Духовные поиски: одному или коллективно? (продолжение)
Существуют ли истинные духовные школы, по каким законам они созданы и живут, в чем смысл их существования?
Начало:
http://putnik-g.livejournal.com/2279.html Источник истинного знания и преемственность цепи передачи знания.
Матф.18:20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
На всем своем протяжении эволюция человечества происходила не просто так, не сама по себе. Всегда среди людей воплощались великие души (Маха-Атма), Учителя человечества, которые знали, куда и как нужно двигаться человечеству в данный момент времени. Люди называли их по-разному: Богами, Посланниками богов. Всё это изложено в мифах и в священных писаниях, которые создавались при посредничестве этих посланников.
Кто на самом деле эти Боги? Это разумы, которые настолько высоко развились, что понимают движение планет в вечности со всеми царствами, населяющими эти планеты. Они сами когда-то прошли весь этот путь и, как опытные садовники, знают, как растить планетарный сад. Знают этапы, законы, методы и практики; знают, как научить малые души.
Но для того чтобы это знание было воспринято, из представителей человечества выбирались наиболее годные души (они становились учениками Великих душ), через которые истинное знание распространялось на других людей. И это знание определяло вектор исторического развития человечества.
Именно для этого создавались духовные школы. Не могло малое отдельное сознание вместить Великую Душу. Но души, объединенные духовным резонансом, могли это сделать.
В истории известны примеры подобных групп: ученики Христа, Сангха (Община) Будды, монастырская обитель Сергия Радонежского, Академия Платона, Умма Муххамада, ученики Сократа, Конфуция и других подвижников.
Развитие и этика.
"Два признака подлинности Учения: первый устремление к Общему Благу; второй принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку," - Учение Живой Этики.
"Нравственность есть основа Бытия, или Закон Космический, ибо эволюция основана на нравственности или усовершенствовании, и нарушение этого закона приводит к разрушению," - Е.Рерих.
Один из законов эволюции гласит: всё для всех и всегда. Это значит, что человечество живет как единый организм и в ином случае не может правильно развиваться. Задача Учителей - развить человечество в целом. Потому в качестве учеников они выбирают тех, кто готов трудиться в ключе Общего Блага. Учителя не будут тратить силы на эгоистов, которые ставят целью развитие только себя вне зависимости от других, и тем более за счет других. Также они не тратят силы на группы с коллективными, но эгоистическими интересами. Это не запрещено, но Учителя на это не распыляют силы, тем более что правильного развития в таких случаях не бывает.
Каждая духовная группа была школой развития мышления, школой одного и того же сокровенного вечного знания (Космогонии), которое передавалось через Учителей Человечества, их школы и их учеников. Основы единого знания из одного и того же источника выдавались на разных языках, в разной форме, для разных культур и менталитета.
Всякая истинная школа во главу угла ставит этику, или праведность, или чистоту. В различные времена, в различных традициях этот принцип изложен в различной форме, но суть одна и та же: нельзя учить «нечистого» человека, иначе будут расти его эгоистические качества и другим это принесет вред, который придется компенсировать.
У Христа этические принципы воплотилось в Заповедях и "Нагорной проповеди", у Будды - в Восьмеричном пути праведности, в Йоге - в нравственных принципах Ямы и Ниямы. В книге "Золотые правила" от Посвященных этот принцип отражается в формуле «развивайся в переизбытке чистоты». Не только до касания к сокровенным знаниям, но и всегда, на любом уровне.
Глубоко этот вопрос изложен в Агни Йоге:
"14.487. Урусвати знает, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будет творить злых колдунов.
Давно учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не позаботившиеся прежде очистить свое сознание. Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль будет внутренней без внешних посылок.
Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не подумают - чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры, чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам.
Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с дурными намерениями.
Мыслитель указывал: "Сперва поймем добро и тогда пошлем его мысленно в мир".
В конечном итоге, имеет значение не только декларирование и желание этики, но и её сознательное применение в жизни.
Если провозглашается одно, а на деле практикуется иное, то это ведет к разрушению нравственности ещё быстрее, чем если бы человек не ведал что творит.
Руководитель и ядро.
Существует ли хоть одно успешное и эффективное человеческое образование без руководителя? Существует ли подобное сообщество без иерархической структуры управления? Ответы очевидны.
Так и в истинных духовных школах есть руководитель. Это может быть либо сам Великий Учитель, либо кто-то из его учеников.
