Золото с серебром и черное золото с мясом

Jul 17, 2008 17:35



Неблагодарное это дело - прогнозы. Некогда все футурологи на службе городских советов единогласно полагали главной городской проблемой лет через пятьдесят навоз от увеличившегося в геометрической прогрессии поголовья лошадей в городах. Попробуйте ныне завести в городе лошадь. Уже через тридцать лет после этих прогнозов не только поголовье лошадей в городах не увеличится, но и сама инфраструктура для проживания лошадей в городе исчезнет вместе с ними, место лошади в городе прочно займет автомобиль.

Судя по тому, что наши правители снова решили дать бой инфляции, будущее наше проясняется, поскольку воевать с ней собираются те же, кто блистательно закончил прежний бой, объявив дефолт, и тем же оружием. Представление правительства о том, что инфляция бывает только оттого, что в стране слишком много денег, и должно нас привести к следующему дефолту. Но пока мы не о нынешнем нашем правительстве.

То, что автомобиль - это вовсе не так хорошо, как сперва казалось, выяснилось уже в начале семидесятых годов вместе с ростом цен на бензин. Кроме возросшей цены заправки, автомобиль стал неугоден и тем, что в его выхлопе содержатся вредные и ядовитые вещества. Правительства срочно стали принимать перспективные программы по снижению содержания этих веществ в отработанных газах, а производители стали разрабатывать менее прожорливые двигатели. Попытки перевести их на иной вид топлива остались попытками: даже подорожавший бензин оставался более дешевым топливом, нежели предлагавшиеся его заменители.

Правительства в начале следующей волны подорожания бензина постановили отказаться от бензиновой зависимости и засеять пустующие благодаря тем правительствам земли культурами, способными после переработки давать биологический заменитель ископаемого топлива. Земли пустовали из-за политики сдерживания падения цен на продовольствие: Европа и Америка с Канадой производили его слишком много, и в качестве компенсации за пустующие земли фермеры получали от правительств либо прямые дотации, либо, как в Англии, государство приобретало установленное им количество продукции по завышенным ценам, а продавало его дешевле. То есть в Англии оно делало для сокращения производства именно то, что делал и Советский Союз, полагая эти операции стимулированием его роста. Впрочем, нынешние наши аграрии-политики до сих пор так и полагают.

Наложившись на увеличение емкости мирового рынка продовольствия из-за появления на нем новых потребителей - азиатских стран, строивших свой рынок, и приток денег на товарные биржи из прежних их аккумуляторов - ипотеки и фондового рынка, эти засеянные биотопливом поля привели к росту цен на продовольствие. О емкости продовольственного мирового рынка можно судить хотя бы по тому, что в Южной Корее до сих пор на каждую душу приходится чуть более 30 кг мяса в год, а на американскую душу - в четыре раза больше. Наша рыночная душа, для справки, поглощает своего мяса 37 кг, и еще 20 кг покупает на том же рынке, советская же душа ела всего около 78 кг, при импорте 10 кг.

Бензин, похоже, начал свой ценовой взлет по тем же причинам, что и продовольствие, роль засеянных биотопливом полей, катализатора этого роста, взяли на себя правительства стран ОПЕК: обеспокоенные в конце 1990 г.г. резким падением цен на сырую нефть, они сократили ее добычу, лишние деньги, покинув иные торговые площадки, в то время находившиеся в зоне риска, ринулись на самые эффективные операции - покупку и продажу постоянно растущей в цене сырой нефти. Это позволило стабилизироваться инвестиционным рынкам, но стало и причиной устойчивого роста цен на сырье.

Государства, взяв на себя роль рыночных регуляторов, пошли по стопам все того же Эдуарда III, из-за нехватки серебра в Англии для чеканки фунтов, пустившего в оборот золотые нобли. С тех пор его подданные, лишенные права экспортировать шерсть, отправляли на Континент то золото, то серебро, меняя фунты на нобли, если золото на континентальном рынке дорожало, и нобли на фунты, если поднималось в цене серебро, Англия медленно, но верно лишалась и фунтов, и ноблей, нехватка денег в обращении приводила к сокращению производства и… инфляции.

Нефть и продовольствие, став из товара финансовым инструментом, становятся угрозой для самого финансового рынка и для самих финансов, тем более, что еще один прежний эффективный финансовый инструмент - ипотечные закладные, приведя их после того, как они и стали финансовым инструментом, к неликвидности из-за резко возросшей, а затем и упавшей цены на недвижимость, приказал долго жить.

Когда цена на бензин сравняется с ценой коньяка, мы вспомним и о паромобилях, и об электромобилях. Предубеждение к ним канет в лету - уже сейчас в ответ на растущие цены появляются бензино-электро автогибриды, но нам еще предстоит с удивлением узнать о том, что КПД современного парового двигателя выше, чем у дизеля, а его размеры и вес лошадиной силы такие же как у бензинового, и о том, что электромобилю вовсе нет причины стоять часами на зарядке аккумулятора - достаточно всего лишь поменять в нем сам аккумулятор. Для перехода на иное средство передвижения всего-то и нужно - выстроить для него соответствующую ему инфраструктуру.

РЫНКОСТРОЕНИЕ     12  13  14  

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up