Ода проволоке и столбам.

Jul 05, 2008 10:23



Обыватель убежден, что Форд изобрел автомобиль и сделал его доступным для всех. Захлопывая дверцу своего автомобиля, он знает, что через пару километров обязательно встретит АЗС и наполнит бак, он не сомневается в том, что и сто лет назад эта заправка стояла на том же месте. Ну, может, и не на этом точно - мир ведь меняется стремительно, но где-то поблизости заправка уж обязательно да существовала. Ну, было их меньше, но ведь были же! Ведь автомобиль уже был! Простая мысль, что автомобиль и стал именно тем, что он есть - экипажем с двигателем внутреннего сгорания, только потому, что ему не нужны были АЗС, никогда не придет ему в голову. Так уж устроена голова обывателя.

В этой голове имеются четкие представления о том, что сначала появляется некое полезное изобретение, а потом оно само под себя выстраивает необходимую ему инфраструктуру потому, что на это изобретение существует большой спрос. Скажем, появился телеграф - выстроилась для него и телеграфная сеть, появилась электрическая лампочка - выросла и электрическая сеть вместе с электростанциями, появился телефон - тут же появилась и сеть телефонная с коммутаторами. Сами по себе благодаря очевидности для потребителя выгод телеграфа, электрических лампочек и телефона. А все, что изобретено, но не производится, не производится лишь по одной причине - отсутствию спроса.

На самом деле, ни одно изобретение не становится всеобщим достоянием, если его производство и использование не вписывается в уже существующую инфраструктуру. Некогда некто получил патент на производство гвоздей из проволоки, сейчас так и делают гвозди, но патент погас, так и не дождавшись появления самой проволоки в нужном количестве. Потом ее стали волочить из любого пригодного для того металла в любых количествах и любого размера. Стали, когда флоту - самой развитой тогда транспортной инфраструктуре, потребовались более прочные тросы из той проволоки для стоячего такелажа, нежели прежние растительные. Если бы не это случайное, в общем, обстоятельство, не было бы у нас ни телеграфа, ни электричества, ни телефона - их ожидала бы участь того патента.

Один из изобретателей телеграфа - Вебер, считал свое изобретение "вопросом физики, который никогда не будет внедрен в практику", это он заявил в ответ на предложение компании, строящей железную дорогу из Дрездена в Лейпциг, использовать его изобретение. Оно было к 1837 г. настоятельной необходимостью для железных дорог: отсутствие надежной оперативной связи между станциями уже неоднократно приводило к столкновению составов. Вебер ошибся дважды: изобретение и было внедрено в практику, и впервые именно на железных дорогах. Так одна инфраструктура, установив вдоль своих путей столбы для телеграфных проводов, породила новую инфраструктуру - телеграфную сеть. Новую, но пришедшую на смену старой, выполнявшей прежде те же функции связи и не только на железной дороге.

Тут мы подходим к еще одному распространенному заблуждению: большинство из нас полагает, что новая инфраструктура всегда изначально нова функционально, забывая, что до появления электромагнитного телеграфа существовал оптический, до появления железных дорог в Англии были каналы, а до появления в городах электричества его заменял газ. Большей частью новая инфраструктура и возникает под личиной простого технического усовершенствования старой.

Газ в городе тоже сначала лишь встроился в уже существующую инфраструктуру - к фонарям на городских улицах протянулся газопровод от газогенераторной станции, заменив в них газом прежние скипидар со спиртом или масло. С улиц газопровод пришел и в городские дома, упразднив в них прежние свечи и лампы. С этого момента и можно говорить о рождении новой инфраструктуры - она предоставила и новые возможности: вместе с газовыми рожками в домах появились и газовые плиты, и газовые печи, и газовые колонки - все, что мы наивно считаем плодами ХХ века. Все это новое оборудование не смогло бы возникнуть вне этой инфраструктуры, при своем появлении призванной лишь заменить один вид топлива на другой в уличных фонарях.

Электрические лампы тоже сначала появились на городских улицах. Поскольку мощность первых электростанций была несравнима с мощностью газогенераторных станций, вместо единой городской сети появились мелкие локальные сети. Модная новинка скоро начала проникать и в дома, чтобы заменить собой газ для рожков вместе с самими рожками электрическими лампочками. Опустим описание новых перспектив, открывшихся горожанам с простой заменой газовых рожков на лампочки. При первой возможности городские советы ликвидировали множество мелких генерирующих станций в своих городах вместе с их разросшимися и пересекающимися сетями, объединив их в единые городские сети, эти сети, по проводам на телеграфных столбах начали свое путешествие всюду, где те стояли, за городские пределы, встречаясь по пути и сливаясь со множеством иных локальных сетей.

Телефонная же сеть, возникнув по образу и подобию телеграфной, первой, не дожидаясь электрической, устремилась вдоль железных дорог по проводам, натянутым вдоль столбов, что некогда были поставлены для нового средства связи, призванного предотвращать железнодорожные катастрофы.

Во времена оны освещать города по ночам приходилось хозяевам домов. Тоже своего рода инфраструктура, прообраз фонарных столбов на городских улицах. Устроители нашей новой жизни, ничем не отличаются от нашего обывателя, едущего на заправку. Они ликвидировали всю прежнюю экономическую инфраструктуру ненавистного им режима вместе с выполнявшимися ею функциями, предложив нам выставлять по ночам на свои подоконники свечи для освещения улиц вплоть до той вожделенной поры, когда мы пройдем весь эволюционный путь от свечей на подоконнике до электричества.

РЫНКОСТРОЕНИЕ     2  3  4 

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up