Евгения, Санкт-Петербург:
«Помогите, пожалуйста. Не могу наладить дисциплину у детей. Я не очень понимаю, как организовать детей утром. Пока я поднимаю своих детей, уже время выходить. Процесс пробуждения у нас занимает час. И выглядит как «ванька-встанька». А я бегаю от кровати дочери к кровати сына и поднимаю их. В итоге не то что зарядку сделать, иногда даже не умыться не успевают. Не понимаю, как организовать процесс? Мы все делаем впопыхах, часто ссоримся, я кричу на детей и поторапливаю. При этом в школе им нравится, а вот организовать детей утром у меня не получается».
Отвечает Виктория Винникова, учитель математики:
Понимаю вашу обеспокоенность, ведь именно родители приучают детей к распорядку таким образом, чтобы все успевать и в хорошем настроении идти в школу. В вашем случае необходимо не просто организовать процесс и настроить алгоритмы поведения, но и вовлечь детей в его исполнение. Причем акценты сделать на удовольствии. Чтобы сразу «попасть в яблочко», мы воспользуемся материалами тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Все родители хотят приучить детей к распорядку. Можно делать это через ссоры и крики на детей или путем нудных наставлений и нравоучений, а можно - весело и играючи. Попробуем организовать второй вариант.
Как организовать детей: отрабатываем алгоритмы идеального утра
Прежде всего - организуем утро правильно. Структура бодрого утра проста: подъем, зарядка, умывание, одевание, завтрак, выход из дома.
Все алгоритмы вы выстраиваете сами, адаптируя их к своей ситуации и, конечно же, учитывая векторальные особенности детей. Каждому этапу отводится определенное время. При этом мудрые родители обязательно организуют хорошие зазоры, этакие запасные кармашки времени между этапами идеального утра.
Прежде всего, организовать себя придется взрослым, а дети уже последуют за вами. Действуем постепенно и отрабатываем каждый этап идеально организованного утра.
Организуем подъем, или О том, как будить детей
Идеальное утро явно не начинается криками: «Рота, подъем!». Так можно только испугать детей или неудачно выдернуть их из утреннего сна. Более того, на детей вообще нельзя кричать, в этом случае у них разрушаются нейронные связи, и они не смогут хорошо учиться. Поскольку нам такие проблемы не нужны, то будем действовать иначе. На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан рекомендует делать так.
Утро ребенка лучше всего начинать с нежных прикосновений, ласковых слов и звуков классической музыки. У Моцарта есть достаточно динамичные сонаты, пусть они начнут звучать тихо, а затем звук будет постепенно нарастать. Непроизвольно от такой музыки хочется проснуться и даже начать двигаться.
Не отказывайте себе в этом удовольствии - начинайте танцевать, прыгать даже с закрытыми глазами. Размахивайте руками, подшучивайте друг над другом и постепенно просыпайтесь. Организовать это просто - буквально несколько кликов мышкой, и у вас готов плей-лист утренних мелодий.
Организуем водные процедуры
Казалось бы, что может быть проще, чем посетить ванную комнату. На самом деле здесь есть важные психологические особенности. Если мы их учитываем - утро становится радостным для всех.
Поэтому в вашем случае мы сначала организуем самого шустрого ребенка с кожным вектором. Его первым отправляем в ванну. Он из нее первым и выскочит, сделав все свои дела. Такие дети подвижны и все делают быстро. Правда, могут сделать и тяп-ляп, но со временем эти моменты можно скорректировать.
А затем дайте время на утренний туалет медлительному малышу. Для него очень важно сделать свои дела в ванной комнате идеально. Ребенка с анальным вектором нельзя торопить, особенно в туалете.
Постепенно вы поймете, сколько ему нужно времени. А пока выделяйте его всегда чуточку больше, чтобы избежать лишних поторапливаний во время сборов. Это важный момент. Здесь нельзя нарушать порядок действий. Вы просто создаете условия, а медлительный ребенок постепенно прочувствует свой темп и в итоге идеально организует свое утро.
Организовать одевание поможет таймер
Утром нет времени на долгие одевания. Чтобы все успеть, обычно нужно придерживаться темпа. Если действуете по алгоритму и все вещи у вас готовы заранее, то процесс легко организовать. На первых порах нашим помощником становится обыкновенный таймер.
С его помощью можно даже устраивать шуточные соревнования. Ребенку с
кожным вектором это понравится. Установите свои нормы, как в армии - боец должен быть готов за 90 секунд. Время подбирайте индивидуально!
Отработайте все алгоритмы: сначала трусы, потом носки... и все остальное, что там дальше надевает на себя ребенок. Это может быть весело. Рекомендую для начала делать это в виде конкурсов на время и аккуратность.
