Как я писал раньше, у меня было подозрение, что Махабхарата является таким же ведическим аналогом Апокалипсиса, как Рамаяна является аналогом Евангелия. Но раньше у меня не было фактов, подтверждающих эту догадку. Положа лапу на сердце, однозначных фактов у меня нет и сейчас. Но зато есть факты, которые еще больше склоняют меня в сторону данной догадки.
Думаю, каждый человек, который изучал данный трактат или смотрел сериал, испытывал некоторые непонятки относительно того, почему в рядах Дурьодханы оказались такие воины как: Бхишма, Дрона, Крипа и Карна. А сейчас после второго просмотра туда можно добавить и Шалву. Все эти люди на самом деле хотели воевать за ту сторону, на которой был Кришна (то есть за Пандавов), но тем или иным образом оказались связаными обязательствами с Дурьодханой, и были вынуждены воевать за него. Причем они не оказались пятой колонной, а воевали в полную силу. И более того, они знали и о будущем поражении своей стороны, и о том, что они сами гарантировано погибнут. Но это было видно и прошлый раз. А вот чего в прошлый раз я не заметил, так это того, что именно они были командирами армии Дурьодханы (кроме Крипы).
Вот теперь мне хочется как-то систематизировать последние наблюдения и перевести события Махабхараты на символический язык. Итак, действующие лица и исполнители:
- Дхритараштра - символизирует неведение человека;
- Дурьодхана - символизирует амбиции и гордость человека;
- Бхишма - символизирует ценности человека;
- Дрона - символизирует знание человека;
- Крипа - символизирует верность своим принципам человека;
- Карна - скорее всего символизирует ясность и осознанность человека, но у меня нет пока в этом уверенности;
- Пандавы - символизируют пять аспектов религиозности человека (дхарма, воля/намерение, проницательность/интуиция, красота/гармония и терпение);
- Видур - как и Юдхиштхира является воплощением дхармы, но будучи побочным сыном Панду не мог проявиться как правитель;
- Шалва - персонаж пока неясный, кроме того, что он родственник второй жены Панду - отца пандавов;
А теперь попробую перевести историю на психологический язык.
Человек под влиянием своего невежества (Дхритараштра) начинает лелеять амбиции (Дурьодхана). При этом он опирается на свои ценности (Бхишма), знание (Дрона), последовательность (Крипа) и даже на культивирование осознанности (на помощь брата Пандавов - Карны). Все эти качества, будучи сами по себе вполне положительными, становятся негативными, как только оказываются на службе у амбиций человека. При этом такой амбициозный человек находится постоянно в конфликте с самим собой - со своей глубинной природой, со своей врожденной религиозностью. Этот конфликт может тлеть очень долго, но однажды он обязательно закончится Курукшетром (Духовными бранями, Священным Джихадом) - битвой в своей душе. И выйти победителем из этой битвы может только что-то одно.
Попытка Бхишмы (ценностей) избежать войны привела к разделу царства. При этом жизнь человека (Хастинапур) оказалась разбита на 2 части. Одна - мирское мировозрение, полное амбиций (управляемое Дхритараштрой и Дурьодханой), и вторая - религиозная деятельность (управляемая Юдхиштхирой). Но и это не сняло конфликта между ними, а лишь перевело его на бессознательный уровень, где он и продолжил тлеть и расти пока не закончился взрывом (Курукшетром). Уже перед смертью Бхишма наставлял Юдхиштхиру, чтобы он больше никогда не совершал подобной ошибки и не разделял более царство на части (не делил жизнь на религию и все остальное).
Очень важно обратить внимание на порядок смены командиров, особенно в свете того, что командир менялся только в случае его смерти или, как в случае с Бхишмой, неспособности вести войну. Самым первыми погибают ценности (Бхишма). За ними крушение терпит знание (Дрона). Следом свой конец встречает культивирование осознанности (Карна). Дальше некто Шалва, родственник пандавов по матери, который мне пока непонятен, но судя по всему тоже важный персонаж. В результате, после победы человек (Хастинапур) остаются без ценностей, без знания, без привязанностей, но постоянно пребывающий под влиянием божественного закона (дхармы). Когда я об этом думал то на ум преходили в первую очередь дзенские и даоские истории о просветленных, в которых на все лады говорится, что с просветлением человек теряет почти все. Именно такая победа на Курукшетре фактически и является вторым рождением, после котого человек вынужден начать отстраивать свою жизнь, свои ценности, свое знание, обрастать привязанностями фактически с нуля.
Возвращаясь к началу разговора и Апокалипсису. Почему я считаю Махабхарату его аналогом. Дело в том, что эти четверо (или пятеро) являются символом ложной религиозности человека - религиозности, которая находится на побегушках у эгоистических амбиций человека. Все бытие человека оказывается втянутым на Курукшетре в борьбу между его эго и представителем Бога внутри него. И во главе армии эго находятся вполне религиозные и вполне праведные мотивы. Но ведь о том же самом написано и в Апокалипсисе. Ведь Антихрист - есть ничто иное, как образ Христа, находящийся на службе у человеческого эго.