Продолжаем прогулки по непарадному Петербургу. Как я и обещал, в этом посте речь пойдёт о заводе «Красный Треугольник», что находится на набережной Обводного канала в западной части Адмиралтейского района неподалёку от станции метро Балтийская и одноимённого вокзала. Территория завода сверху действительно напоминает форму треугольника, острым углом выходя к набережной и улице Розенштейна. Многие корпуса завода ныне стоят заброшенными, став местом паломничества любителей промышленной архитектуры. Ну и просто любителей сделать необычную фотосессию и побухать.
1. Давайте прогуляемся!
2. Улица Розенштейна. Слева 237-й корпус завода, справа - комплекс зданий бывшей фабрики искусственной шерсти и пряжи Ю. К. Клейбера, построенных в 1875 году по проекту М.А. Брусилова, а затем перестроенных и расширенных в 1890-е по проекту Г.О. Гиргенсона. С 1922 года носили название Петроградская шерсто-прядильная фабрика Шерис, затем с 1935 года -Угарно-прядильно-ткацкая фабрика им. Лебедева и Прядильно-ткацкое произвенное объединение (Филиал № 3) с 1975 года до закрытия.
3. Ныне в комплексе зданий расположены учебные корпуса Санкт-Петербургского государственного университета Промышленных Технологий и Дизайна.
4. Заглянули в арку на набережной.
5. А там котики. Серьёзные.
6. И тупиковый двор, отсюда входа на завод не было.
7. Поэтому мы пошли дальше по набережной. На другом берегу расположен комплекс построек бывшего казённого очистного винного склада № 4.
Построен в 1896-1898 гг. по проекту гражданского инженера Г.Г. Рабцевича.
8. И вот мы у цели, на территории завода. Часть заброшенных корпусов обвалилась, внизу у руин зачем-то горела бочка. Для соответствующего антуража не хватало только негров, читающих гэнгста-рэп.
9. «Красный треугольник» является первой в России резиновой фабрикой. Свою историю отсчитывает с 1860 года, когда Фердинанд Краузкопф учредил Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры под фирмой «Треугольник» (ТРАРМ). Товарищество имело право маркировать изделия государственным гербом за высокое качество продукции, представленной на Московской мануфактурной выставке 1865 года. Все изделия имели также фабричное клеймо в виде треугольника, внутри которого указывался год учреждения товарищества - 1860, название товарищества - «Т. Р. А. Р. М.» и место производства - «С.Петербургъ».
10. В 1918 году, после национализации, исходя из традиционной треугольной формы фабричного клейма, завод был переименован в «Красный треугольник». В 1930 году шинное производство на базе Красного треугольника было реорганизовано в Ленинградский шинный завод, ставший основой отечественной шинной промышленности. В 1932 году завод начал производить синтетический каучук. В 1962 г. Ленинградский шинный завод вошёл в состав производственного объединения «Красный треугольник».
11. 21 октября 1967 года за победу в соцсоревновании и в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции коллектив ПО «Красный треугольник» был награждён памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, Совета министров СССР и ВЦСПС. Знамя оставлено в коллективе на вечное хранение как символ трудовой доблести. После 1990 г., Ленинградский шинный завод вышел из состава объединения «Красный треугольник» и, в конечном итоге, в 1994 году был преобразован в АО «Петрошина».
12. Основной продукцией завода в начале XX века являлись резиновые галоши (в 1900-1912 годах их выпуск возрос с 10 млн. пар до 20 млн. пар; до 25% выпускаемой продукции шло на экспорт); производились также и машинные приводные ремни, трубы для газопроводов, клапаны для насосов и вентилей, электроизоляционные материалы, медицинские инструменты и прочее. До конца XIX века завод был монополистом в этой отрасли в стране, а в XX веке являлся крупнейшим предприятием по производству резиновых изделий в России и Европе.
13. В годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) выпускал автомобильные покрышки, противогазные маски, артиллерийские буферы. В 1920-х годах занимался ремонтом шин и камер, восстановил производство довоенной продукции, затем освоил производство технических изделий для авиации и тракторостроения, металлургии, автомобильной, бумажной и полиграфических отраслей, для железных дорог и других хозяйственно-промышленных сфер. Наряду с выпуском галош, освоил изготовление технической и спортивной обуви, в 1930-х годах - изделий из синтетического каучука.
14. В предвоенный период предприятие было разделено на ряд самостоятельных производственных единиц, крупнейшими из которых стали заводы «Красный треугольник», выпускавший обувь, и завод «Промтехника» (позже - «Завод резиново-технический изделий», РТИ), изготовлявший продукцию для промышленности. В годы блокады, в 1941-1944 годах на оставшемся после эвакуации оборудовании выпускались аэростаты, понтоны, рукава для огнеметов, детали военной техники.
15. Предприятие сильно пострадало от авианалетов и обстрелов, в 1944 году началось его восстановление. В 1960 году ежегодный выпуск резиновой обуви достиг 80 млн. пар в год. В 1962 году «Красный треугольник» и завод "РТИ" вошли в производственное объединение «Красный треугольник»; после приватизации, произошедшей в 1994 году, завод «Красный треугольник» - вновь самостоятельное предприятие.
16. В 2000 году Федеральная служба налоговой полиции наложила арест на активы предприятия. В мае 2001 года в отношении ОАО «Красный треугольник» было возбуждено производство по делу о банкротстве. А в июле того же года было введено конкурсное управление предприятием при долге 260 млн рублей. В мае 2002 года решением арбитражного суда предприятие было признано банкротом. Конкурсное производство «Красного треугольника» завершилось в 2005 году.
