Вопрос к детским психологам, а также к тем, кто имеет собственный опыт воспитания детей и сталкивался с обозначенной в сабжекте проблемой
( Read more... )
У меня предположение, что у ребенка неосознанный конфликт в реализации его мотиваций. То есть, не убирая игрушки (низкая мотивация порядка), он получает что-то взамен. Вот имеет смысл понять, что именно он получает как выгоду. И после этого, если найти другой способ для получения существующей выгоды, можно будет легко обойти его сопротивление на наведение порядка.
Мне очень нравится книжка Юлии Борисовны Гиппенрейтер про общение с ребёнком. По-моему, Ваш вопрос в ней тоже обсуждается. Не о материальном поощрении, а о том, как можно с ребёнком договориться.
"Сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что либо положенное ему - учиться, читать, помогать по дому, - некоторые родители встают на путь «подкупа». Они соглашаются «платить» ребенку (деньгами, вещами, удовольствиями), если он будет делать то, что от него хотят
( ... )
Поощрение за выполнение, это почти бихевиоризм, но тут, как ни странно, не воспитатель воспитывает мальчика, а мальчик манипулирует воспитателем таким образом. А корень проблемы в том, что "слово родителя - ни разу не закон" и пока это так, проблема будет иметь место. Добиться авторитета у ребенка трудно, но можно, хотя если родитель этого уважения не достоин, его никто уважать не будет. Это только в книжках пишут, что родители обязаны уважать детей. В жизни возникает вопрос: "А за что?". Тем более у ребенка, который уже понял, что самый важный вопрос - "что мне за это будет?".
Скажите, пожалуйста, как вам кажется, родитель, который ребенка ремнем бьет, достоин уважения? А ребенок такого родителя слушаться будет? А как по-Вашему, родитель, который уважает права ребенка, спрашивает его мнение, учитывает это мнение, много разрешает такого, чего другие родители не разрешают, - такой родитель заслуживает уважения? А ребенок (4-летний) будет такого родителя слушаться? Как вы считаете, 4-хлетний ребенок вообще понимает, что такое уважение? У него есть такая категория - вот этого уважаю, а вот этого - нет?
Вы говорите о совершенно разных вещах. Послушание, основанное на уважении, и то же самое - но на страхе, совершенно разные вещи. Ни на один из ваших вопросов нельзя ответить однозначно. Что касается двух последних вопросов, то зависит от ребенка и от уровня его психического развития. Как вы полагаете, ребенок, который в три года умеет читать, в четыре может что-то понимать про уважение? В отличие от ребенка, который в этом возрасте еще в памперсах ходит и титьку сосет? Однако, это довольно распространенное мнение, что дети "еще ничего не понимают". Так, например, думают мамы шестилетних мальчиков, когда с собой их в женскую раздевалку фитнес-клуба водят.
Разумеется, я говорю о разных вещах. Вы их тоже не смешивайте, пожалуйста. Ребенок в 4 года такими категориями, как уважение, пока не овладел, каким бы он ни был продвинутым. Уважение, как и любовь, - это сложное, абстрактное понятие, не надо его сюда приплетать. 4-хлетний отлично чувствует, кем можно вернеть, а кто способен настоять на своем, за этим стоит твердость характера со стороны родителя, вот и все.
Мне показалось, что Вы ищете конкретно-осязаемый способ поощрить ребенка, и я могу поделиться тем, что использую сама (не всегда, увы) и считаю хорошим вариантом. Вариант а) Принцип времени. Чем быстрее уберешь - тем дольше будешь купаться (дольше будем читать). Если ребенку трудно следить за стрелкой на часах, можно наглядно проиллюстрировать при помощи песочных часов - десятиминутных, например. Вариант б) Принцип времени + помощь маме (вообще идеальный, по-моему). "пока ты делаешь А, я буду делать Б, и тогда мы еще успеем С (а если ты не будешь делать А, я буду делать А и Б, но С мы уже не успеем). Или - "пока ты будешь делать А, я сделаю для тебя Б" (блинчиков напеку, например. Это, конечно, не вечером). Не психолог, только учусь.
Comments 137
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А как по-Вашему, родитель, который уважает права ребенка, спрашивает его мнение, учитывает это мнение, много разрешает такого, чего другие родители не разрешают, - такой родитель заслуживает уважения? А ребенок (4-летний) будет такого родителя слушаться?
Как вы считаете, 4-хлетний ребенок вообще понимает, что такое уважение? У него есть такая категория - вот этого уважаю, а вот этого - нет?
Reply
Reply
4-хлетний отлично чувствует, кем можно вернеть, а кто способен настоять на своем, за этим стоит твердость характера со стороны родителя, вот и все.
Reply
Вариант а) Принцип времени. Чем быстрее уберешь - тем дольше будешь купаться (дольше будем читать). Если ребенку трудно следить за стрелкой на часах, можно наглядно проиллюстрировать при помощи песочных часов - десятиминутных, например.
Вариант б) Принцип времени + помощь маме (вообще идеальный, по-моему). "пока ты делаешь А, я буду делать Б, и тогда мы еще успеем С (а если ты не будешь делать А, я буду делать А и Б, но С мы уже не успеем). Или - "пока ты будешь делать А, я сделаю для тебя Б" (блинчиков напеку, например. Это, конечно, не вечером).
Не психолог, только учусь.
Reply
Reply
Leave a comment