Учить плохому - плодить несчастье

Apr 09, 2019 23:35



Мы живем в дивные времена, когда впервые гарантом сохранения себя становится личная ответственность - осознание способности наносить незаметный ущерб себе и другим. При этом запреты не обеспечены и малоэффективны, говорящие головы ангажированы, личные интересы и обеспокоенность собой правят бал.

Одна из самых вредных склонностей человека - высказывать негативное суждение обо всем. Почему же она вредная, когда что-то, о чем высказываются отрицательно, может быть действительно вредным и заслуживающим осуждения?



Например, один человек высказывается негативно об учителях, и ведь тут же находятся оправдания. Мол, современные учителя не заинтересовывают учащихся предметом, т. е. не поощряют в учащихся активность ума, потворствуют лени; или не хотят актуализировать свои знания, чем мало способствуют становлению будущих специалистов.

А другой утверждает, что все торговцы - мошенники.

Осуждая какое-либо проявление другого человека, осуждающий даже не подозревает, что это негативно сказывается на его собственном развитии, сокращает его собственные возможности, тормозит развитие и реализацию.
Особенно сильный ущерб наносит передача подобных «сверхценных знаний», сердечной правды о предмете своей ненависти детям, как родным, так и не родным. Почему?

Неприязнь - это естественное проявление человека, усилий тут прикладывать не нужно. У детей она маленькая и пока только развивающаяся. Помимо неприязни, ребенок, растущий даже не в самых благополучных условиях, испытывает массу других чувств и переживаний в процессе развития. И находится в окружении множества видов деятельности и проявлений чувств, в которые хочется вовлечься. Вовлечь ребенка в ненависть - это самое легкое, куда можно вовлечь, потому что наша природа - это неприязнь.

Приучение ребенка не просто ненавидеть, а «правильно», целенаправленно ненавидеть - это просверливание дырки в его слое культуры, которая в будущем будет потворствовать разрушительной деятельности, оттягивать внутренние силы от возможностей состояться. Идущим на поводу у ненависти, развращенным ненавистью человеком легко манипулировать.

О любви и козлах

Самый банальный пример - это приучение ребенка ненавидеть одного из родителей после развода. Мама говорит детям: «Папа твой урод, козел и обманщик», программируя родную кровиночку «счастьем» на будущее:
  • Девочку - на подозрительность к мужчинам, страх перед замужеством, отношениями с «козлами», как говорила мама о мужчине, с которым обвенчалась;
  • Мальчика - на нежелание становиться отцом, «козлом», каким был отец по маминой правде.
Примерно то же самое с папой, который рассказывал сыну или доче о том, что их мама «шлю...».



В данных примерах родители выбивают из-под детей опору - возможность в будущем встать на ноги и приобрести самостоятельность.

Почему? Потому что неокрепшему мозгу в принципе бывает сложно понять родителей, они ведь активно участвовали в сохранении меня, т. е. делали мне иногда нерадостно: запрещали есть мороженное на 40-градусном морозе и совать пальчики в розетку. Но когда к этим эмоциональным инфантильным доводам добавляются памятные устные выражения ненависти - оправдать сердцем родителей становится крайне сложной задачей.

Взрослые, которые находят свое счастье в жизни, - это бывшие дети, которым удалось найти свой путь развития для достижения этого счастья. Несчастные взрослые - это те, кто пошел за счастьем не своим путем, а кривой дорожкой, старательно обходя хорошие варианты для своей судьбы не ввиду опасности, а ввиду приучения к ненависти. Счастья мало у такого человека, зато много ненависти: берите, люди добрые, да у всех своей хватает.

Карма ненавистника

С давних времен проявлениям неприязни и ненависти противостоит культура - один из ограничителей нашей природы. Именно действуя культурно, т. е. прилагая определенные усилия и накладывая на себя ограничения, человек достигает чувственного удовольствия. Человек, способный жить в равновесии без противоречий в культуре, - это и есть человек счастливый в чувственной форме жизни.

Возвращаясь к теме учителей, которых без разбору обхаял абстрактный недоброжелатель: он нанес себе ущерб тем, что создал дополнительное препятствие для самообразования, ведь не у кого учиться тому, у кого все учителя плохие. И нанес ущерб другим, расшатав любовь к профессии и отбив желание работать у тех, кто еще даже не принял решение стать учителем.

То же самое о торговцах. Если все обманщики, значит, не с кем иметь дело, бизнес и рыночные отношения. И энергичные амбициозные люди, желающие много зарабатывать не за счет разового грабежа клиентов, наслушавшись «правды» о своих желаниях, в торговлю не идут.

Старая поговорка о собаке на сене, которая не может себе взять и другим дать, только отваживает - это о человеке, который подобно собаке «лает» на других. Пословица «не плюй в колодец» - банально о том же.

Хорошо уметь определять зло относительно добра, как и блюсти неотвратимость наказания за злые поступки, которые необходимы человеку для регуляции поведения в обществе. Плохо - давать волю «злу» в себе, потому что «другие себе много позволяют».

Человеку дано сердце (желание), чтобы стремиться, и ум, чтобы отличать. Желаю всем достигать желаемого, и пусть ум способствует вам в этом.

image Click to view



Автор Максим Девицин
Редактор Карина Кашапова
Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читайте также:

Состояние отчаяния: короткое замыкание на длинной дистанции
Эксгибиционизм: что это значит
Исповедь каратистки: почему девочкам противопоказаны боевые искусства




системно-векторная психология, Юрий Бурлан

Previous post Next post
Up