Чаще всего кожный ребенок будет первым, зато ребенок с
анальным вектором оденется более аккуратно. Акцентируйте внимание на эти моменты и каждого похвалите соответственно - одного за аккуратность, другого за скорость.
Такие упражнения с таймером нужно делать с запасом. Не торопим ребенка с анальным вектором! Лучше предварительные тренировки проводить по утрам в выходные дни. Например, когда нужно собраться в парк отдыха или в театр. И мягко сделать акцент на том, как здорово получилось - весело и быстро.
Завтрак
Пока ваш медлительный ребенок в ванной, вы с подвижным и шустрым ребенком накрываете на стол. Как раз в этом месте ваш шустрый малыш сможет придумать, как и где можно сэкономить минутку-другую. Дети с кожным вектором обладают талантом организатора, задача родителей просто поддержать развитие этих способностей. Организация утренних алгоритмов - отличный способ развить навыки.
Совместный завтрак и настрой на день - это всегда здорово. Исключите нравоучения - все внимание на настроение, улыбки и предвкушения радостей от этого дня. Избегайте наставлений и прочего занудства. Когда взрослые показывают детям пример своим поведением, отпадает необходимость в нравоучениях и нотациях.
Дети не особо должны чувствовать, что их воспитывают - им это и в школе надоело.
Вечером обязательно узнайте у детей, как прошел день. Что их порадовало, что узнали нового. С кем подружились. Дайте поддержку, если вдруг возникли проблемы. Все решаемо, если вы понимаете друг друга.
Что можно организовать заранее?
Очевидно, что портфели и одежду необходимо готовить с вечера. Если вы пока этого не сделали, попробуйте как-то в игровой форме предложить это сделать детям. Утром вам останется только порадоваться сэкономленным минуткам.
Кстати, неторопливые дети с анальным вектором с удовольствием делают все заранее. Поручайте им готовить вещи и собирать портфель вечером. А другой ребенок пусть проверит у брата или сестры - все ли учебники и тетрадки на месте.
Так можно меняться и проверять друг друга. В этом есть элемент соревновательности и одновременно поддержки друг друга. Бывает, что один ребенок может быть немного рассеянным, так что хорошо, если другой за ним присмотрит.
Родители показывают пример и также заранее с вечера готовят полуфабрикат завтрака и чай в термосе. В этом случае он не такой горячий, и даже если что-то пошло не так, всегда можно выпить глоточек.
Как вовлекаем детей в совместную деятельность?
Для детей очень важен пример того, как взрослые организуют свое утро. Хорошо, когда все понимают, что нужно делать и действуют согласованно. Плохо, если только один тянет все на себе, организует, командует, поторапливает, а дети сопротивляются. И вот уже утро начинается с раздражения, криков, ссор. Вместо радостного организованного действа получается очередной скандал.
Семья - это маленький коллектив, где все стараются действовать слаженно. Именно поэтому обязательно встройте в этот процесс и взрослых и детей. Дети должны знать, какими делами утром занимается мама, а где зона исключительно их ответственности.
Проработайте утренний ритуал до автоматизма. Главное, чтобы дети тоже участвовали и помогали. Возможно, подбирали музыку или придумывали танец или зарядку. Можно еще таймер дополнительно ставить. А если опаздываете, не драматизировать ситуацию, а просто ускоряться… В такие момента вам помогают те самые «кармашки» времени между этапами, которые вы запланировали. Если все идет по плану -можете больше времени уделить завтраку и настроиться на день.
За 5 минут до выхода - раздается звонок. И вот вы уже весело бежите в прихожую одевать верхнюю одежду и обувь. К выходу в школу - готовы.
Итак, идеальное утро вы организуете сами.
Не полагайтесь только на свое мнение, прислушивайтесь к детям, ищите способы, как организовать процессы и воплотить их в жизнь, не нарушая интересы каждого. Когда у вас двое детей, это и сложнее и легче. Вы можете научить их уступать друг другу и учитывать желания другого. Так постепенно дети будут брать на себя чуть больше ответственности, а вы только организовывать процесс. Это интересно и увлекательно.
Организовать детей - значит научить их управлять собой
Чтобы ваши дети не попали в капканы беспорядка и неорганизованности, покажите им примеры, как можно организовать себя.
Недавно мама мальчика 10 лет жаловалась мне, что он стал неуправляем и не уважает родителей. При этом в оправдание себя приговаривает: «Я его и делать-то ничего не заставляю, а он...»
Теперь я понимаю, как сформировался этот механизм. Вроде как из любви к ребенку его ничего не заставляли делать. В итоге навыки действовать по алгоритмам не сформировались. Его не научили организовывать себя, не вовлекли в семейный процесс, не возложили на него хотя бы какую-то часть ответственности. А теперь жалуются на его неорганизованность. Но взрослые все сделали своими руками.
