Суэцкий канал: Порт-Саид, Измаилия и израильские танки (Египет)

Feb 11, 2009 18:00

Удивительно, но эта необычная и интереснейшая часть Египта волею судеб оказалась вдали от туристических троп. Всего каких-то два часа на автобусе от Каира, и вы окажитесь на Суэцком канале, который небезосновательно считается одним из величайших инженерно-технических проектов в мировом масштабе. Тонкая нить канала протяженностью в 164 километра, связала Средиземное море с Красным, и таким образом открылся кратчайший морской путь из Европы в Азию. Здесь три чрезвычайно необычных для Египта города - Порт-Саид, Исмаилия и Суэц, отличающиеся крайне нетипичной для этих мест европейской застройкой начала XX века. А уж наблюдать сам канал - зрелище еще более потрясающее. Гигантские нефтяные танкеры плывущие среди песчаных дюн. Сюрреализм. Фантастика. А шикарные, словно в рекламе "Баунти" пляжи северного Синая, поросшие густыми пальмовыми лесами? Задается вопрос - так почему же туда упорно не едут туристы? Найти ответ на этот и ряд других вопросов я попытался в поездке в Египет, состоявшейся в начале февраля сего года.



Впервые мне довелось увидеть канал в 1998 году, следуя на рейсовом автобусе из Тель-Авива в Каир. Тогда весь транспортный поток между двумя странами шел через пограничный переход "Рафах", что в палестинском Секторе Газа. Это самый быстрый путь для путешествующих между Азией и Африкой, ведь каких-то 7 часов дороги, и вы попадаете из древнего Иерусалима в такой же древний Каир. Но потом дела ухудшились. В начале 2005 года власть в Газе захватили исламские радикалы Хамаса, в связи с чем Израиль закрыл этот самый пограничный переход по соображениям безопасности. После чего единственный действующий между Израилем и Египтом пограничный переход остался в Табе, что возле израильского курорта Эйлат. Прямо скажем, теперь туристам приходится делать существенный крюк в лишние 400 километров на маршруте Иерусалим - Каир, на что уйдет чрезвычайно много времени.



Улицы Порт-Саида





Правление Суэцкого канала

Но вернемся к Суэцкому каналу. И вот, в том далеком 1998 году я, в ту пору 21 летний пацан, предпринял путешествие, казавшееся тогда чуть ли не кругосветным путешествием. А всего-то я решил проехать из Стамбула в Каир по суше. Сейчас, вспоминая свои переживания в тот момент, не могу не улыбнуться - видел себя чуть ли не покорителем вселенной и вторым Магелланом. Смешно. Но именно тогда я впервые увидел Суэцкий канал. Наш автобус несколько часов пылил по трассе Газа - Эль-Ариш - Кантара, а затем въехал на скрипучий паром и за какие-то пять минут переправил нас на африканский берег. Что, и это все? Да, и это все. Моя попытка сфотографировать канал едва не окончилась плачевно - переправа была просто таки наводнена египетскими солдатами и полицией. Они бросились ко мне с криками "No Photo", и я спешно убрал свою простецкую мыльницу.

Так почему же туристы не едут смотреть канал?

Мы уже совсем близки к ответу на поставленный в начале рассказа вопрос - почему туристы не едут смотреть Суэцкий канал. Дело в том, что канал - самое охраняемое место Египта. Это треть всех доходов страны. Это более 25 тысяч судов, ежегодно следующих из Европы в Азию и обратно и платящих существенные суммы за транзит. Египетская полиция, и без связи с каналом известная своим рвением контролировать каждый шаг туриста, здесь превзошла сама себя. Упрощенно говоря, все 164 километра Суэцкого канала объявлены закрытой военной зоной. Канал запрещено фотографировать, к нему запрещено даже приближаться без соответствующего сопровождения, либо в качестве пассажира рейсового автобуса. И это не просто слова. Количество охраняющих канал солдат выходит за рамки разумного - они там везде, и они бдят. И они очень тупы. И они больны шпиономанией. Имейте это в виду.



И все же, не все так печально для туриста. Из любых правил есть исключения, и, как гласит китайская мудрость Дао - единственная вещь, которая никогда не изменится, это постоянная изменчивость всего на свете. Короче говоря, канал посетить можно и нужно. Это интереснейшее и абсолютно не банальное путешествие. Увидеть канал, фотографировать его, пройтись по его берегам, и даже совершенно спокойно созерцать проходящие сквозь него суда - можно. В некоторых точках:

1. Порт-Саид, набережная которого является западным берегом канала. Плюс, можно воспользоваться бесплатным паромом через канал, связывающим Порт-Саид и Порт-Фуад, что на восточном берегу. Здесь можно почти вольно фотографировать. Разумеется, стараясь целенаправленно не привлекать лишнего внимания многочисленных полицейских в штатском, и просто бдительных граждан.

2. Паромная переправа №6 в Исмаилии и близлежащий мемориал в честь Октябрьской войны с Израилем 1973 года. Это вероятно лучшее место на всем протяжении канала для созерцания и судов, и канала, и песчаных дюн вокруг.

3. Порт-Туфик, что возле Суэца. Здесь тоже можно довольно легко фотографировать канал и идущие по нему суда.

