Началось с того, что мой рейс кувейтской авиакомпании Jazeera Airways из Дубая в египетский Луксор был отменен. Надо отдать должное, кувейтцы не только вернули стоимость билетов в одну сторону (билет "туда" я использовал), но и прислали купон на бесплатный полёт с ними в будущем. Кажется, совершенно запутал читателя откуда и куда я летел, не так ли? Короче говоря, задумал прокатиться по странам Залива и вот что вышло: Амман - Кувейт - Бахрейн, затем короткий перелет из Бахрейна в Дубай на Fly Dubai и затем опять на Jazeera Airways Дубай - Кувейт - Луксор. Так вот мой последний рейс из Кувейта в Луксор и отменили. О том, что было дальше, и как я в итоге добрался до Египта пойдет речь ниже -
Визовые сложности с ОАЭ и как я решал их мозговым штурмом
В связи с отменой рейса, пришлось докупить билет на совершенно другую авикакомпанию, Air Arabia, по маршруту Бахрейн - Шарджа - Асьют. И все это с целью посетить Эмираты с 96-и часовой транзитной визой. Полнейший бардак, знаю, но пытаться лететь в ОАЭ с билетом в одну сторону было бы глупо - меня бы просто не посадили на рейс. Итого, принял решение потерять билет на Fly Dubai из Бахрейна в Дубай, благо, что купил его по акции всего за 25 долларов и вместо этого лететь через Шарджу в египетский Асьют. Такой финт ушами дал мне возможность несмотря ни на что провести в ОАЭ порядка трёх дней транзитом. Про то, как получить 96-и часовую транзитную визу в Эмираты отдельно написал
отчет, кроме того уже готовы отчеты про города
Шарджу и
Аль-Айн на границе с Оманом.
Перелет из Шарджи в египетский Асьют и как мы до утра ждали визовую марку
Друзья, вы знали, что в Асьюте есть аэропорт? Я - нет. Скажу больше, сам по себе провинциальный город Асьют, расположенный в среднем Египте аккурат на половине пути между Каиром и Луксором абсолютно неведом массовому туризму. Скажу еще больше - египетские власти сделают всё, что бы вы никогда не увидели этот регион из-за мнимой опасности терактов. В свое время я предпринял две попытки прорываться в Средний Египет в 2008-ом году (
Кена - Сохаг) и в 2009-ом (
Миния). Оба раза был задержан полицией, причем в первом случае провел порядка 5 часов в качестве задержанного. Если интересно, можно почитать про нюансы по вышеуказанным ссылкам, а мы продолжаем дальше.
Аэропорт Асьюта находится в 30 километрах западнее города, в пустыне, являясь в первую очередь базой египетских ВВС. Еще год назад сюда не летали гражданские самолеты вовсе, но с 2010-го сюда открылся вначале рейс Egypt Air из Каира, затем Jazeera Airways из Кувейта и Air Arabia из ОАЭ. Все, больше сюда никто не летает. Много я повидал аэропортов, около ста штук, думаю. Но этот аэропорт смело ставлю в тройку самых "неповторимых". Как у же говорилось выше, это база ВВС и для гражданских лиц тут ничего не предусмотрено. Самолет жестко приземлился и с ревом подскакивая на бетонных плитах взлетной полосы подрулил к зданию, напоминающему советский детский сад в один этаж. Такой красивый и цивильный Aibus-320 и такой контраст: разруха, сломанные тележки, сотни полиэтиленовых пакетов летают прямо по взлетной полосе, корявые облупленные стены. Забудьте про кондиционеры, забудьте про зал прилета - отлета. Ничего этого нет. Вы пешком идете к этому зданию и очередь на паспортный контроль выстраивается с улицы.
Зал размером метров 10 на 50 разделен на две части забором(!) из досок, обклеенным рваными календарями за предыдущие годы. Паспортный контроль - просто стол и стул, на котором сидит пограничник. Никаких компьютеров, он собирает у прилетевших иммиграционные карточки и небрежно кидает их в картонную коробку под своим столом. Проверка паспортов осуществляется так: не глядя на вас берется паспорт, не заглядывая на главную страницу шлепается штамп куда попало. Впрочем, с нами так не вышло. Красный паспорт бросился пограничнику в глаза, он поднял их (глаза) на нас и в большом удивлении указал нам ждать в стороне, пока пройдут все египтяне.
У нас кончились визовые марки!
Заявил пограничник и стал звонить по сотовому телефону. Все египтяне прошли и мы остались в одиночестве. Постойте, я сказал в одиночестве? Нет, вокруг нас собралось не менее десяти полицейских и работников этого крохотного аэропорта. Они с интересом разглядывали нас и наши вещи. Потом появился очень строгий дядечка, при виде которого зеваки немедленно ретировались. Дядечка представился нашим другом, показал удостоверение офицера "Мухбараата" (египетский аналог ФСБ) и поинтересовался целью нашего приезда в Асьют. Я объяснил, что мы едем в Луксор, просто из-за отмены нашего рейса пришлось лететь в Асьют, а не напрямую в Луксор. Тот задумался, очевидно прокручивая в голове мой путанный маршрут и спросил, если я знал что рейс отменен, зачем я все равно полетел через Эмираты? Отвечаю, что хотел побывать в ОАЭ, а транзитом это проще всего. Тот спросил "Вы полетели через Эмираты с одной единственной целью - там побывать?". Отвечаю - да. Тот спросил "А чем вы занимались в Эмиратах эти три дня?".