Не попадайте в эту ловушку. Дети хотят, чтобы их жизнь была организована. Они хотят постепенно осваивать новые и новые навыки самостоятельности.
Организовать хорошее настроение и сделать утро радостным
На самом деле, лучше всего, если вы на основе этих советов придумаете что-то ВМЕСТЕ с детьми. Просто представьте, как вам всем будет здорово и весело. Как утро станет радостным. Наверняка у детей есть любимые мелодии, воспользуйтесь этим.
Можно сначала отработать одно, потом внести немного изменений, менять музыку или зарядку - не так часто, но все же нужно. Можно ставить обучающие песенки на иностранном языке. Важно согласовывать это заранее, чтобы каждому нравилась мелодия, не было резких звуков.
Многие родители беспокоятся о самостоятельности детей, думая, что постоянный контроль лишает ребенка инициативы. На самом деле вы просто показываете ребенку один из способов, как можно организовать время по утрам. В дальнейшем, когда они увидят, что система работает, сами с удовольствием составят алгоритмы своих занятий - от посещения кружков и секций до быстрой уборки в комнате или квартире. А начиналось все с вопроса, как организовать детей утром.
Мамы, прошедшие
онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, непроизвольно организуют детей с учетом особенностей их психики. И постепенно уровень ответственности детей возрастает. Это
благотворно влияет на все сферы жизни.
«… Мне стало гораздо легче общаться со своими детьми. Они перестали постоянно ссориться. Старший перестал норовить ударить младшего, а младший гораздо реже пытается что-то тихонько утащить у старшего. Вообще они стали относиться друг к другу и гораздо внимательнее и бережнее. Даже предположить не могла, что такое может быть. Думала, всю жизнь так и будут выяснять отношения, очень уж они разные. А выходит, что могут очень хорошо друг к другу относиться. И с учебой у них стало меньше проблем. Не все пока удалось решить, поэтому очень-очень жду тренинга для подростков. Какие-то азы, конечно, объяснила, что-то они поняли, приняли к сведению, но это все не то. Разглядев в детях их вектора, я смогла подобрать для них варианты обучения, которые у них работают. Младший, например, не мог стихотворение в 8 строчек выучить, хоть 3 дня его целыми днями учи. А на тренинге выяснилось, что он, оказывается, все через движения воспринимает. Теперь за полчаса выучивает, когда ставить цель - выучить.
Старший заинтересовался программированием, попросился на курсы. Раньше не пустила бы ни за что - и так зрение падает. А сейчас понимаю, это его направление, оно ему действительно может быть интересно и стать делом всей жизни. Так почему нет?..»
Ольга Г., Санкт-Петербург «…То, какой ключ к понимаю детей дает Юрий Бурлан на лекциях, не сравним ни с одной методикой по воспитанию, что я раньше изучала (а таких методик я вычитала немало).
Мы разговариваем с детьми на одном языке, они прислушиваются, тянутся ко мне, доверяют, не боятся ничего. Дочка даже не боится боли и не моргнув глазом сдает кровь на анализ, в 4 года прыгает с тарзанки. Ее бесстрашие - как сигнал о том, что мы на верном пути. Старшие зрительные малыши - очень чувственные, и я с ними теперь аккуратна во всем, в каждом слове, в каждой своей эмоции, в каждом прикосновении. Учусь у них тому, какие они чувственные, как они умеют сопереживать друзьям на улице, да и вообще радуюсь, что у них теперь столько друзей, и тому, как они взаимодействуют с окружающими.
Ни разу за все это время у меня не возникло желания не то что руку поднять, но даже голос повысить. После тренинга - ты понимаешь, как устроен мир и как устроен человек. Ты понимаешь все о себе и о других людях, и это для меня бесценно…»
Екатерина Г., директор турфирмы. «…У меня полностью ушло желание орать на своего ребенка. Это происходит именно так: мне не нужно сдерживать свой порыв злости, как раньше. У меня просто таких порывов уже нет. Их совсем нет. У меня нет желания орать на ребенка, а раньше крик с моей стороны был абсолютной нормой - по поводу и без повода ежедневно. Теперь я понимаю - поводов для крика не было, поводы были во мне, а не в ребенке. Как сильно я сейчас дорожу своим ребенком? Это непередаваемо словами. Это чувство бесконечной любви к ней, к той, какая она есть, к ее радостям и детским слезам, к тому, как она себя ведет, к ее успехам и стараниям, к ней целиком и полностью. Я люблю ее безумной любовью, которая будет жить вечно…»
Julia S.Автор Виктория Винникова
Корректор Ирина Щербакова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Почему маме не хочется жить? Скорость чтения детей: главный закон "не навреди" Учить плохому - плодить несчастье