Все. На этом выбор мест для наблюдения Суэцкого канала заканчивается. Смельчаки могут попытаться фотографировать канал находу, из поезда, идущего в Порт-Саид. Начиная от Исмаилии ж.д пути проходят прямо над берегом канала, и вы увидите даже "бонусы" - египетские военные укрепления, артиллерийские позиции и патрули, катающиеся на джипах вдоль канала. Но имейте в виду - в Исмаилии в поезда подсаживаются полицейские в штатском и сопровождают состав до Порт-Саида. С большой долей вероятности эти господа в сером займут место неподалеку от вашей "туристической" персоны, и будут следить за вашими перемещениями по поезду. Не светите перед ними фотоаппаратом - это может печально закончиться. И уж тем более не вздумайте снимать из окна. Даже простые египтяне отличаются исключительным стукачеством, и вы не успеете оглянуться, как окажетесь в руках правосудия по подозрению в шпионаже. Лично я снимал из туалета, закрывшись там на щеколду, и чуть приоткрыв ржавое окно для объектива. Кроме того, оказалось, что не зря я и театрально кашлял и кряхтел в туалете, изображая тяжело выходящий из меня фуль, а затем вынул из фотоаппарата карту памяти и спрятал ее в носок. Некий мрачный субъект ждал меня у дверей туалета, а когда я вышел - последовал за мной и сел позади.

Порт-Саид

Город был основан французами в 1859 году на песчаной косе у выхода к Средиземному морю, где Суэцкий канал берет свое начало. Весь центр этого полумиллионного города и крупнейшего египетского порта застроен колоритными европейскими зданиями, часть из которых относится еще к 19 веку, а часть к началу 20-го. Более того, интересная деталь состоит еще в том, что Статуя Свободы, нынче являющаяся символом США, изначально первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием "Свет Азии", но в итоге было решено, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для слишком дорогостоящим мероприятием. И девушка-статуя отправилась за океан, в Нью-Йорк.











В путеводителе Lonely Planet крайне мало написано об этом городе, равно как и о Суэцком канале в целом. Ощущение, что авторов испугали бдительные египетские полицейские. И те ограничились дистанционным описанием достопримечательностей и технических подробностей. Это заметно. В книге Egypt за 2008-ой год перечислено только 2 отеля.









Причем, один из них дорогущий пятизвездник Helnan 5* по цене почти в 200 долларов. Зачем такое счастье нашему брату-туристу я не вполне понял. Посвятив поиску ночлега порядка полутора часов, я обнаружил вполне приличных 12 отелей в центре Порт-Саида, ни один из которых не стоил дороже 30 долларов. По ходу пьесы решил эти отели записать, ибо эта информация может быть полезна тем, кто поедет в Порт-Саид самостоятельно, и неизбежно озадачится ночлегом. Для удобства я просто отсканировал карту Порт-Саида из путеводителя Lonely Planet - Egypt, и от руки нанёс отели. Это не особенно эстетично выглядит, зато более чем практично. Все цены в египетских фунтах за двухместный номер, за исключением цены со значком доллара. Дважды кликнуть для увеличения -



Как уже упоминалось выше, будучи в Порт-Саиде можно абсолютно бесплатно воспользоваться паромом через канал в соседний Порт-Фуад, и по ходу дела посмотреть на канал во всей его красе. Паромы ходят каждые 10 минут. В порт Фуаде сохранился интересный европейский квартал двухэтажных вилл, и, кроме того, там находится и символ Порт-Саида - здоровенная и красивая мечеть.









Кроме того, в зарпадной части города расположен интересный военный музей, посвященный многочисленным войнам с Израилем 1956, 1967 и 1973 годов. Выдавая поражения за победы, музей в излишне бутафорском духе рассказывает о победах над восточным соседом.



Обратите внимание на надпись под солдатом "Египетский солдат - лучший на свете".




















Global Security (eng), либо интересную статью на сайте JIG (рус). В двух словах, суть состояла в следующем. Израильтяне, захватив Синай у Египта в 1967 году, сразу же начали укреплять свои позиции на восточном берегу канала, зная, что египтяне наверняка предпримут попытку отбить Синай. На протяжении всех 164км канала было выстроено около 40 укреплений, оборудованных по последнему (на тот момент времени) слову техники. Укрепления фактически возвышались над каналом, и в их задачу входило моментальное оповещение тыловых частей о любых маневрах египтян.


Ахзарит". А ведь это ничто иное, как переоборудованные трофейные советские танки Т-55, захваченные у Египта в числе 500 единиц. Кроме того, израильтянам удалось захватить сотни единиц оставленных египтянами БРДМов, БТРов и прочего добра.


Т ри экскурсии по Каиру: трамваи, индуистский дворец и войны с Израилем
Асуан как ворота в черную Африку
Вырваться из Хургады и не угодить в полицию
Суэцкий канал: Европейские города и израильские танки
Таба - история одной границы
Логово Аль-Каиды в 3 часах от Каира
Каирский город мусорщиков как социальное явление

Израиль, БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ПУТЕШЕСТВИЯ, Египет, ВОЕННЫЕ РЕЛИКТЫ

Previous post Next post
Up