Рассмотрим Общину Будды - Сангху. Организационно Сангха состояла из 3-х кругов. Первый, внутренний круг ближайших преуспевающих учеников, - Лану, ядро, основание. Второй круг Общины - другие бхику, принятые в Сангху и связанные обязательствами и уставом Общины. Третий круг состоял из всех последователей, называемых "друзьями Общины", которые симпатизировали Общине, но ещё не приняли решения о вступлении и не взяли на себя обязательства жизни в Сангхе, тяготы духовных трудов и дисциплины.
Понятно, что люди, приходившие в Сангху, были ещё "сырыми", с массой недостатков. И, чтобы Сангха была стабильна, в основе лежало неугасимое ядро, достигшее стабильного высокого уровня в духовном развитии и единстве. Обучаясь сам, каждый преуспевший учил начальных и был примером для них.
Например, у Христа мы видим ядро из ближайших 12-и учеников, 70 иных учеников и множество свободных последователей.
По этому ядру можно было судить о качестве духовной школы, его руководителе и источнике. Ядро - это результат, плод, созревший на теле духовной школы.
Равенство и Труд.
В истинной духовной школе все трудятся. И не только на духовном поприще. Каждый трудится, чтобы материально обеспечивать себя и не обременять собрата содержанием себя, отнимая силы от духовного пути и служения. Исключение - больные и немощные. Наоборот, самые продвинувшиеся в познании больше служат другим. Отношения в настоящей духовной группе таковы, что каждый старается более развить собрата, чем себя.
Нет привилегий ни для кого и ни в чем. Если что-то кому-то позволено, то это не может быть запрещено другим. Но нет и насильственных запретов, навязывания, обезличивания. Всё принимается через осознанность и вмещение. Не допускается неосознанное невежественное отрицание кого-то или чего-то. И после этого только справедливо принимать или отвергать. Только примененное на своем опыте и освоенное в деяниях приводит к развитию.
Ничто не лишает права на истинное знание: ни пол, ни возраст, ни социальное и семейное положение, ни образование, ни личные несовершенства и недостатки.
Открытость и закрытость.
Цель духовной школы - служение эволюции человечества. Поэтому знамя Учения несется открыто. Ученики духовной школы активно взаимодействуют с внешним миром, с людьми, показывая пример труда, духовных отношений, знания.
Но, с другой стороны, не всё может быть вмещено и правильно понято внешним миром по малости сознания. Бытовая жизнь духовной школы проста, чиста, а потому нечего скрывать. Но в сокровенную суть знаний допускаются только достойные и годные.
Деньги и имущество.
Как и всякое образование, духовная школа нуждается в материальных средствах. Однако запрещено обучать за деньги, ибо корыстное обучение за деньги противоречит духовности. Отношения «Учитель - ученик» священны. Потому школа материально обеспечивает себя сама, а зачастую даже занимается благотворительностью во внешнем мире. Основа - собственный труд учеников. В противном случае духовная школа, потеряв свою суть, будет подобна жреческой религиозной касте паразитирующей на своих последователях.
Если духовная школа организована как коллективное проживание, то это предполагает и совместное имущество, наряду с необходимыми личными вещами. Если человек решил осознанно связать свою жизнь с духовной Общиной, то он может внести своё имущество в коллективное. Это нормально. Но недопустимо манипулировать сознанием людей и привлекать новых адептов с целью получения в распоряжение школы их имущества. В Общине человека учат владеть имуществом для служения и не присваивать себе: владей всем, что необходимо, но не считай своим. Нигде у Великих Учителей мы не видим обременительной роскоши, но лишь необходимое для личных целей.
Духовное и мирское.
Мар.12:17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Настоящая духовная школа никогда не будет отрицать обязанностей перед другими людьми, обществом, государством. Не будет учить нарушать мирские законы. В конечном итоге, чтобы научить других людей и служить им, важно действовать в земной среде, в обществе, где живут эти самые люди. Важно показать, как совершенно исполняются земные обязанности с духовным результатом. При этом нужно не принадлежать миру и промышлять "сокровища на Небе", как говорил Христос.
Надлежащее исполнение необходимых обязанностей развивает быстрее, чем избегание таких обязанностей. В христианстве это характеризуется так: «нести свой крест».
Цели и средства.
В настоящей духовной школе для достижения целей учат использовать только достойные средства. Недопустима формула иезуитов «цель оправдывает средства». Это одно из тончайших искажений и искушений.
Продолжение:
http://putnik-g.livejournal.com/2812.html