Дмитрий Соколов-Митрич «Яндекс.Книга»

Jun 16, 2016 10:38



Сегодня у нас
Дмитрий Соколов-Митрич и его «Яндекс.Книга».

Так уж сложилось, что мы с Аркадием Воложем окончили один институт и даже одну кафедру (только он сделал это на 13 лет раньше). Поэтому я, поступив в институт в 94-м, застал еще отголоски особой атмосферы, царившей там раньше.

Обусловлена она была тем, что когда-то на мехмат МГУ не брали людей неправильных национальностей, и они шли учиться математике именно в "керосинку" (так в народе называют наш институт), где умный ректор создал для них прекрасные условия. Следствием такой селекции стало небывало высокое качество математической подготовки этих по-хорошему жадных до науки людей, а также тот факт, что их неправильные фамилии украшают теперь кабинеты совсем не отечественных научных центров.

Поэтому лично мне понятно, в какой среде учился Аркадий Волож и какие принципы он мог положить в основу организации своей компании.

Вообще кадровая политика раннего и даже зрелого «Яндекса» способна погрузить в адское недоумение поборника традиционных корпоративных ценностей. Здесь запросто могли взять на серьезную должность человека не то что без опыта работы, а даже без малейших признаков компетенции в той области, в которой его собирались применять. Например, бессменный главный бухгалтер компании CompTek, а потом и «Яндекса» Лена Чебунина как-то призналась, что первый раз увидела книжку про бухгалтерию в метро по дороге на собеседование.

Если свести этот метод подбора людей к одной фразе, то она звучит так: хороший человек - это все-таки профессия. «Яндекс» во многом развивался не благодаря воле кучки лидеров, а просто потому, что в команду брали самых разных «хороших людей» и делали все, чтобы они могли реализовывать свои таланты. Логика тут такая: компетенции можно приобрести - при определенной доле упорства это не так уж и трудно. Да и вообще, что такое компетенция в сфере интернет-технологий? Индустрия совершенно новая, профессионалов тут нет в принципе, одни любители. А вот базовые качества (характер, талант, мотивация) - это то, что либо есть, либо нет. Поэтому отбор в «Яндекс» всегда производился предельно неформальным путем: человеку прежде всего смотрели в глаза, а уж потом прислушивались к тому, как он отвечает на вопросы. Неудивительно, что поначалу в «Яндекс» шли потоком друзья, их знакомые и знакомые их знакомых. Ведь если у «нашего человека» есть друг, то очень велика вероятность, что этот друг - тоже «наш человек». Они потому и дружат, что у них есть какие-то общие базовые ценности и качества.

К сожалению, те времена безвозвратно ушли. Яндекс нынче развивается по иным законам и принципам, да и его кадровая политика, увы, совершенно иная.

Теперь, собственно, про книгу. Во-первых, она не только и не столько про Яндекс, сколько про становление ИТ-бизнеса в России. В тексте много интервью самых разных предпринимателей, "бойцы вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они". Во-вторых, несмотря на обилие биографических и прочих деталей, у меня постоянно было ощущение неполноты картины. Самое интересное нам не рассказали, но слегка заспамили не очень важным.

Ну, представьте, что вы каждый день покупаете свежие булочки в пекарне около дома. И вот в одно прекрасное утро хозяин, заворачивая для вас круассан, вдруг начинает делиться историей своего бизнеса. Сначала вам интересно, но потом рассказчика заносит, и вот вы уже слушаете не про бизнес, а про его двоюродную тетю и ее взгляды на выращивание клубники.

Примерно такое же чувство возникает от книги - каждый отдельно взятый эпизод неплох, но в целом картинки не получилось, и чем дальше, тем скучнее.

Видимо, еще не пришла пора для такого текста: для мемуаров рановато, компания жива-здорова (и прекрасно, пусть существует подольше), а попытка изобразить современный Яндекс таким, каким он был двадцать лет назад, откровенно не удалась.

При этом автор не старается показать героев гениальными провидцами, что уже хорошо.

Зарплаты в 115 рублей катастрофически не хватало, поэтому первые годы взрослой жизни Аркадию помогали родители. В институте Воложу поручили рассчитывать скорость коррозии трубы, это считалось делом серьезным. Во всяком случае, для его жены через два года результаты этих трудов пригодились в качестве диплома в той же «Керосинке».

- Зато при нашем институте был отдел автоматизации, который отвечал за электронное обеспечение научной деятельности, - продолжает Аркадий. - И там, в этой гигантской ЭВМ, помещалась вся электронная библиотека стандартов, патентов, рефератов, диссертаций и много чего еще. Все это было вот на таких бобинах, магнитных лентах. Для них надо было писать программы, загружать, формировать базу данных.

- Вы уже тогда всерьез задумались о поисковых системах?

Волож морщится:
- Понимаете, это теперь, с высоты пройденного пути, все кажется таким логичным и красивым. Тогда я ни о чем таком не думал. Просто работал.

Резюмирую: талантливо написанная книжка про дела давно минувших дней. Можно ли ожидать, что читатель книжки чему-то научится, сделает какие-то выводы, получит калорийную пищу для размышлений? Пожалуй, нет. Стоит ли читать? Вы уж сами решайте. )

Яндекс, бизнес, книги, управление изменениями, управление проектами, управление компанией, истории, создание команды, командный дух, Волож, создание продукта, корпоративная культура

Previous post Next post
Up