Еще раз к вопросу о "компетентности покупателя"

Feb 03, 2013 11:11

Один из пусть не центральных, но наиболее устойчивых мифов рыночного идеализма - это аксиома "компетентности покупателя", согласно которой он располагает исчерпывающей информацией о свойствах любых товаров, протягиваемых ему на невидимой ладони рынка:), и, таким образом, может из всего многообразия выбрать именно то, что ему нужно. Короче, "любой ( Read more... )

капитализм, товарное производство

Leave a comment

Comments 16

pif February 3 2013, 05:42:38 UTC
Вступлюсь слегка за правосудие:
В государственном аппарате данная проблема не сказать, чтобы совсем игнорировалась. Если скажем Вы решите вдруг вступить на скользкую дорожку выпуска опасных для жизни и здоровья потребителя товаров, то Ваша предпринимательская идиллия не продлится дольше, чем "издержки" в виде окоченевших граждан станут заметны государству чисто статистически. И тут уже живые предприниматели начнут завидовать мертвым. Механизмы такого "укрощения стихии свободного рынка" весьма разнообразны - от базирующегося на избытке юристов "потребительского экстремизма" в США до включения остатков "соваппарата" типа Роспотребнадзора. Поэтому подобные явления никогда не переходят некоей грани, за которой предприниматель сталкивается с государством, причем никакая "коррупция" в таких случаях уже не работает, поскольку затронутым оказывается уже пресловутый государственный интерес.

Reply

v_vodokachkin February 3 2013, 16:03:43 UTC
//предпринимательская идиллия не продлится дольше, чем "издержки" в виде окоченевших граждан станут заметны государству чисто статистически//
- оно так, но ведь еще нужно проследить взаимосвязь между переходом граждан в мир иной и приобретением того, от чего они окочурились. Да и для их массовых безвременных кончин требуется что-то уж совсем убийственное, а не просто вредное:)

Reply

Предположим просто вредное: pif February 3 2013, 17:16:48 UTC
Койко-места в больницах кончаются, массовые больничные проковыривают дыру в местном ПФР и т.п. Система запускает увлекательный процесс под названием "поиск крайнего", желательно где-нибудь снаружи. Обычно находит, хотя не всегда с первого раза.
p.s. Например у О'Генри герои стараются дважды в один и тот же город не попадать :)

Reply

Re: Предположим просто вредное: v_vodokachkin February 5 2013, 05:34:22 UTC
//Система запускает увлекательный процесс под названием "поиск крайнего"//
- так это же опять нерыночные механизмы! А Великая Рыночная Парадигма гласит, что предприниматель-жулик суть нонсенс, предприниматель не может быть нечестным, ибо иначе его бизнес накроется большой медной посудиной, а потому он должен заботиться о лояльности клиента... и все такое.

Reply


sashaklain February 3 2013, 10:47:33 UTC


Неудивительно, что многие предприниматели используют бренд «ГОСТ» как знак качества.

\\\никакими судебными исками и уж тем более, никакой "покупательской компетентностью".\\\\

И все это якобы для пресловутого многообразия товаров. В принципе любой товар делится на три категории: 1. Качественный. 2. Некачественный 3. Говно.

Уровень доходов автоматически относит потребителя к перечисленной категории. Конечно, при капитализме и высокая цена на товар ещё не является гарантией его качества, что в свою очередь однозначно характеризует систему как иррациональную.

Reply

v_vodokachkin February 3 2013, 11:23:37 UTC
//В принципе любой товар делится на три категории//
- и еще внутри каждой из перечисленных категорий существует ситуация избыточного выбора - дофига вроде бы непохожих видов одного товара от разных производителей с аналогичными свойствами. Ясно, что покупатель никак не может быть экспертом по ним всем.
//Уровень доходов автоматически относит потребителя к перечисленной категории//
- не обязательно. Тут накладывает отпечаток феномен пресловутого престижного потребления. Подверженный ему индивид будет себе отказывать во многом (иногда жизненно необходимом), лишь бы купить нечто, воспринимаемое как атрибут крутизны и успешности.
И наоборот: могу покупать ножики не из дешевых, но покупаю главным образом бюджетный китаепром - потому что мне так интереснее:)

Reply


al_ven February 3 2013, 19:10:18 UTC
Отношения с капитализмом (и кап. обществом потребления) - это игра с шулером, поэтому думать, что ты сможешь выиграть по его правилам, используя какие-то рациональные знания но меняя системы - это иллюзия.

