О так называемом «изгнании» Адама из рая

Mar 15, 2013 12:19

Разумеется, никакого «изгнания» (Быт. 3, 24) в строго-буквальном смысле не было. Адама (будь то собирательный образ как олицетворение человечества вообще, или отдельная личность, как кому нравится) можно уподобить скорее блудному сыну из притчи (Луки, гл. 15), который САМ пожелал отделиться от Отца, потребовав часть имения. При этом совсем не обязательно понимать вкушение первых людей от древа познания добра и зла как какой-то однократный момент! Люди вкусили от этого древа, им понравилось. Ну и стали жить и вкушать себе дальше от плодов этого дерева, хотя в раю было множество других деревьев, от которых тоже с не меньшим, а скорее всего, с большим успехом можно было бы вкушать разные плоды, познавая и возделывая окружающий мир. То есть, выделяя из многообразной полноты что-то одно и сосредотачиваясь на нем, есть риск не только заблуждения и лишения себя неиссякаемого источника из этой полноты, но и впадения в зависимость от чего-то конечного и ограниченного. Даже от того же познания, которое, без любви, надмевает (см. 1 Кор. 8, 1). А само впадение в зависимость от чего-то конечного приводит к расточению, к растрате всего того, что было изначально. Так случилось с блудным сыном и, соответственно, с первыми людьми вообще.


Понятно, что всё это образно и иносказательно. Само грехопадение человечества было поэтапным и постепенным (могут быть также разные гипотезы по поводу того, произошло ли оно во времени или еще в предыстории человечества, в духовном мире, когда человек был «сотворён», «сформирован» как модель, но еще не «сделан» - на иврите это, соответственно, уровни «брия», «йецира» и «асия»). И на ранних стадиях оно могло быть, безусловно, обратимым.

Первая стадия падения - собственно склонение воли людей к иному, не божественному голосу, и сама проба от древа познания. Разумеется, первые люди не могли быть опытными во многих вопросах, как не может быть опытным ребенок, которого нужно воспитывать и учить в том числе на собственных ошибках. Адам ошибся, с кем не бывает! Ошибка, пусть и связанная с недоверием Богу, не может еще служить для необратимого наказания людей и не может быть представлена как их ВИНА. Но ошибки необходимо признавать, что, собственно, первые люди не сделали. А вместо этого «скрылся Адам и жена его от лица Господа между деревьями рая» (Быт. 3, 8) - вторая стадия. А Господь взывает к ним, пытаясь привести людей в себя: «Адам, где ты?»… Люди, вместо признания своих ошибок, начинают снимать с себя ответственность или перекладывать её на кого-то ещё. Адам - на Еву, Ева - на змея (третья стадия).

В общем, нежелание признавать свои ошибки и стремление переложить ответственность с себя на другого - главные черты падшего человечества, которые стояли у самых истоков его падения. По мере размножения людей их потомки, естественно, не могли не перенять модель поведения предков, вкушая плоды с того же древа познания, каждый для своей собственной выгоды, но при этом неизбежно разные единичные воли и интересы сталкивались друг с другом и перерождались в конфликты интересов. Как следствие - первое убийство Каином, потом «потерянные поколения» перед потопом. Когда же люди достаточно уже размножились, то некоторые опомнились и «начали призывать имя Господа» (Быт. 4, 26). Но разных «дров» было наломано уже много, и греховная закваска уже стала некой «второй природой» человека. Вкушение от древа познания добра и зла привело в конечном счете к стабильной путанице добра и зла, как внутри отдельного человека, так и в социуме. Когда благими намерениями дорога может быть вымощена в ад или, в более безобидных вариантах, «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

библия, писание

Previous post Next post
Up