В продолжении поста: "
И снова "мужчина" и "женщина""
Продолжаю гранить кристал темы символики деления в духовных текстах на мужские и женские образы. В этот раз я хочу остановиться на особенностях подобного деления конкретно в ведических текстах (в частности речь пойдет о Махабхарате). Так как на данный момент я уже успел основательно подзабыть тексты библейские, то сейчас мне кажется, что в Махабхарате все таки существуют некоторые нюансы в рассматриваемом делении, которые таки не проявлены (или не очень проявлены) в других традициях.
Итак по сути.
Начну с конца и сразу предложу свой вариант расшифровки символов. В Махабхарате мужские персонажи олицетворяют собой все психические причины (мысли, усилия, пассивность, осознанность и т.п.), а женские - внешние проявления этих причин. Так, скажем, кшатрии представляют собой все виды раджастических причин, как способов активного проявления человека в жизни - экспансия, охрана територии, гнев и гордость. Риши представляют собой все виды сатвических причин, как способов адекватно оценивать ситуация, быть постоянно в курсе того, что реально происходит - осознанность, проницательность, глубина знания. Шудры представляют собой все виды тамасических причин в виде склонности быть пассивным и идти на поводу внешних воздействий. Все эти персонажи проявляются на нашей внутренней сцене, как взаимодействующие друг с другом антропоморфные психологические качества человека. Они борются и кооперируются. Они рождаются и умирают. Наиболее сильные и ярко выраженные причины в данных текстах изображены именованными персонажами, остальные же присутствуют в фоне - как массовка. Но вне зависимости от сюжета, все описанное в ведах на самом деле разворачивается в нашем собственном сознании.
Далее о персонажах женских. В Махабхарате нам не раз придется столкнуться с фразой, что невестка является "доблестью", "честью" или "гордостью" династии. Долгое время я относился к такой формулировке просто как к склонности индийцев выражаться красиво. Но похоже, что дело все таки не в этом, а в том, что женские образы (по крайней мере образы кшатринь) действительно представляют собой антропоморфные символы указанных качеств: "доблести", "чести", "гордости" и т.п. То есть, говоря о том, что какая-то героиня является "гордостью" рода, авторы ведического эпоса хотят сказать именно то, что говорят - что она олицетворяет гордость (в хорошем смысле) человека.
Таким образом символ сваямвары (брака) в ведических текстах, где женщина вольна выбирать себе партнера, при переводе на психологический язык выглядит следующим образом. Человек благодаря своим усилиям (внутренние причины) рано или поздно приходит к тому порогу, когда приобретает внешний ореол в виде (успеха, признания, уважения и т.п.) Этот ореол и есть символическая женщина. Данный ореол не может быть получен человеком произвольно по желанию (например: "хочу быть знаменитым"), а является следствием работы тех причин, которые действуют внутри человека. В этом и проявляется смысл символа сваямвары - женщина выбирает себе мужа, ни в коем случае не наоборот.
В связи с этим так же становится понятным, в чем заключается и символика преступления "Похищение женщины". Такая ситуация возникает тогда, когда человек начинает домогаться ореола, который не соответствует его внутренним причинам. Например замкнутый и нелюдимый человек начинает хотеть славы, а человек ленивый желает добиться больших результатов. Единственный способ получить желаемое для такого человека - это обман и самообман. Вот этот-то обман и есть символическое "похищение женщины".
Так же становится понятна символика "сати" (самосожжения жены вместе с умершим мужем). "Сати" - это всего лишь разрушение ореола вместе с разрушении его причин. На самом деле в обществе, где истина является наивысшей ценностью, такое психическое сати являлось бы наиболее правильным развитием событий. В таком обществе при потере человеком его душевных качеств он должен был бы сразу потерять и ореол праведности, сформированный под их воздействием. Но в нашем мире, люди часто живут за счет "капитала признания", накопленного в молодости, и поэтому такое психологическое сати в нас не только не воспринимается как норма, но, напротив, способно довести людей до состояния паники. Уж слишком сильна наша склонность работать на будущую "пенсию". Эту склонность сейчас разделяют почти все люди. И поэтому почти все мы склонны закрывать глаза на тот диссонанс, который проявляется, когда мы глядим на человека, пользующегося уважением и признанием исключительно из-за своих прошлых достижений.
Ну, а дальше все остается примерно так же. Дети - это новые причины и ореолы, могущие возникнуть вокруг других причин. Они рождаются, на апогее развития причины, то есть как раз в тот момент, когда причина покрывается своим ореолом (происходит брак). Бывает ореолы без причины (умер муж). В этом случае мы имеем духовного человека-зомби. Однако даже такой ореол зомби способен стать источником новых причин. Например пандавы родились от богов, когда их мать, Кунти, была уже вдовой.