17. В настоящее время территория завода принадлежит компаниям ЗАО «Музей» и ООО ПСГ-СПБ «Красный треугольник», в отдельных корпусах промзоны работает несколько обувных фирм, но объём выпуска резиновой обуви очень мал, многие фирмы перешли на пластики. Также на территории завода располагаются производственные и административные корпуса одного из ведущих российских производителей конвейерных лент - «ГСК Красный Треугольник». По состоянию на 2016 г. «ГСК Красный Треугольник» входит в тройку крупнейших производителей конвейерных лент в РФ.
На территории также работает единственный в России завод по производству шин для велосипедов, мотоциклов и сельхозшин, родоначальником которого было производство, организованное в 1860 году на Красном треугольнике. Изначально ТРАРМ «Треугольник» производил экипажные массивные резиновые шины. Назывались эти шины: «Марсъ» красного и чёрно-серого цветов, «Специалъ» красного цвета, «Экстра» чёрно-серого цвета.
18. Помимо промышленных организаций, некоторые помещения сдаются под офисы, особенно много на нынешнем «Красном треугольнике» студий, занимающихся звукозаписью и предоставлением помещений для репетиций музыкальным коллективам. На территории также находятся ресторан и кафе, в начале 2011 года открылся музыкальный клуб «Байконур». С 2014 года здесь работает студия известного петербургского видеоблогера Дмитрия «Гоблина» Пучкова. Но большинство помещений завода заброшены и обветшали, многие окна выбиты, внутренние дворы не убираются. Это обстоятельство делает территорию бывшего завода по производству резиновой продукции притягательной для таких, как мы :) любителей эстетики заброшенных строений. На территорию Красного треугольника организуются незаконные экскурсии, группы людей проникают на территорию через общественные проходные, и далее организаторами проводятся в заброшенные корпуса, а также на крыши этих корпусов. Незаконными эти экскурсии считаются, так как корпуса, куда водят людей, как правило являются чей-то собственностью, но в данный момент просто не используются.
19. Существует проект реконструкции всей территории «Треугольника», преобразующий бывшую промзону на Обводном канале в центр андерграунда и рок-культуры (в который она фактически в некоторой степени уже превращается стихийно). Цеха по производству галош планируется переоборудовать под выставочные и концертные залы, разместить в них театры, музеи, клубы, творческие мастерские. Организаторы проекта декларируют намерение превратить депрессивный район города в центр искусств, сохранив его историческое название - «Треугольник».
20. Сейчас окна нижних этажей закладываются камнем для предотвращения нелегальных проникновений внутрь. Хотя, когда у нас это кого-то останавливало? Впрочем, считаю должным сказать, что там действительно не слишком безопасно в первую очередь для тех, кто залезает. Многие лестницы обваливаются и без перил. В перекрытиях есть глубокие и широкие дыры, которые не сразу-то и заметишь, особенно, если темно...
21. Но, безусловно, внутри очень круто, этого не отнять.
22.
23. Находясь там, ты, словно бы, соприкасаешься с прошлым, с историей, погружаешься в атмосферу и оттуда не хочется уходить.
24. Местами можно снимать фильмы ужасов. Вот тут на развалившейся лестнице подвешены какие-то верёвки. Думаю, что было бы неплохо для большего антуража подвесить на них за шею каких-нибудь старых одноглазых кукол или облезлые пыльные детские игрушки. И бухать при свечах зимними вечерами.
25. Вид на казённые винные склады из окна.
26.
27. Идёшь через здание по кругу и вроде бы всё одинаковое, но нет, везде есть что-то своё.
28. Корпуса самого большого и заброшенного комплекса построены в разное время. Один в 1906-м году, другой в 1913-м, третий в 1914-м...
29. Но все они связаны и являются единым целым.
30. Ну почти оргазм красота же! Хорошо видно уже заложенные окна нижних этажей комплекса.
31.
32.
33. Аутентичная, видимо даже дореволюционная дверь в туалет.
34.
35. Здесь явно был пожар и относительно недавно.
36. А это, видимо, остатки продукции, выпускаемой здесь. Напомнило Чернобыльскую зону.
37.
38. Величественные корпуса. Стоя там, закрыв глаза, представляешь себе, как тут кипела у стоявшего здесь некогда оборудования работа, как гремели и гудели станки, раздавались бодрые и не очень, весёлые и злобно-матерные голоса работяг и начальства... Теперь здесь тишина и лишь изредка тяжёлый спёртый воздух разрезает гулкое эхо от голосов таких гостей, как мы, разносясь вдаль под высокими сводами.
39. Вот по этой лестнице спускаться было реально стрёмно. Она частично разрушена, качалась под ногами, приходилось двигаться очень аккуратно, ибо в случае чего лететь там высоко и падать больно.
40.
41. Время близилось к заходу солнца, ну, а мы приближались к выходу.
42. Прошлись ещё напоследок немного по территории, где остались действующие и сдаваемые в аренду корпуса. На переднем плане корпус № 296, на заднем - корпус № 221.
43.
44.
45. А это корпус № 217. Что именно там сейчас находится узнать не удалось, но какие-то признаки жизни есть.
На этом мы закончили нашу прогулку по заводу и пошли дальше. Но об этом в следующий раз. А на сегодня всё.
Спасибо за внимание и до новых встреч! ;)