Друзья, хочу подчеркнуть, что дело происходило в Египте и общался я с египетским ГБИстом. Казалось бы, какое ему дело, чем я занимался три дня в Эмиратах? Впрочем, мой ответ про поездку в Аль-Айн смотреть крепость его удовлетворил. Уходя, он обернулся и огорошил меня последним вопросом "Вы служили в армии?". Ответил не моргнув глазом "Нет, не служил" (Эх, если бы это было правдой и я бы мог вернуть три года службы! Но ответ "да, служил" привел бы к новым вопросам). Тот удалился.
Наш самолет приземлился в Асьюте ровно в полночь, а вышли мы из него в 3 часа утра. Именно столько времени мы ждали визовые марки, которые специально для нас привез из города работник банка. Он приехал взъерошенный и сонный, очевидно поднятый с постели посреди ночи. Продал нам две марки по $15 каждая и тут же уехал назад спать. После этого нам поставили вот такие печати в паспорта и мы, после долгого торга с одиноким таксистом выехали в Асьют -
Итак, на часах половина четвертого утра, город Асьют спит, улицы грязны и пустынны. Надо где-то переночевать и с утра двигаться в сторону Луксора. Более того, мне хотелось использовать наше спонтанное попадание сюда для посещения коптского монастыря Дейр-Мухаррак, что в 10км к северу от Асьюта. Увы, моим планам не суждено было осуществиться. Дело в том, что ни один отель города не желал нас селить! Как такое возможно? Они лишь смущенно твердили "Problem with police". Ну да, разумеется, гипер бдительная полиция завела практику запрещать отелям принимать туристов. Мало того, что они ждут нас с вами на вокзалах и автостанциях, дабы любого приехавшего попытаться запихнуть назад в автобус и отправить из города, так они стали еще и наказывать отели.
В одном из отелей дядечка сказал, что свободных номеров у него конечно же нет для нас, но если мы доплатим 50 долларов(!) к стоимости номера в 150 фунтов, то он нас поселит. И сразу же пояснил, что 50 долларов это вовсе не ему, а полиции, что бы "не делали проблем его отелю". Это был не вариант. Мы развернулись и вышли. Тот и не пытался сбрасывать стоимость, очевидно, что такова такса. Проведя в плутаниях по ночному городу пару часов, мы вышли к ж.д вокзалу с целью сесть на первый же поезд в Луксор. Едва мы шагнули внутрь здания, как были окружены сразу несколькими полицейскими, рьяно кинувшимися нас защищать и охранять. Они повели нас на перрон, где мы вскоре заняли место в вагоне луксорского поезда. Настроение было так себе.
Луксор
После 5 часов езды на поезде и бессонной ночи в аэропорту Асьюта вышли на перрон совершенно измученные. Меж тем, Луксор это общепризнанная столица "хастлерства", то бишь эпицентр приставаний к туристам со стороны местного населения. На нас одновременно налетели таксисты, предлагальщики отелей, зазывальщики покататься на филюге и карете. В другое время, наверно, с улыбкой бы шел напролом, не замечая бегущих со всех сторон зануд. Но в этот раз, каюсь, реагируя на настойчивые хватания меня за руку, остановился и послал каждого из них персонально простыми английскими словами, усладив их арабским переводом "Кус'раббак и Зыбби". После этого каждый из приставал очень эмоционально послал меня туда же, куда и я послал их самих. Но главное, что это помогло и от нас тут же все отстали. Друзья, мне безусловно стыдно, ибо обычно я не ругаюсь и не повышаю голос. Увы, обстоятельства не располагали к дружелюбному диалогу с навязчивыми торгашами.
Iberotel Луксор
Бронь в этом дорогом отеле (втором по фешенебельности в Луксоре, насколько мне известно, после легендарного Winter Palace) я сделал заранее по смешной цене, лишь немногим превышающей ночлег в дешевом отельчике возле вокзала. Хорошо, не немножко, а вдвое дороже. За отель включая полупансион (завтрак и ужин) я заплатил порядка 40 евро за двухместный номер. Будучи большим пройдохой, раз десять думал, стоит ли такая инвестиция свеч, или лучше по-старинке остановиться в дешевой ночлежке для бэкпекеров за 10 евро за комнату? Но желание получить немного комфорта и нормальной еды взяло верх, в конце-концов, 40 евро это не так много. Тем более за двоих. Тем более с питанием. Номер получили на втором этаже с видом на Нил -
Три дня в Луксоре
Честно говоря, особенно больших планов на Луксор не было. Во-первых потому, что было чрезвычайно жарко и ниже +40 температура не опускалась вовсе. Во-вторых, местные власти в очередной раз подняли цены на посещение достопримечательностей и теперь самый дешевый билет в одну из гробниц в Долине Царей стоит не менее $10, что делает посещение храмов крайне расходным мероприятием, ведь всего гробниц и храмов с платным входом почти два десятка. Да и целью этого путешествия были все же страны Персидского Залива, а Египет скорее транзитный пункт. И, наконец, я и без Луксор объездил ранее весь Египет ровно 10 раз, несколько утомившись от древностей.
Посему, в Луксоре посетили две стандартных достопримечательности, Карнакский Храм и Луксорский, затем переправились на западный берег и посмотрели весьма специфическую вещь - узкоколейную железную дорогу, о чем расскажу в другом отчете. А пока храмы вы всей красе -
Другие мои отчеты про Египет:
Т
ри экскурсии по Каиру: трамваи, индуистский дворец и войны с Израилем Асуан как ворота в черную Африку Вырваться из Хургады и не угодить в полицию Суэцкий канал: Европейские города и израильские танки Таба - история одной границы Логово Аль-Каиды в 3 часах от Каира Каирский город мусорщиков как социальное явление
Израильские огневые позиции на берегах Суэца