Reply

v_vodokachkin February 5 2013, 05:31:02 UTC
Разумеется. Но до чего ж эта иллюзия многогранна и живуча:(

Reply

al_ven February 5 2013, 06:36:16 UTC
Это да. А сколько сейчас расплодилось телепередач, где рассказывают (поучают, точнее) о том, сколько вокруг обмана (в торговле, некачественных товаров, в сфере услуг и пр.) - ведь там, под видом практических советов, проталкивается определенная установка по отношению к социально-экономической реальности и психологическому климату, суть которой в признании "естественности" всего этого, то есть рыночной экономики. "Не задумывайся о системе и системных проблемах, о причинах частных проблем, а тем более о том, как это изменить - приспосабливайся, думай только как выжить в этих условиях".

Reply

v_vodokachkin February 5 2013, 13:05:25 UTC
//проталкивается определенная установка по отношению к социально-экономической реальности и психологическому климату, суть которой в признании "естественности" всего этого//
- мне в этом видится прискорбное обстоятельство, которое может иметь далеко идущие последствия, а именно: закрепляется представление о нормальности общественной жизни в форме bellum omnium contra omnes. А как известно, a la guerre comme a la guerre, и отчасти поэтому мы наблюдаем проблемы типа сложности даже простейших коммуникаций между индивидами. Таким образом, жизнь, основанная на конкуренции, может в итоге привести к финалу нашей истории как биологического вида. Вообще-то, я уже давно писал, что основной смысл ликвидации капитализма и замены его научно организованным обществом вижу именно в сохранении вида хомо сапиенс, а не в отвлеченных понятиях, как то "свобода", "справедливость" и т.п., которые можно трактовать весьма произвольно.

Reply


herz_t February 15 2013, 21:55:30 UTC
Хотелось бы заметить, что в указанном примере говорится о товаре, который реализовывают "с рук" ("... на дому и в некоторых крупных торговых центрах").
Кажется, что система работы "сетевого маркетинга" уже давно всем знакома. Видимо есть еще рисковые люди.)Тут уж задумываешься и вовсе об отсутствии сертификации и каких-либо других документов подтверждающих соответствие качества и безопасности товара, даже липовых.
О какой тут "компетенции покупателя" можно говорить, коли соглашаясь на подобные "сделки", покупатель сам рад обманываться.

Reply

v_vodokachkin February 16 2013, 05:00:11 UTC
Тем не менее, никакая сертификация де-факто не решает проблему того, что деликатно именуют "контрафактной продукцией". Были сообщения (ссылку сейчас искать, честно говоря, лень:)), что на печальной памяти "Фобос-грунте" тоже стояла куча электроники, не соответствовавшей проектным требованиям. А уж эти комплектующие закупались явно не с рук. В общем, неумолимая логика товарного производства, в соответствии с которой целью экономической деятельности является не производство того, что реально нужно, а получение прибыли.

Reply

herz_t February 16 2013, 07:27:00 UTC
"...логика товарного производства, в соответствии с которой целью экономической деятельности является не производство того, что реально нужно, а получение прибыли."

Безусловно, соглашусь с вами.
Ведь производитель, действуя только лишь в своих сомнительных интересах, предлагает нам под видом "исключительного" товара как вы говорили?.... "какую-нибудь НЁХ (http://lurkmore.to/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B5%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%85%D1%83%D0%B9%D0%BD%D1%8F). "

Reply


Leave a comment

Up