Рынок, Форд и провода.

Jun 30, 2008 07:24





15 августа 1908 г. ворота завода Форд покинул первый автомобиль модели "Т". Ни в чем нельзя быть уверенным, говоря об этом автомобиле, так что, я вовсе не уверен, что это событие произошло именно 15 августа 1908 г., не уверен в том, что это был именно автомобиль модели "Т", как не уверен и в том, что он покинул ворота.

Говорят, что его цена была самой маленькой на подобное американское изделие, но серийно выпускавшийся предшественник "Т", некий "N", стоил на треть меньше. Говорят, что это был самый популярный автомобиль Америки, но вся Америка называла его автомобилем лузеров. Говорят, что это был самый надежный автомобиль, но запчастей для него было выпущено столько, что их можно найти и до сих пор. Говорят, что он был только черного цвета, но Форд красил их и в красный, и в зеленый, и в желтый цвет. Говорят, что автомобиль был неприхотлив, но ознакомившись с его описанием, приходишь к выводу, что этот эпитет скорее характеризует его хозяина.

Судите сами.

У модели "Т" подача газа регулировалась подрульным рычагом, как на самых древних образцах самобеглых газовых колясок; место педали газа занимала педаль… переключения передач. Зачастую, заводя кривым стартером свой чудо-агрегат, его хозяин оказывался под его колесами оттого, что не смог попасть педалью на нейтраль. Впрочем, та же беда подстерегала его и в холодную погоду: застывшее в трансмиссии масло обеспечивало сквозную передачу крутящего момента от заводной ручки до задних колес. Бензиновый бак модели "Т" располагался под передним сиденьем, а горловина бака под попой переднего пассажира. Свечи четырехцилиндрового двигателя с нерегулируемыми клапанами постоянно выходили из строя, а при холодном запуске двигатель троил и двоил, заставляя трястись и громыхать всю жестяную конструкцию кузова, лишенную из экономии деревянной основы. Из той же экономии на эту модель не ставилось ни единого насоса, оттого его трехлитровый двигатель перегревался, подъемы приходилось преодолевать задним ходом, а масло он жрал как мотоциклет: оно через лубрикаторы подавалось в двигатель из специального бачка. Колеса на этом автомобиле были наглухо присоединены к осям и были лишены тормозов - их заменял трансмиссионный тормоз, запросто глушивший двигатель в самое неподходящее время.

Говорят, что автомобиль был очень ремонтопригоден, но зато он и ремонтировался гораздо чаще других автомобилей. Чаще, но зато не самим автовладельцем. В этом и был секрет популярности модели "Т".

Прежде, чем запускать в производство автомобиль, должный покорить американский рынок, Форд создал этот рынок. Он покрыл всю Америку своей дилерской сетью, призванной и продавать, и обслуживать единственный автомобиль - автомобиль Форда модели "Т". Каждый дилер обязан был и продавать, и ремонтировать, и обслуживать эту модель, а взамен получал и сами автомобили, и запчасти к ним, и возможность играть с ценами и комплектацией. Да, Форд модели "Т" в базовой комплектации стоил дешево, но в базовую комплектацию не входило ни запасное колесо (не само колесо, конечно, а шина с камерой), ни фары, ни тент, короче говоря, все, что можно было снять с автомобиля, вплоть до гудка, с него снималось, а то, что получалось в остатке, и считалось самым дешевым автомобилем Америки. Стоил этот самый дешевый автомобиль аккурат на уровне модели "N" и своих полностью укомплектованных одноклассников, но где они, те одноклассники? В Детройте. Вместе со своими тентами, фарами, гудками и запасками. А Форд на соседней улице вместе с обслуживанием и ремонтом.

Форд продавал не модель "Т", он продавал инфраструктуру для этой модели.

Строя наш капитализм, наши строители забыли эту фишку Форда - опережающее создание инфраструктуры при построении рынка. Точнее, даже не забыли, они о ней просто не догадывались, поскольку их учителям было невдомек, что эта инфраструктура в России напрочь отсутствует. Рынок явился нам, как торговец электрическими лампочками в пустыне днем, поверив ему, что она освещает все вокруг и по ночам, лампочку мы приобрели, и куда ее теперь вкручивать? Или нам ждать надо, пока лампочка провода в песок пустит? Ну, типа, рынок сам все выстроит? Впрочем, где ныне тот торговец? Рынок нам как явился, так и исчезает. Скоро мы будем гадать, а был ли у нас тот рынок? Или то был мираж?

РЫНКОСТРОЕНИЕ  1  2  

инфраструктуральное

Previous post Next post
Up