Справедливый процент банка Святого Духа

Jul 27, 2008 10:33



Справедливость - понятие относительное. Если вы даете взаймы тому, кто способен за год получить 400% прибыли, справедливо ли вам расчитывать хотя бы на четверть этой прибыли от предоставленного вами займа? Думаю, согласитесь, что справедливо, да и ваш заемщик благодаря убедительности этой логики будет с вами согласен.

Каждый взятый взаймы и посеянный мешок пшеницы приносил заемщику 5 мешков пшеницы нового урожая, один шел вновь на посев, оставалось 4 мешка. Вот из этих 4 заимодавец и забирал себе четверть в качестве процента и один мешок в качестве возврата займа, один мешок превращался в два, заем приносил 100% прибыли. Безумные проценты по займам средневековья основывались именно на этой сельскохозяйственной логике, а именно на этих процентах из наших сборщиков налогов и выросли олигархи, ежегодно собиравшие свои проценты на предоставленный некогда их предками капитал с потомков заемщиков, превратившихся со временем в арендаторов собственных земель: долг за давностью лет перешел с лиц на землю.

Справедливость взимания процента по займам подверглась всеобщему сомнению лишь тогда, когда короли столкнулись с денежным обращением и сами стали заемщиками. К тому времени на погосте уже прочно обосновалась христианская церковь, занявшая место прежнего языческого капища, те хозяйственные обязанности перед окрестными жителями, что прежде были возложены на жреца, нес теперь вместе с духовными поп - пресвитер, с ростом числа христианских общин заменивший в приходе епископа, ставшего экономом и блюстителем целой епархии. Выбирали попа так же, как прежде выбирали жреца - на общем собрании прихода, епископа выбирало себе собрание попов и отправляло за благодатью к другим епископам. На страхование, нужды церкви и всего местного причта жители скидывались по каждому десятому мешку из урожая, а поп отправлял каждый десятый мешок епископу. Римский папа, хоть и председательствовал на соборах, и представлял всю западную церковь в ее взаимоотношениях со светскими властями, но был тогда епископом Римской епархии и выбирали его местные попы-кардиналы.

Первыми банками, начиная с Шумера, Вавилона и Египта, и были те самые храмы, выросшие на месте племенного погоста. Христианские храмы не составляли исключения из этого правила: храм св. Софии в Новгороде, например, тоже стоял на бывшем погосте, объединявшем три племени, и был держателем серебряного резерва всей земли, а новгородский архиепископ по совместительству был еще и министром финансов. Надо ли говорить, что он тоже избирался? Процедура была смешанной: вече определяло трех претендентов на выборах, а владыкой становился тот, кого определял жребий.

Стать такими же банками, как вавилонские и египетские храмы, храмам христианским мешал запрет на ростовщические операции, наложенный еще Никейским собором в 325 г., потому церковь была особенно ретива в деле искоренения ростовщичества, в 1179 г. она устами папы Александра III объявила ростовщиков лицами, лишенными причастия и христианского погребения. Христианское ростовщичество замерло, но ему на смену пришло иудейское - королям, их баронам и городам нужны были деньги.

Выступление папы Александра III произошло, менее столетия спустя после того, как епископ римский Григорий VII принудив всех духовных лиц к безбрачию, объявил себя единственным католическим папой на свете, себя и всех последующих пап наместниками св. Петра на земле и сам возжелал стать императором всей христианской паствы, заведя себе войско и корону. С тех пор право ставить своей волей епископов перешло к папе, а кардиналы встали выше епископов, образовав сенат при папе-императоре. Епископы стали обязаны папе десятиной, она обращалась в золото и отправлялась в папский подвал - будущий банк Святого Духа. Власть духовная копировала последние достижения власти светской и тоже требовала денег.

В XIII веке к борьбе с ростовщиками присоединились и светские власти. Максимальную ставку процента ограничили законами, в Пизе ростовщикам запретили жить в городе и обращаться в городской суд, английские евреи-ростовщики были высланы из Англии, короли, исполняя желание церкви, изгоняли ростовщиков, не преминув при этом присвоить их имущество, а затем продавали им право вернуться. Людовик VIII разрешил своим подданым не выплачивать проценты при возврате займов, правда, сами займы должно было вернуть в трехдневный срок под контролем баронов, собиравших часть сумм в пользу свою и короля, Людовик IX простил своим подданым треть их долгов ростовщикам…

Как же сами короли при этом брали взаймы? Они и не брали, они уже продавали банкирам и монашеским орденам право сбора налогов в своих королевствах. Папа тоже уступил свои права на сборы итальянским банкирам из 10% маржи и отлучал от церкви злостных неплательщиков своих банкиров. В Модене городские власти однажды в 1306 году поступили еще проще: они приняли закон, обязывающий тосканских торговцев под угрозой применения к ним силы предоставить моденской коммуне заем в 500 ливров, большей частью подобные займы не возвращались. Прочие же итальянские города обычно разрешали своим торговцам на своей территории операции, сумма которых не могла превысить в полтора раза предоставленные торговцами этим городам займы. Подобная практика вела только к увеличению предложения на рынке займов, но займы под проценты маскировались под иные операции - покупку, обмен денег или принятие вклада под вексель.

Папа Лев X, в миру Джованни Медичи, сын Лоренцо Великолепного, увеличил расходы папского двора на презентацию настолько, что они вдвое перекрыли доходы от всех папских предприятий и имений. Находясь на краю финансовой пропасти, он основал римскую курию из 638 чиновников, поглотившую и остатки казны, завещанной ему его предшественниками. Чтобы покрыть расходы, он назначил несколько новых кардиналов, уступил право назначать французских епископов королю Франции, начал безудержную эмиссию папских ценных бумаг - индульгенций, а в 1515 г. узаконил и процент по займам, признав справедливым такой процент, который покрывает издержки заимодавца по содержанию банка и издержки католической церкви по снятию греха, эти издержки были признаны равными первым издержкам и поступали в папскую казну. Банк Святого Духа начал набирать обороты.

РЫНКОСТРОЕНИЕ    19  20  21  

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up