балтийским заводом на Васильевском острове. Рейсы выполняет паром-ледокол ПЛ-2, используются тепловозы ТГМ23, которые переправляются вместе с вагонами на пароме. Станция Новый Порт обслуживает 1 и 2 районы порта, 3 и 4 районы обслуживает станция Автово.
Выходная горловина станции Новый Порт на востоке по двухпутному мосту пересекает реку Екатерингофку, где Путиловская линия идёт параллельно эстакаде ЗСД. Далее следует соединение с внутренней станцией Кировского завода Пущино, далее пути перегона совместно с эстакадой ЗСД пересекают проспект Стачек и улицу Маршала Говорова, после чего переходят в железнодорожную развязку у станции Корпусной пост: здесь соединительные ветви соединяют Путиловскую линию также со станциями Нарвская, Броневая и Санкт-Петербург-Балтийский.
18.
19.
20. На заднем плане виднеются жилые кварталы на Канонерском острове и высоченная эстакада ЗСД.
21.
22.
23.
24. Подъездной путь ОАО «Петролеспорт» - современного производственно-технологического портового комплекса, на территории которого работает несколько специализированных терминалов - контейнерный, рефрижераторный, ро-ро. Здесь мы свернули влево от железной дороги. Да, кстати, вообще эта территория охраняется и считается погранзоной, так что гулять там чревато неприятностями, но это так, на всякий случай.
25. Прощальный взгляд на железку.
26. И выходим к Двинской улице.
27. Здесь расположен единственный тоннель на Канонерский остров. Он проходит под Морским каналом в Кировском районе Санкт-Петербурга. Тоннель строился Мостостроительным трестом № 6 с 1975 года и был открыт в 1983 году (до этого попасть на Канонерский остров можно было только на пароме или на частном катере). Его сооружали с применением «метода опускных секций» - конструкции опустили на дно, а только затем из них выкачали воду. Секций - пять (каждая длиной 75 метров и массой около 8000 тонн). Общая длина тоннеля - 927 метров.
Тоннель рассчитан на две полосы движения - по одной в каждую сторону. Восточная рампа начинается от Невельской улицы, западная - от кольцевой площади у моста на Белый остров. В тоннель периодически попадает вода, что может быть связано с нарушенной гидроизоляцией. В 1998-2002 годах был досрочно произведен капитальный ремонт. В тоннеле имеется узкий пешеходный тротуар, однако официально ходить по нему пешком запрещено. Да и неприятно, тоннель длинный и сильно загазованный. Уехать на Канонерку можно с расположенной метрах в 100 от тоннеля остановки ОТ или на автомобиле.
28. Морской канал. Вид с Канонерского на Гутуевский остров. Слева за кадром Васильевский остров и Морской вокзал Санкт-Петербурга. Между кранов на фото заброшенное здание бывшего холодильника Ленмясоторга.
29. Вид на юг с двухуровневым мостом ЗСД - внутригородской платной автомагистрали в Санкт-Петербурге, идущей от развязки КАД, Предпортовой улицы и Дачного проспекта на юге до съезда на трассу «Скандинавия» и Зеленогорское шоссе на севере, огибая город с Запада. Имеет съезд на Васильевский остров, что делает его доступным круглосуточно вне зависимости от разводки мостов. ЗСД строился поэтапно с 2005-го года и был окончательно сдан в эксплуатацию 4 декабря 2016 года. Длина магистрали составляет 46,6 км.
30. А вот моё фото с парома на Морской канал 2013-го года. Слева Канонерский остров, справа Гутуевский. Тогда ЗСД здесь ещё не было.
31. И вообще там с парома открываются очень крутые промышленные виды. Рекомендую посмотреть, ежели будете откуда-то плыть в Питер.
32. Но вернёмся на Путиловскую набережную Канонерского острова, названную в 2009-м году в честь русского инженера и предпринимателя Николая Ивановича Путилова (1820-1880), проектировщика и подрядчика строительства Морского канала.
33. В первой половине XVIII века Канонерский остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным. На берегу, обращённом к заливу, стояла батарея с пороховым погребом (складом боеприпасов). В последней четверти XVIII столетия за островом закрепляется название Канонирский, несколько позже - Канонерский (слово «канонир», или «канонер», заимствовано из французского языка и означает «пушкарь»). Канонерский остров долгое время был учебным полигоном; это назначение остров утратил после создания на Гутуевском острове Морского торгового порта.
С середины 1870-х годов на формирование береговой линии Канонерского острова превалирующее влияние стали оказывать работы по обустройству Санкт-Петербургского морского порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала. Восточный склон Канонерского острова был укреплён и стал правобережным откосом Морского канала. Остров увеличивался в длину и на юге достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского морского канала. На севере разместился судоремонтный завод с ковшами и доками.
Морской канал строился в 1875-1885 годах и был введён в эксплуатацию в 1885 году. Южная и Северная дамбы порта строились в 1884-1914 годах.
34. Здание портовой конторы начала XX века. В советское время в здании располагалась амбулатория Канонерского судоремонтного завода. В настоящее время - офисы. Здание построено в одно время с "Гаванским городком" на Васильевском острове и в похожем стиле. Предназначалось для специалистов Канонерских судоремонтных мастерских и было жилым до 1969 г. Затем переоборудовано под амбулаторию КСЗ.
35. Восточная часть Канонерского острова (западный, правый берег Морского канала) представляет собой укреплённый прямой в плане берег. Западная часть Канонерского острова, выходящая к Невской губе, никогда не была укреплена или защищена. Здесь находится отмелый участок, являющийся частью Невского бара. В 1983 году был построен тоннель, соединивший Канонерский остров с Гутуевским, тем самым связав отрезанный до этого Канонерский остров с остальным Ленинградом.
В 2016 году состоялось открытие западной скоростной магистрали, часть которой проходит прямо над Канонерским островом. Это оказало негативное влияние на экологическую обстановку на острове. Некоторые здания, расположенные под трассой, были расселены из-за круглосуточного шума и пыли, в них стали ютиться бездомные люди. Население острова страдает от повышенного шума и высокой концентрации пыли в воздухе. Трасса также проходит над детским садом, что делает территорию потенциально опасной для детей. Цены на квартиры на острове заметно упали и жители стремятся продать их, чтобы уехать. Летом того же года Роспотребнадзор провёл замеры шума и выявил значительные нарушения даже при том, что «МСС», владеющая платной трассой, в этот момент намеренно стремилась ограничить движение на трассе. Также компания противится возможности установить защиту от шума, несмотря на давление Роспотребнадзора и местных активистов.
36. В начале 2018 года между крайними жилыми домами и гаражами на острове был разбит первый регулярный облагороженный парк. Однако вскоре стало известно, что на острове собираются построить храмовый комплекс, что потребует изъятия части земли парка. Из-за большого количества протестов местных жителей, вопрос о месте расположения храма было решено вынести на референдум.
37.
38. До 21 сентября 2009 года, когда появилась Путиловская набережная, на Канонерском острове не было ни одного поименованного проезда, а все дома по сей день имеют адреса вида «Канонерский остров, д. …».
39. Вообще Канонерка производит впечатление эдакого провинциального городка, тихого, с размеренной жизнью. The Village так
описывал со слов местной жительницы жизнь на Канонерке в былые времена:
Елена живет на острове почти с рождения: ее отец переехал на Канонерку в 1968 году. Раньше, говорит она, это была закрытая территория - «государство в государстве»: «Дети спокойно гуляли во дворах. Ключики оставались под ковриками. На Канонерке были аптека, магазин, столовая, библиотека, клуб, куда мы бегали в кино». Все изменилось в первой половине 80-х, после запуска тоннеля, соединяющего Канонерский остров с Гутуевским: начали появляться незнакомцы - жители перестали оставлять ключи под ковриками.
40. Сейчас построили ещё и ЗСД, что создаёт круглосуточный шум и ухудшает и без того плохую экологическую обстановку. Почва острова сильно загрязнена цинком и другими тяжелыми металлами, помимо этого улицы и дома остаются в крайне неблагоустроенном состоянии, чем уже не раз эта проблема привлекала общественность. Но вообще Канонерка, несмотря на всё это, мне очень понравилась. Она очень атмосферная и непохожая на остальной Петербург, в этом есть свой шарм.
41. Трубы Северо-Западной ТЭЦ, ЗСД, Лахта-центр и очистные сооружения Центральной станции аэрации «Водоканала» на искусственном Белом острове, который связывает с Канонеркой небольшой мост.
42. На заднем плане Канонерский судоремонтный завод, основанный в 1883 году. Ежегодно на заводе проводится ремонт около 90 судов: сухогрузы, контейнеровозы, танкеры, пассажирские суда, рефрижераторы, ледоколы, военные корабли, суда специального назначения и др., из которых около 20% - это суда иностранных фирм. На заводе имеется четыре плавучих дока грузоподъемностью 4000 т, 8500 т, 15000 т. и 35600 т. Причалы протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 10 м. Слева в кадре также виден мост на остров Белый.
43. Заброшенная дымовая труба, оставшаяся от недостроенной котельной посреди огороженного пустыря на берегу Финского залива. Пишут, что с трубы прыгали безбашенные джамперы на веревке и даже без. Доступа на неё, как я полнял, сейчас нет. Ну или очень сложно.
44.
45. Местная школа № 379. Интересное решение окон и лесенки.
46. Ну и прощальный взгляд на залив и ЗСД в лучах заходящего солнца.
Ну и всё на сегодня. И традиционно большое спасибо за внимание! В следующий раз расскажу про завод "Красный треугольник".